Здравоохранение

Развитие систем нормированию труда в рамках реализации проекта «Здравоохранение»

  • 11 марта 2019
  • 22

Нормирование трудаУказом Президента сформированы ключевые задачи, стоящие перед здравоохранением в период до 2024 года.

Рассмотрим эти задачи с точки зрения работы над системами нормирования в медучреждении – какие направления нуждаются в доработке и пересмотре.

Приведен обзор основных источников, регулирующих нормирование в здравоохранении.

Больше статей в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» Активировать доступ

Задачи нормирования труда в рамках указа Президента

Проект «Здравоохранение» является частью стратегической программы по развитию Российской Федерации до 2024 года.

Поставленные перед отраслью задачи напрямую связаны и с дальнейшим развитием системы нормирования труда в медицинских организациях.

Расскажем, по каким направлениям необходимо совершенствовать нормирование труда в медучреждениях с точки зрения решения стратегических задач отрасли.

О новых перспективах Национального проекта «Здравоохранение», расскажем в Системе Экономика ЛПУ.

Устранение кадрового дефицита в медучреждениях амбулаторно-поликлинического звена

Решение этой задачи предполагает решение других стратегических подзадач:

  • анализ и оценка возможностей использования современной нормативно-правовой базы по труду;
  • пересмотр рекомендуемых штатных нормативов: ликвидация противоречий в нормах труда по разным, одновременно действующим документам;
  • сопоставление нормативной и фактической численности должностей для выявления кадрового дефицита для оказания первичной медико-санитарной помощи.

Высокий охват населения территорий ежегодными профилактическими осмотрами

Эта задача требует разработки норм времени врачей-специалистов на осмотр. Если некоторые пациенты требуют дополнительного обследования, необходимы нормы времени на соответствующие соответствующие виды обследований.

На данный момент практически все существующие нормы устарели.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Экономика ЛПУ» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Обеспечение оптимальной доступности для населения

Для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

В настоящее время такого норматива для того, чтобы обеспечить эту помощь, не существует. Чтобы решить эту задачу, следует обратиться к опыту советского здравоохранения, когда из центральной районной больницы и из районных больниц планировалась выездная медицинская помощь.

Но для этого нужно соответствующее штатное обеспечение по частоте выездов и другим нормообразующим факторам, которых до сих пор нет.

Как применять новую номенклатуру медуслуг для планирования деятельности медорганизации, подробно покажем в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».

Внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики

Для любого вида исследования, инструментального или лабораторного, необходимы нормы времени, которые в настоящее время не соответствуют существующему обеспечению учреждений современной аппаратурой.

Внедрение клинических рекомендаций и протоколов

Протоколы лечения утверждены по заболеваниям и для того, чтобы медучреждение могло сформировать тарифы на оплату медицинской помощи по врачебным специальностям, профилям отделений, нужно знать, какой удельный вес того или иного заболевания у данного специалиста или в данном профиле отделения.

А потом по структуре определяется, какое же общее число инструментальных исследования необходимо.

Когда подобная работа будет проведена, медучреждение сможет определить, какое количество специалистов необходимо, чтобы обеспечить внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения. Однако, не по всем профилям и видам медицинской помощи такое обеспечение возможно.

Разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями

Программа борьбы с онкологическими заболеваниями - пункт, который впервые появился в указе Президента.

Для решения этой задачи важно произвести расчеты нормативной численности врачей-онкологов, кардиологов, сердечно-сосудистых хирургов на основе необходимого объема работы, установленного в Методических рекомендациях «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 годов» и норм времени на единицу работы.

Пересмотр порядков оказания медицинской помощи по онкологии, кардиологии, сердечно-сосудистой хирургии в части рекомендуемых штатных нормативов.

Минздрав разработал проект приказа, который дополнит порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология». Как организовать работу центра амбулаторной онкологической помощи и оснастить его, узнайте из Системы Экономика ЛПУ.

