Здравоохранение

Алгоритм защиты от пациентов-скандалистов: памятка для медработников

  • 22 февраля 2019
  • 362

Алгоритм защиты от пациентов-скандалистов: памятка для медработниковПоявился новый тип скандальных пациентов. Они ищут нарушения и манипулируют начмедами.

В статье привели рекомендации юриста, которые помогут организовать работу в клинике, чтобы пациент не прицепился, составили памятку для персонала и локальные документы, чтобы усмирить шантажиста.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

7 уловок пациентов-шантажистов

1 уловка: мою карту оставили на столе, и все прочитали, чем я болен

Претензия может поступить в случае, если врач оставил на столе открытой медкарту пациента. Тот сфотографировал, а потом обвинил доктора в разглашении врачебной тайны. Ведь прочесть диагноз мог любой, кто зайдет в кабинет.

Основание для шантажа, действительно, существует: закон требует соблюдать врачебную тайну (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ <Об основах охраны здоровья граждан). Чтобы избежать скандала и возмещения ущерба, храните медкарты в регистратуре (приказ Минздрава от 15.12.2014 № 834н <Об утверждении унифицированных форм медицинской документации…>).

Запретите врачам оставлять медкарты на столах после приема или беседы с родственниками пациента. Требование приказа Минздрава № 834н распространяется не только на меддокументы, но и на любую переписку с пациентом, которая содержит информацию о заболеваниях либо о факте обращения за медпомощью.

Не признавайте вину в переписке с пациентом или госорганами, в которые он обратился с жалобой. Не привлекайте сотрудников, которые допустили нарушения, к дисциплинарной ответственности или не сообщайте об этом пациенту. Раздайте подчиненным памятки, которые помогут подстраховаться.

2 уловка: я пришел к своему врачу, а в кабинете — другой

Замену врача в графике приема пациент может трактовать как нарушение конфиденциальности. Прицепиться несложно, потому что в нормативных актах нет порядка действий для медорганизации.

3 уловка: пригласили студентов и рассматривали меня

Если пациент дал согласие на осмотр, но на прием пригласили еще и студентов-медиков, у него есть право отказаться от осмотра в присутствие посторонних. Однако случается, что гражданин не возражал, а потом направил жалобу, что клиника разгласила врачебную тайну. Чтобы защититься от разбирательств, врач обязан заранее взять письменное согласие на осмотр несколькими специалистами или на присутствие должностных лиц при осмотре. В нем следует указать всех медработников, которые будут оказывать помощь.

4 уловка: медсестра назвала мой диагноз в коридоре

Пациент утверждал, что случайный посетитель в коридоре клиники слышал, как медсестра рекомендовала готовиться к процедуре. Значит, мог узнать диагноз. Действительно, нельзя оглашать сведения медицинского характера в присутствии посторонних (ст. 13 Закона № 323-ФЗ). Однако, закон не указывает, кого считать посторонними. Поэтому относите к посторонним всех, кто не участвует в оказании медпомощи либо не имеет законного права присутствовать. Например, полицейские при заборе образцов биологического материала. При пациенте не обсуждайте диагноз с коллегами, если их подписи нет в информированном согласии. Супругу или близкому родственнику врач вправе сообщить о неблагоприятном прогнозе, если пациент это не запретил (ч. 3 ст. 22 Закона № 323-ФЗ).

5 уловка: осматривали в многоместной палате

Если врачи принимают в одном кабинете сразу нескольких пациентов, шантажисты угрожают иском с требованием компенсировать моральный вред. Основание - ст. 13 и 20 Закона № 323-ФЗ, которые запрещают посторонним присутствовать при осмотре.

Узнать, как защититься

6 уловка: доктор ко мне приставал

Обвинить в домогательствах можно каждого медработника, который остался с пациентом наедине. За понуждение к действиям сексуального характера грозит уголовная ответственность (ст. 133 УК).

Читать, как подстраховаться

7 уловка: врач в сговоре с аптекой

Если врач выдал рецепт на фирменном бланке фармкомпании или посоветовал, где купить препарат, — это повод шантажировать клинику. Медработники не вправе выдавать рецепты на препараты, медизделия на бланках с рекламой, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование (п. 6 ч. 1 ст. 74 Закона № 323-ФЗ).

Для предотвращения нарушений разработайте положение об ограничении рекламной деятельности.


Читать полную версию статьи >>


Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к справочной системе «Консилиум»

Нам — 25!
Дарим квартиру за подписку

Получить квартиру
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.