Здравоохранение

Как поднять зарплаты врачам и не увязнуть в долгах: секреты экономии

  • 28 января 2019
  • 42

Показатели по заработной плате Для того, чтобы выполнить показатели по заработной плате медработников, многие организации вынуждены искать дополнительные средства экономии.

Как экономить правильно, платить штрафы, оспаривать их и не увязнуть в долгах – расскажем далее.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Экономия материальных ресурсов

Когда речь идет о необходимости рационализации расходов, об экономии, то часто от руководителей медучреждений приходится слышать о том, что экономить уже не на чем, давно все оптимизировано и т.д.

Но так ли это на самом деле?

В связи с этим каждый руководитель может задать себе множество простых вопросов:

  • по истечении срока годности в медучреждении не списываются лекарства и реагенты;
  • заботится ли персонал об экономии воды, электроэнергии и тепла;
  • возвращаются ли сотрудники выключить свет, если забыли его выключить?

Проблема в том, что в организациях не установлена никакая мера зависимости оплаты труда хотя бы некоторых работников от экономии ресурсов. А ведь эффективный контракт направлен в некотором смысле и на это тоже.

Лишь некоторые медучреждения применяют систему эффективного контракта.

Например, в клинической больнице № 122 г. Санкт-Петербурга вспомнили опыт хозрасчета – в эффективные контракты введены не только показатели увеличения объема работ и повышения их качества, но также и показатели экономии ресурсов.

Где клиникам найти ресурсы, когда экономить уже не на чем

Практические решения от главврачей, что бы не увязнуть в долгах, несколько способов в журнале "Здравоохранение".

Скачайте и используйте в работе

Нормативы труда, дохода и расхода медикаментов

В одном медучреждении установлен норматив на оплату труда в зависимости от стоимости оказанных услуг, который рассчитывается по формуле, которую можно использовать не только в платных услугах, но и в системе ОМС.

В данном случае ФОТ, та сумма, на которую претендуют работники определяется тремя параметрами:

  • нормативом на оплату труда;
  • суммой полученного дохода;
  • расходами средств.

Это стимулирует рост доходов и сокращение нерациональных расходов.

Как сократить расходы

Как можно воздействовать на норматив, чтобы он был интересен не только медработникам, но и администрации. Все зависит от формулы норматива и от формулы расчета финансового плана по доходам.

В ряде случаев расчет производился по затратам, необходимым для содержания подразделения, в том числе на коммунальное обслуживание, хозяйственные службы, пропорционально занятым площадям.



Оплата в % от маржинального дохода

Маржинальный доход - это доход по всем источникам за вычетом переменных расходов. Это медикаменты, расходный материал и т.д.

То есть оценивается стоимость оказанных услуг в рамках ОМС и ДМС, из них вычитываются только те медикаменты, которые были затрачены и устанавливается некий норматив.

Если отделению удалось дополнительно сэкономить расходный материал или увеличить доходы, зарплата работников будет увеличиваться.

Какие показатели позволяют оценить финансовую устойчивость медорганизации, расскажем в Системе Главный врач.

Пример рационализации проведения лабораторных исследований

Приведем один пример рационализации использования лекарственных препаратов, реактивов и т.д.

В ЛПУ заведующая лабораторией жаловалась на то, что нерационально используются мощности лаборатории, много необоснованных направлений и т.д. Выяснилось, что сам медперсонал часто очень расточительно относится к лабораторным исследованиям.

Было разработано положение об оплате труда, в котором указано, что в случае выявления необоснованных направлений на лечебно-диагностические мероприятия оплата труда будет уменьшена.

Были определены ситуации, когда направления считаются необоснованными:

  1. При повторном направлении на исследование до получения результатов предыдущего исследования (включая исследования по cito);
  2. В случаях, когда результаты исследования остались невостребованными либо не вклеены в историю болезни или амбулаторную карту пациента;
  3. При повторном направлении на исследование, если предыдущее исследование не выявило патологии (за исключением случаев, когда такие направления предусмотрены соответствующей записью в истории болезни или амбулаторной карте пациента);
  4. Когда делаются назначения,непрофильные для данного заболевания,или врачом по заболеваниям,непрофильным для его специальности,без записи соответствующего специалиста;
  5. Когда в направлении на дополнительные услуги коммерческим больным,оказываемые сверх стоимости койко-дня,не указано, что эти услуги могут быть оказаны только за плату;
  6. Неправильное кодирование направления на исследование, из-за которого коммерческому больному услуга оказана без оплаты, если при направлении на обследование,которое должно было быть выполнено догоспитализации, не указано, что это обследование должно производиться за дополнительную оплату (не поставлен соответствующий код);
  7. Когда без указания на доплату сделано направление на исследование, невходящее в стандарт;
  8. Когда без указания на доплату сделано направление на исследование по сопутствующему заболеванию.

