Здравоохранение

Инструменты специалиста по качеству в медицинской организации

  • 15 января 2019
  • 768

Качество медицинской помощиСпециалист по качеству в медицинской организации использует в своей работе различные приемы – наблюдение, аудит, управление рисками, работа со стандартными алгоритмами и т.д.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Принципы эффективного аудита

Как провести аудит ВКК
пошаговая инструкция в Системе Главный врач

Аудит в медицинской организации строится на основе цикла PDCA и основан на следующих этапах:

  • оценка, переоценка;
  • анализ данных;
  • разработка предложений;
  • внедрение новой программы.

Построение эффективного аудита — это те источники информации, которые нужно использовать для того, чтобы собрать наиболее объективные данные о том или ином процессе, о том или ином направлении деятельности медицинской организации.

Какие источники помогут специалисту по качеству собрать всю необходимую информацию:

1. Традиционный источник информации - это документация (истории болезни, амбулаторные карты, должностные инструкции, алгоритмы, положения и т.д.).

Используя только один источник информации невозможно сказать, что она будет достоверной и что то, что написано в документах на самом деле соответствует действительности.

Для того, чтобы сделать информацию более объективно оценить ее с разных сторон применяются дополнительные источники информации.

2. Пациенты, члены их семей, сопровождающие, информация от которых должна также использоваться для оценки при проведении оценки организации.

3. Персонал, знания, умения и навыки которого также необходимо оценить в ходе проводимого аудита и сопоставить с тем, что написано в документации, сопоставить с тем, что озвучивают пациенты в своих отзывах и ответах и сопоставить это с четвертым источником информации.

4. Прямое наблюдение процессов медицинской деятельности.

Сочетание четырех источников информации позволит специалистам получать наиболее полную картинку о том или ином вопросе, о том или ином процессе, который имеет место быть в медицинской организации.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Самооценка по чек-листам

Ещё один инструмент специалиста по качеству в медицинской организации - проведение самооценки.

Это является важным элементом деятельности любой системы управления в медицинской организации. Инициатором проведения самооценки меня должен стать руководитель и реализация самооценки - это задача специалиста по качеству или структурного подразделения, уполномоченного по качеству.

В этой связи важно использовать весь арсенал, который может помочь таким специалистам для проведения эффективной самооценки.

С 1 января 2018 все проверки Росздравнадзора проводятся на основе проверочных листов, и это очень важная и обязательная часть работы специалистов по качеству, но не единственная. Поэтому проверочные листы Росздравнадзора, которые содержат исчерпывающий перечень обязательных требований, нужно использовать в формате самооценки.

Кроме этого, самооценка строится и на основе оценочных листов, которые содержатся в предложениях Росздравнадзора.

Они позволяют более глубоко понять причины проблем, которые существуют в медицинских организациях по тому или иному направлению для того, чтобы провести всесторонний анализ соответствий и несоответствий деятельности.

Необходимо использовать документирование для того, чтобы анализировать выявленные несоответствия, обобщить и провести их анализ и разработать детальный план по реализации корректирующих мероприятий с указанием сроков и ответственных лиц.

Чек-лист из 7 шагов перед проверкой Росздравнадзора

Многие главврачи используют специальный чек-лист, в котором шаг за шагом прописано, что и как нужно подготовить перед проверкой ВКК. Посмотрите и скачайте готовый чек-лист от специалистов Системы Главный врач.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Скачать чек-лист

Примеры типичных проблем медучреждений и пути их решения

Специалист по качеству выделяет отдельные направления работы, и с помощью анализа выделяет основные проблемы и корректирующие меры, направленные на их решение.

Приведем пример такого анализа на основе раздела «Управление кадрами»:

Основные проблемы

Важным аспектом сбора данных является мониторинг качества и безопасности медицинской деятельности.

И в этой связи нужен минимальный набор тех параметров, тех критериев и показателей, на основе которых можно достоверно, значимо, с оптимальной специфичностью оценить состояние того или иного направления деятельности.

Например, на основе данных мониторинга можно принимать решение о необходимости проведения внеплановых оценок по тому или иному направлению деятельности медицинской организации, либо мероприятий, которые будут направлены на улучшение определенных показателей.

Также мониторинг позволяет констатировать определенные улучшения деятельности организации.

Росздравнадзор назвал лучшие практики по внутреннему контролю качества. Посмотрите опыт ведущих клиник, по мнению ведомства, в журнале «Здравоохранение».

Индикаторы качества медицинской помощи

В качестве примера меня приведём индикаторы качества медицинской помощи, которые используются в странах Евросоюза.

Пример

Как мы видим, таких показателей не так много, но так или иначе они дают достаточно большой повод для изучения в последующем, в случае выявления каких-либо отклонений по данным показателям.

Все вероятные проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи можно разделить на две категории - это человеческий фактор и системные факторы.

Соответственно, для того, чтобы работать с этими двумя группами, необходимо выработать две стратегии для предотвращения рисков и построения устойчивой системы работы по улучшению качества.

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Стратегии повышения качества медицинской помощи

1. Первая стратегия – как избежать вероятности ошибки:

  • человеческий фактор, как источник ошибки;
  • управление рисками, поиск и анализ ошибок в целях недопущения их повторения;
  • инвестиции в стандартизацию.