Нормирование в здравоохранении: ключевые источники

Общие нормы труда регламентируются рядом нормативных актов:

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой кодекс РФ. Глава 22 кодекса специально посвящена вопросам нормирования труда. И все принятые позднее документы в основном развивают положения этой главы.
  3. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 804
  4. Приказ Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235. Представляет собой методические рекомендации по разработке типовых условий труда.
  5. Приказ Минтруда РФ от 30.09.2013 № 504. Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях.

При отсутствии типовых норм труда на местном уровне медучреждение разрабатывает нормы труда с учетом методики, изложенной в приказе Минтруда № 235.

Этот приказ дает методику нормирования труда, которая носит межотраслевой характер.

Приказ №504 определяет, что разработка системы нормирования труда в учреждении должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда. В медучреждении эту функцию теоретически может выполнять экономист.

Однако, экономисты не знают специфику работы медицинских работников. Кроме того, экономисты по определению не имеют права не могут проводить хронометражное наблюдение за медицинскими работниками, т.к. они не могут присутствовать на приеме врача и пациента.

Поэтому хронометраж проводит заведующий отделением, главная или старшая медицинская сестра и т.д.

До выхода приказа 504 всегда говорилось, что во избежание конфликтных ситуаций с работниками, целесообразно используемые нормы труда установить приказом главного врача. Теперь в 504 приказе написано, что в каждом учреждении здравоохранения разрабатывается система нормирования труда.

Первый раздел приказа посвящен принимаемым в медучреждении нормам труда. Соответственно, в положении о нормировании необходимо прописать эти нормы.

Например, есть приказ 290н, по которому врачу-неврологу, например, дается 22 минуты на посещение. Но при реальной численности медицинских работников, в частности, врачей-неврологов большинство не может выполнить эти нормы.

В таком случае в положении о нормировании указывается, что была проведена корректировка с учетом экономических возможностей медучреждения, и прием врача-невролога по норме составляет, например, 18-20 минут за одно посещение.

Также приказ рекомендует предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже, чем один раз в 5 лет.

В предыдущем приказе 235 было сказано, что пересмотры типовых отраслевых норм времени осуществляются через каждые 5 лет с их утверждения или по мере изменения технологии, внедрения нового оборудования и т.д.


Ведомственные приказы по нормированию в здравоохранении

  1. Приказы Минздрава о порядках оказания медицинской помощи.
  2. Письма Минздрава о формировании и экономическом обосновании территориальной программы госгарантий. Эти письма ежегодно издаются, несмотря на то, что программа госгарантий дается на 3 года.

Как применять порядки и стандарты медпомощи, расскажем в Системе Экономика ЛПУ.

В этой программе ежегодно в течение 9 лет приводилась таблица «Нормы нагрузки врачей и среднего медицинского персонала больничных учреждений в многопрофильных больницах».

Данная таблица содержала явные ошибки:

  • в таблице указаны не нормы нагрузки, а нормативы численности, т.е. указано число должностей, например, число коек на 1 должность;
  • в таблице неправильно указывалось наименование профилей отделений, что позднее было скорректировано;
  • норматив по профилям отделений для врача для 6 профилей не совпадал с тем, что указано в приказах о порядках оказания медпомощи.

В последней программе на 2019 год в территориальной программе эта ошибка была исправлена, таблицу из нее исключили.

Однако, в письме Минздрава по территориальной программе осталась спорная фраза - нормы времени на одно посещение врача терапевта участкового, врача педиатра участкового врача составляет не менее 20 минут.

Именно так ранее было написано и в программе госгарантий на 2016, 2017, 2018 и 2019 год. Эта формулировка осталась – Минздрав «забыл», что 3 года тому назад вышел приказ № 290, по которому нормы совсем другие - для врача общей практики и семейного врача - 18 минут, а для врача терапевта и педиатра участкового - 15 минут. Противоречие осталось до сих пор.

Письма Минздрава РФ и ФФОМС «О методических рекомендациях по способам оплаты медпомощи за счет средств ОМС». В этом письме приводится классификатор медицинских услуг в стоматологии, выраженный в УЕТах, на отдельные медицинские операции.

Об этих новых нормах времени нужно знать и понимать, где они находятся - в письмах Минздрава и ФФОМС.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Экономика ЭЛПУ»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.