Здравоохранение

Как клинике внедрить систему менеджмента качества: предложения Росздравнадзора

  • 31 января 2019
  • 70

Стандарты качестваРосздравнадзор предпринял попытку разработки собственного стандарта, который позволит оценить качество работы медучреждений и оказываемых в них услуг.

Медучреждению эти рекомендации помогут выстроить систему внутреннего контроля.

Как это сделать для достижения лучших результатов – расскажем далее.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Предложения Росздравнадзора

В 2015 году по заданию Росздравнадзора Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы разработал предложения Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Эти предложения в первой версии направлены на работу стационара. В 2016 году появилась вторая версия, связанная с поликлиниками, амбулаторно-поликлиническим звеном.

По сути своей предложения Росздравнадзора являются определенным набором требований, выполнение которых в медицинской организации позволит сформировать системный подход к вопросам управления качеством я обеспечением безопасности при оказании медицинской помощи.

Те инструменты, которые заложены в практических рекомендациях Росздравнадзора - это инструменты, которые в том числе сформированы на основе международных подходов, на основе международных стандартов по управлению качеством и обеспечением безопасности медицинской деятельности.

В том числе это лучшие практики, которые сегодня работают в медицинских организациях страны, гармонизированные с тем нормативно-правовым регулированием, которое установлено для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Росздравнадзор при проверках выясняет, как организована система управления качеством меддеятельности и налажен внутренний контроль качества.

Чтобы внедрить ВКК, нужно утвердить локальные нормативные акты. В памятке в Системе Главный врач – список основных документов.

Скачать акты

Этапы внедрения предложений Росздравнадзора

С 2016 года практические рекомендации Росздравнадзора внедряются в медицинских организациях России. Основными разделами является для стационаров 11 базовых разделов и 5 дополнительных разделов для поликлиник.

Очень важна этапность внедрения практических рекомендаций, чтобы создать системные предпосылки для формирования управленческих инструментов по управлению качеством, по обеспечению должного уровня безопасности.

Рассмотрим эти этапы подробно.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Принятие управленческого решения

Принимается решение руководства, которое должно выглядеть с одной стороны в виде формализованного документа на уровне медицинской организации.

С другой стороны, весьма важным является и лидерство, руководство и принятие решения руководством, как лидером команды внутри медицинской организации по необходимости изменений, проводить которые важно для того, чтобы сформировать систему управления качеством внутри медицинской организации.

Не случайно среди одного из важнейших принципов, которые позволяют внедрить практические рекомендации на первом месте конечно, стоит лидерство руководителя.

Именно лидерство, неформальное по занимаемой должности, а именно лидера, как руководителя медицинской организации, как формирование сообщества единомышленников из коллег, которые работают в медучреждении.

Как организовать управление персоналом, чтобы получить сертификат Росздравнадзора.

Чек-лист и образцы документов в журнале "Заместителю главного врача".

Как клинике внедрить систему менеджмента качества: предложения Росздравнадзора

Вовлечение всего коллектива

Нельзя построить систему управления качеством, используя ресурс административный, включая ограниченное число специалистов, которые будут единолично заниматься этими вопросами.

Здесь ключевым принципом является принцип вовлечения всего коллектива, независимо от должности, от направления работы внутри медучреждения.

Важно, чтобы абсолютно весь коллектив принимал участие в формировании новой системы управления качеством.

Вводное обучение персонала

Следующим этапом стоит вводное обучение персонала, когда необходимо говорить с людьми о том, какого рода изменения требуются, говорить с людьми о тех проблемах и рисках, которые существуют внутри медицинской организации, которые осуществляют свою непосредственную работу в части оказания медицинской помощи.


Создание рабочей группы по внедрению рекомендаций

Следующий этап - формирование рабочей группы по разделам.

Если мы ведем речь о стационаре, то необходимо создание 11 рабочих групп по каждому разделу.

Как формировать рабочие группы, на базе чего? Здесь существует два подхода для того, чтобы создаваемые рабочие группы были действительно не формальными, а работали на результат, на улучшение качества и обеспечение безопасности медицинской деятельности.

1. Первый путь, по которому можно пойти в рамках внутреннего контроля - это формирование рабочей группы на базе врачебной комиссии.

Но этот путь имеет ряд своих существенных ограничений. Врачебная комиссия обладает кроме всего прочего, и рядом других весьма важных направлений, которые вынуждены вести специалисты меня помимо своего непосредственно профессионального исполнения обязанностей.

2. Создание рабочей группы мультидисциплинарной с включением в эти рабочие группы специалистов технического профиля, среднего и младшего медперсонала.

Это второй путь, но в рамках этого пути возможно и делегирование от врачебной комиссии представителя в мультидисциплинарные рабочие группы.

Руководители ищут специалистов нового формата — менеджеров по качеству и внутренних аудиторов.

Где их взять и как обучить, расскажем в Журнале "Заместитель главного врача". В приложении — должностная инструкция специалиста.

Инструкция

Скачать инструкцию полностью

Этап самооценки

Напомним, что предложения Росздравнадзора состоят из двух частей. Первая часть посвящена краткому описанию нормативно-правового регулирования каждого из направлений работы.

Вторая часть документа изложена в виде унифицированных оценочных листов, которые можно использовать для оценки каждого направления.

Оценочный лист включает полный перечень критериев, по которым можно оценить работу медучреждения в рамках рабочей группы, и в формате самооценки провести оценку деятельности медицинской организации по каждому из направлений.

