Здравоохранение

Контроль качества в медицинской деятельности: современные подходы

  • 30 января 2019
  • 38

Вопросы качества и вопросы безопасности пациентовОсновными подходами к качеству в здравоохранении сегодня являются планирование, непрерывное улучшение деятельности и управление рисками.

Расскажем, какие причины заставляют законодателя пересмотреть подходы к качеству в медицинской деятельности, и какие решения могут оказаться наиболее эффективными.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Проблемы качества - эта проблема абсолютно всего того периода времени, когда существует здравоохранение.

В центре всей системы здравоохранения стоит пациент со своими проблемами, со своими ожиданиями, вопросами, которые всегда есть, с которыми он обращается в систему здравоохранения, в медицинские организации и ждет, чтобы ему была оказана безопасная, эффективная, своевременная медицинская помощь, рациональная и доступная.

В этом заложен основной смысл современной системы развития систем здравоохранения, выражающийся в ориентации на пациента.

Поскольку абсолютно любое действие, любой процесс, который происходит в медицинской организации напрямую связан с пациентами и должен именно так восприниматься.

Росздравнадзор при проверках выясняет, как организована система управления качеством меддеятельности и налажен внутренний контроль качества.

Чтобы внедрить ВКК, нужно утвердить локальные нормативные акты. В памятке в Системе Главный врач – список основных документов.

Скачать акты

Исследования по качеству медуслуг в здравоохранении

Расскажем о цифрах, которые характеризуют вопросы качества и вопросы безопасности пациентов.

Проблема качества - проблема не одного года и не одного десятилетия. Говоря о цифрах, приходится ориентироваться в основном на западные исследования.

Обратим внимание на исследование, которое послужило во многом отправной точкой для обсуждения вопросов, связанных с безопасностью пациентов - это исследование, которое было проведено в 1999 году в США.

По статистике и по тем данным, которые были обнародованы и озвучены в этом исследования, около 200000 пациентов ежегодно погибают в результате предотвратимых медицинских ошибок.

Благодаря этому исследованию вообще актуализировался вопрос, который был связан с темой медицинских ошибок, с темой рисков, которые несет пациент, который получают медицинскую помощь. После этого во многих странах было инициировано изучение проблем, связанных с оказанием медицинской помощи.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


В 2014 году был озвучен факт - у каждого 10 пациента, фиксируются неблагоприятные события, связанные с оказанием медицинской помощи. 1/3 застрахованных американцев переносят неблагоприятные события в рамках оказания помощи сестринским медперсоналом, половина из которых предотвратимы.

То есть это в пределах 15% от всех случаев, которые получают медицинскую помощь в рамках стационара, соответственно, имеют проблемы, связанные напрямую с неблагоприятными событиями, связанными с оказанием медицинской помощи.

Обратимся к европейским результатам исследований, которые говорят о том, что медицинские ошибки и наступление неблагоприятных событий наблюдается в диапазоне от 8 до 12% случаев всех госпитализаций в европейском союзе.

Примерно 15% общих затрат стационаров - прямое последствие наступления неблагоприятных событий, связанных с оказанием некачественной медицинской помощи. Это исследование, которое было проведено в Европе в 2017 году.

Как начмеду снизить риски медицинских ошибок. В статье Журнала "Заместителю главного врача" покажем алгоритм который позволяет снизить риски медицинских ошибок, поделимся образцами документов.

Скачать документы

Зачем нужно улучшать качество медпомощи

В РФ проблемы, связанные с оказанием медицинской помощи, также являются серьезными. Что касается законодательного регулирования, в российском законодательстве понятие врачебной ошибки в нормативно-правовом регулировании отсутствует вообще.

1. Сегодня наблюдается достаточно жесткое трактование проблем, связанных с оказанием медицинской помощи. Следственный комитет РФ уделяет пристальное внимание медицинским делам.

Только по итогам 2017 года порядка 1790 дел уголовных было возбуждено в отношении медицинского персонала, связанных с оказанием медицинской помощи.