2. Вторая стратегия – непрерывный процесс совершенствования процесса лечения:

  • медперсонал способен самостоятельно решать сложные ситуации;
  • поиск и распространение лучших практик лечения;
  • инвестиции в знания персонала и кадровый потенциал.

Как снизить риски медицинских ошибок

Руководители анализируют медицинские ошибки после того, как они произошли: находят причины и принимают меры, чтобы подобное не повторилось. Как с помощью FMEA-анализа снизить риски до того, как от ошибок пострадает пациент или медработник, а медорганизации назначат санкции, узнаете из журнала «Здравоохранение».

Сведения по чек-листу

Скачать алгоритм

Система управления рисками в медучреждении

Риск-менеджмент основан на работе с существующими рисками, что включает в себя 5 этапов, которые рекомендуется использоваться для того, чтобы провести анализ деятельности МО:

  1. Выявление риска и оценка вероятности его реализации.
  2. Выбор методов и инструментов управления выявленными рисками.
  3. Разработка риск-стратегий с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных его последствий.
  4. Реализация риск-стратегии.
  5. Оценка достигнутых результатов и корректировочные мероприятия.

Внутренний контроль в МО

Базовый инструмент по управлению качеством в медучреждении - организация системы внутреннего контроля.

Существует проект приказа Минздрава РФ, который призван модернизировать систему внутреннего контроля в медучреждениях, стандартизировать эту работу и требования к медучреждениям по внутреннему контролю.

В частности, в проекте названы направления, которые включается во внутренний контроль:

Как проходит

В приказе перечислены и базовые разделы по безопасности пациентов, которые должны лежать в основе работы по обеспечению безопасности процентов медицинских организациях стационарного, амбулаторного профиля для того, чтобы обеспечить подходы, основанные на безопасности пациентов при оказании медицинской помощи.

Чем ВКК отличается от менеджмента качества

Что означает внутренний контроль качества, чем он отличается от менеджмента качества, какие документы надо утвердить для внедрения внутреннего контроля, узнаете из Системы Главный врач. В рекомендации также можно скачать необходимые образцы документов.

Инструменты внутреннего контроля

1. Внутренний контроль может осуществляться в формате аудита, оценки. Это очень важный инструмент, который сегодня должен быть применен в медицинской организации, который достаточно быстро и оперативно позволяет оценить то или иное направление деятельности, тот или иной процесс, и самое главное выявить слабые места, с которыми необходимо работать.

2. Мониторинг качества безопасности.

3. Регистрация неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи.

Это очень важное направление, поскольку, фиксируя документируя, регистрируя эти проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи, и детально анализируя их - это тот самый путь, который прошли многие страны мира при построении эффективной системы здравоохранения.

Служба по качеству медицинской организации

Сегодня служба по качеству и уполномоченный по качеству становится важным элементом управления качеством в медучреждении.

Служба по качеству осуществляет внутренний контроль посредством:

  • организации и проведения оценки;
  • организации и проведения мониторинга качества и безопасности медицинской деятельности;
  • реализации мер, принимаемых по результатам внутреннего контроля;
  • разработки и реализации мер по совершенствованию подходов к организации оказания медицинской помощи;
  • организационно-методического руководства, координации и контроля структурных подразделений медицинской организации по вопросам обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности;
  • участия в пределах своей компетенции в формировании системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
  • информирования врачей, среднего медицинского персонала и других сотрудников медицинской организации о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности и мерах, принимаемых для улучшения;

Предлагаемые меры выглядят достаточно понятными и простыми. Но на самом деле сложности возникают при внедрении этих новых изменений, процессов, либо формировать новую производственную безопасную культуру.

При внедрении практических рекомендаций возникают различные препятствия:

  • сопротивление персонала;
  • недостаток ресурсов;
  • проблемы при подготовке специалистов по качеству.

Все это нужно учитывать и с этими проблемами нужно уметь работать.

Как подготовить специалистов по качеству

Специалисты по качеству профессионально владеют методологией, методикой, инструментами, которые будут достаточны для того, чтобы применить те или иные изменения, внедрить их на практике в МО и получить тот ожидаемый результат, который запланирован.

Именно поэтому на первое место выходят компетенции таких специалистов, их профессионализм и умение применять те или иные инструменты в своей работе подобных специалистов.

И конечно, на первое место выходит обмен лучшими практиками таких специалистов, которые смогут использовать лучшую практику, уже реализованную в другой организации для того, чтобы максимально эту технологию применить в конкретном медучреждении.

Помощью для медицинских организаций, которая сегодня реализуется, является создание центров компетенции в субъектах РФ, где на базе медицинских организаций, которые внедрили предложения Росздравнадзора, проводится обучение специалистов по управлению качеством.

Более опытные специалисты передают свой опыт и методику формирования и управления качеством медицинской организации для других медицинских организаций.

На сегодня такой центр создан в республике Бурятия, в Красноярском крае, в Тюменской области. Предполагается, что в 22 регионах, где сегодня активно идет внедрение практических рекомендаций Росздравнадзора в ближайшее время центры компетенции на базе таких организаций заработают.

Это будет действительно хорошим инструментом для того, чтобы передавать и тиражировать лучший опыт по внедрению системы управления качеством в медицинских организациях.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.