Этап самооценки крайне важен с той точки зрения, что самооценка позволяет:

  • увидеть многие процессы в рамках процессного подхода, с совершенно иной точки зрения;
  • разложить эти процессы;
  • оценить процессы, оценить завершенность этих процессов;
  • оценить вероятность совершения ошибок на каждом из процессов;
  • описать эти процессы;
  • создать систему мер для корректировки этих процессов, для улучшения этих процессов, для того, чтобы в конечном итоге минимизировать риски на каждом из направлений.

Этап внешней оценки

Это крайне важный этап, который проводится силами привлекаемых внешних специалистов, специалистов, которые не работают в медучреждении.

На этом этапе у медучреждения имеется возможность сравнения того, как специалисты оценили себя внутри организации и как специалисты извне воспринимают те процессы, которые происходят внутри медицинской организации.

Это два звена одной цепи - когда внешний аудит позволяет более объективно увидеть многие проблемы, существующие в медучреждении, но самое главное, сформировать систему мер, которые призваны будут минимизировать риски, устранить дефекты, и помочь самой медицинской организации более четко структурировать многие процессы для того, чтобы они проводились именно адекватно и безопасно для пациента.

Обучение персонала

Постоянная работа с персоналом - это главный ресурс организации и именно с этого начинается любое изменение, которое можно реализовать в медицинской организации.

Именно поэтому после того, как будет проведен внешний аудит, после того, как будут выявлены проблемы, в том числе в части знаний, навыков и умений, важно и необходимо проведение обучения персонала в самых разных форматах.

Более того, важно формирование системы непрерывного обучения на своих рабочих местах для того, чтобы возможно было сформировать систему непрерывного улучшения работы на своих рабочих местах специалистов.

Внедрение рекомендаций

Самый сложный и кропотливый этап - внедрение практики изменений внутри медицинской организации.

Безусловно, параллельно этому всему необходимо создавать и отдельное структурное подразделение, которое бы включало бы в себя специалистов, которые бы каждый день занимались вопросами управления качеством.

Для крупных медицинских организаций формирование отдела по качеству является весьма и весьма важным структурным изменением перед тем, как приступить к внедрению, необходимо создать в том числе и инфраструктуру для этого.

Для этого формируется отдел или управление по качеству, в небольших ЛПУ вводится должность уполномоченного по качеству, в зависимости от формата медицинских организаций.

Источники информации для внутреннего аудита

В основе внутреннего контроля и в основе практических рекомендаций Росздравнадзора присутствует важный методологический элемент - это использование аудита для проведения внутреннего контроля.

Источники информации, откуда получать информацию:

1. Традиционным и подчас единственным источником информации на сегодня является документация. К сожалению, данный источник информации имеет много недостатков.

Дело в том, что документы очень часто ничего не имеют с реальной картинкой, которые происходят внутри медорганизации.

2. Пациенты, члены их семей, законные представители, которые совершенно точно являются полноценными участниками медицинской деятельности, мнение которых, желания и знания которых нужно использовать для того, чтобы оценить эту деятельность.

3. Персонал - это люди, которые работают на своих рабочих местах. Это их знания, умения, позиция по отношению к проводимым выполняемым процессам, манипуляциям, процедурам и т.д., и это очень важный источник информации.

4. Непосредственное наблюдение того, что происходит внутри медицинской организации.

Разумное сочетание этих источников информации позволяет получить более объективную информацию обо всех процессах, которые происходят внутри медучреждения, и тем самым более объективно подойти к оценке и тем более к принятию решений, которые требуются для того, чтобы провести необходимые улучшения.

Результаты внедрения практических рекомендаций: опыт коллег

С 2016 года практические рекомендации Росздравнадзора активно реализуются, внедряются в медицинских организациях.

Результаты их работы позволяют сделать первые выводы о том, как внедрение практических рекомендаций влияет на работу медицинской организации.

1. Методология, изложенная в Предложениях, позволяет объективно оценить работу медицинских организаций по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности;

2. Содержание, в том числе требования, изложенные в Предложениях, понятны и в целом положительно воспринимаются медицинскими работниками и организаторами здравоохранения. Медицинский персонал настроен на изменения, необходимые после проведения аудитов организаций на основе Предложений;

3. Внедрение Предложений способствует активному междисциплинарному взаимодействию различных специалистов в медицинской организации;

4. По результатам внешних аудитов медицинских организаций наибольшие проблемы были выявлены в разделах, связанных с управлением человеческими ресурсами и обеспечением безопасности пациентов (особенно эпидемиологическая, лекарственная,хирургическая безопасность).

Как применять результаты внутренней и внешней оценки

  1. Не следует воспринимать выявленные несоответствия, как несоответствие действующему законодательству.
  2. Эту информацию нужно воспринимать, как потенциальный риск, который внутри медицинской организации не идентифицирован, а во-вторых, нет управления этими рисками, и когда наступят последствия от этого риска не может сказать никто.
  3. Данную информацию следует рассматривать, как потенциал роста по улучшению качества и по обеспечению безопасности персонала и пациентов на совершенно ином уровне, и следует воспринимать именно как потенциал роста и развития медицинской организации.
  4. Следует рассматривать полученные сведения в том числе и для того, чтобы понять, как соответствовать предъявляемым требованиям в рамках контрольных мероприятий и в рамках проверок, которые проходят со стороны ведомственного контроля, со стороны государственного контроля, со стороны Росздравнадзора.
  5. Результаты оценки следует воспринимать, как инструмент профилактики нарушений обязательных требований, которые могут быть выявлены в ходе контрольных мероприятий, плановых и внеплановых.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.