То есть это ситуации, которые приводят к потерям медучреждения.

Стоимость соответствующих исследований по рыночной цене вычиталась из ФОТ соответствующего подразделения. Половину ту суммы, на которую виновное отделение было доказано отдавалась отделению, которое выявило эти факты.

Соответственно, работники лаборатории стали заинтересованы в том, чтобы выявлять подобные нарушения.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

ДМС как способ получения дополнительного дохода

Руководителям медучреждениям не стоит понимать платные услуги узко - к ним относятся и средства предприятий, и добровольное медицинское страхование.

Социальная роль бизнеса должна возрастать.

Добровольное медицинское страхование должно поддерживаться и стимулироваться не только государством, но и самими учреждениями.

Как правильно составить прейскурант на медуслуги и привлечь пациентов по ДМС, читайте в Системе Главный врач.

Действительно, ДМС - это и экономия бюджета, средств ОМС, это и дополнительные доходы учреждений, и средство предотвращения теневой оплаты (с застрахованными по ДМС пациентами врач не может договориться об оплате в карман за счет снижения цены в отличие от ситуации, когда пациент платит из своих средств).

В связи с этим возникает один вопрос: заинтересованы ли в привлечении пациентов, застрахованных по ДМС, сотрудники, от которых во многом зависит поток этих пациентов?

Речь идет не о тех работниках, которые получают оплату за оказание им медицинской помощи по ДМС, а о сотрудниках регистратуры, приемного отделения, справочных служб и т.д.

Ведь нередко из-за их нежелания иметь дело со «сложными» (для них) пациентами, застрахованными по ДМС, эти пациенты просто не попадают в учреждение («нет мест»,«нет врача», «перезвоните позже» с интонацией, означающей «не звоните вообще» и т.д.).

Варианты решения проблемы:

  • запись телефонных разговоров;
  • тренинг персонала (уточнение обстоятельств);
  • материальные стимулы.

Как уменьшить поток штрафов от системы ОМС

Медицинские организации далеко не всегда отстаивают свои права, не добиваются отмены санкций, штрафов и т.д.

Как добиться оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи:

  1. Изучите судебную практику с участием частных медицинских организаций, потому что они очень часто превышают объемы и добиваются оплаты этих средств. Это может быть поучительно и полезно.
  2. Во многих ли случаях при наличии санкций к учреждению, применяются санкции к виновным в этом медицинским работникам: в виде уменьшения или лишения выплат стимулирующего характера.
  3. С актами СМО нужно скрупулезно работать: вовремя рассматривать акты, отказы, готовить протоколы разногласий, обращаться в Территориальные фонды ОМС, судиться. Иногда нужно всего лишь уточнить адрес регистрации пациента или номер страхового полиса.

Споры со страховщиками. Топ-5 нарушений и стратегия защиты в журнале "Здравоохранение".

Это очень важный пул работы, поскольку во многих организациях работа с отказами заканчивается в бухгалтерии, где счета, вернувшиеся из страховых компаний, просто хранятся на стеллажах.

Совет: поручите бухгалтерии ежеквартально предоставлять отчет о том, какая сумма счетов выставлена, какая не оплачена и какая сумма из неоплаченных первоначально счетов -перевыставлена.

Очень часто страховые компании пытаются навязать санкции за те или иные нарушения необоснованно.

При этом медучреждение должно придерживаться важного принципа - санкции налагаются не за нарушения ФФОМС № 230, а за нарушение законодательства.

Не за то, что мы не обеспечили выбор пациентом медучреждения или врача, а за нарушение порядка, предусмотренного законодательством, нормативными актами.

Как выполнить целевые показатели по майским указам: выводы

Многим медицинским организациям действительно не хватает средств для достижения выставленных показателей.

Но, к сожалению, многие учреждения лишь жалуются на недостаток средств, не используя тереальные возможности улучшения ситуации, которые предусмотрены Указами Президента, логикой эффективного управления:

  • нормирование;
  • стимулирование работников, а не простое повышение заработной платы;
  • ужесточение требований к работникам (на фоне повышающейся зарплаты) через введение профессиональных стандартов, аттестацию, пересмотр должностных инструкций и т.д.

Это только небольшая часть реально существующих резервов. Конечно, такие меры могут вызвать недовольство работников – с ними нужно работать, им нужно объяснять, убеждать их и т.д. Многие руководители не хотят этим заниматься, боятся конфликтов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.