2. Дискуссии, которые происходят сегодня на уровне органов управления здравоохранения, в профессиональной среде и среди пациентов заставляют принимать самые экстренные меры, которые с одной стороны призваны защитить врачей, которые каждый день оказывают медицинскую помощь, обеспечить им правовую и профессиональную защиту, чтобы они не были уязвимы перед системой и могли полноценно оказывать в полном объеме медицинскую помощь.

3. Понятен и запрос общества на более качественную медицинскую помощь, на более качественную работу медицинских организаций по отношению к пациентам, для достижения результата, который ожидает пациента и общество в целом ожидает от системы здравоохранения.

Все это крайне важно для того, чтобы понимать, что нужно предпринимать, чтобы обезопасить пациента при оказании медицинской помощи и обеспечивать пациента качественной надлежащего качества медицинской помощью.


Планирование и контроль в управлении качеством медпомощи

Современная концепция управления качеством медицинской помощи подчеркивает необходимость планирования деятельности по совершенствованию качества.

Невозможно спонтанное улучшение качества, нет универсального рецепта, который позволит моментально сделать качественной и безопасный медицинскую деятельность. Это достаточно сложный, длительный процесс, которым нужно заниматься постоянно.

И в этой связи важно, то, какое внимание вопросам управления качества отводится в системе контроля.

Сегодня во многих странах контроль проходит стадию реформирования, с использованием современных подходов в управлении качеством.

И конечно, контроль качества является инструментом для обеспечения должного уровня качества и должного уровня безопасности.

Контроль не может быть тотальным, он не будет эффективным и не будет результативным. Нельзя назначить контролера для каждого специалиста, задействованного в оказании медицинской помощи, а затем проконтролировать самого контролера.

Пошаговый алгоритм внедрения внутреннего контроля в системе Главный врач.

Эта система когда-то работала, но была неэффективной и обеспечила должный уровень качества.

И в связи с этим происходит трансформация, где ключевым процессом является процесс непрерывного улучшения работы на уровне медицинской организации:

  • контроль рассматривается как управленческий инструмент;
  • современная система контроля предполагает четкое установление понятных, объективных, прозрачных критериев;
  • правильные критерии позволяют провести оценку соответствия подконтрольного субъекта установленным, понятным, считаемым критериям и требованиям;
  • по результатам контроля формируется система мер и мероприятий, которые должны быть предприняты по отношению к организации, по отношению к специалисту в случае, если выявлены какие-либо несоответствия установленным требованиям.

В этой связи очень важны процессы планирования, совершенствования требований и критериев - тех механизмов, которые будут обеспечивать соответствие установленным понятным требованиям.

Новая концепция контроля в медицинской деятельности

В апреле 2018 года состоялся саммит по вопросам безопасности пациентов, где принимали участие руководители министерств здравоохранения большинства стран.

По итогам саммита была принята токийская резолюция по безопасности пациентов, который подписала и Россия.

В связи с этим, в российском здравоохранении должны найти отражение те вещи, которые были задекларированы руководителями министерства здравоохранения 112 стран мира:

  • изменение сложившейся системы;
  • формирование новой системы –«культуры безопасности» при оказании медпомощи.

Положение о Комитете по работе с медицинскими ошибками, скачайте в Системе Главный врач.

Учитывая, что причинами ошибок в медпомощи являются системный фактор и человеческий фактор, формируется две основные стратегии для предотвращения таких ошибок:

1. Стратегия снижения вероятности ошибок с помощью:

  • управления рисками;
  • поиска и анализа ошибок;
  • инвестиций в стандартизацию для снижения человеческого фактора.

2. Непрерывный процесс совершенствования, который способствует безопасному и эффективному процессу лечения.

Основные инструменты этой стратегии:

  • поиск и распространение лучших практик;
  • бенчмаркинг;
  • инвестиции в образование медицинских специалистов, которые задействованы при осуществлении меддеятельности.

Эти стратегии должны быть реализованы одновременно. Вместе они помогают формировать новую систему здравоохранения - высоконадежную и управляемую.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.