Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Идентификация пациентов при работе с лекарствами: как избежать ошибок медсестер

  • 29 марта 2019
  • 134

Врачебные ошибки В медицинской деятельности есть такие области работы, в которых существует высокий риск развития ошибок. Одно из таких направлений – работа медсестер с лекарствами.

В статье расскажем, как соблюдение правил идентификации пациентов позволяет снизить ошибки медсестер. Рекомендации по стандарту JCI.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Распространенность медицинских ошибок

В медицине есть несколько областей, где другая организация процесса может существенно снизить вероятность ошибок и причинение вреда пациенту.

Например, врачебные ошибки в назначении лекарственной терапии часто приводят к таким последствиям:

  • увеличение средней длительности госпитализации;
  • увеличение стоимости случая госпитализации;
  • причинение вреда здоровью пациентов.

Виды ошибок при работе с лекарствами со стороны врача могут быть самыми разными:

  1. Выбор неправильного лечения пациента или несоблюдение клинических рекомендаций.
  2. Врач намеревался назначить правильное назначения, но в силу самых разных причин пациент лечение не получил, либо получил его неправильно– не в той дозе, не в той лекарственной форме и т.д.

Методику, как отслеживать и предотвращать сестринские ошибки в работе с лекарствами, смотрите в журнале «Главная медицинская сестра»

По данным зарубежных исследований такие ошибки совершаются в отношении 4% госпитализированных пациентов. Это исследование было проведено в Гарварде: проанализирован огромный массив данных – более 30000 историй болезни.

В Российской Федерации исследования о распространенности не только ошибок лекарственной терапии, но и всех медицинских ошибок не проводились.



Ошибки медицинских сестер при работе с лекарствами

Большинство ошибок медсестер – это ошибки, связанные с врачебными назначениями.

Ошибки медсестер по этому направлению работы можно разделить на несколько групп:

  • 30% - ошибки дозировки. Например, медсестра взяла нету таблетку, неправильно приготовила медикаментозный раствор и т.д.
  • 9% - ошибки времени. Есть лекарственные препараты, для которых время введения не очень важно, но есть целый ряд лекарств, для которых это принципиально – это антибиотики, которые должны назначаться по часам, диуретики и целый ряд других лекарственных препаратов.
  • 21% - это ошибки способа введения, когда медицинская сестра неправильно подготовила препарат, выбрала неправильный растворитель, не объяснила пациенту, как принимать препарат, пациент забыл выпить лекарство, а медсестра за этим не проследила.
  • 35% - ошибки вследствие терапевтического дублирования препаратов.
  • 5% - ошибки лекарственного взаимодействия.

Очень показательно, что 58% этих ошибок является предотвратимыми событиями, т.е. теми инцидентами, которых могло не случиться, если некоторые процессы в медучреждении и процессы взаимодействия сотрудников были бы выстроены по-другому.


Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

Правильная идентификация пациентов

Первый шаг, на котором медсестра может совершить ошибку –это правильная идентификация пациента

В рамках международных стандартов JCI правильная идентификация пациента обозначена как международная цель безопасности номер один. Это тот раздел, с которого начинаются международные стандарты.

Если на этом этапе происходит ошибка, она очень опасная и может стать фатальной.

Для медсестры при идентификации пациента важны 3 правила:

  1. Используется два основных идентификатора: фамилия, имя, отчество и дата рождения пациента.
  2. Идентификация пациента проводится ВСЕГДА.
  3. НИКОГДА не используйте номер палаты, как идентификационный признак.

Международные стандарты качества говорят о том, что прежде чем с пациентом что-то делать (вводить лекарственный препарат, брать кровь или измерять артериальное давление), медицинская сестра должна убедиться и посмотреть, кто перед ней находится, для этого она должна задать пациенту 2 вопроса:

  1. Назовите вашу фамилию имя, отчество.
  2. Назовите вашу дату рождения.

На первый взгляд, это требование кажется абсолютно естественным. Конечно, медсестра должна понимать, кто перед ней находится, тем не менее, масса ошибок случается из-за того, что медсестры этого не делают.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Пример: медсестра ввела лекарственный препарат не тому пациенту. В двухместной палате было две пожилых пациентки с разным назначенным лечением. Обе –с когнитивными нарушениями.

В конце дня медицинская сестра была уставшей и перепутала назначение. Назначение – переливание компонентов крови. Она начала переливание крови не тому пациенту, которому оно предназначалось.

На что нужно обратить особое внимание:

  • забор анализов крови;
  • переливание крови;
  • введение любых лекарственных препаратов;
  • проведение инструментальных обследований;
  • хирургические манипуляции и любые инвазивные процедуры;
  • рентгенография;
  • транспортировка пациента.

Медсестра никогда не должна использовать номер койки или палаты пациента, как идентификационный признак. Для того, чтобы избежать ошибок, нужно приучить сотрудников к тому, чтобы они не ориентировались на номер палаты при выполнении назначений.

Пример: Врач просит медсестру отправить пациента с третьей койки на рентген. Перед этим медсестра, которая работала в ночную смену поменяла пациентам койки, т.к. один из них ночью жаловался на то, что ему дует из окна. В результате медсестра направила на рентген другого пациента.

Чтобы ввести идентификацию по браслетам, следует закупить специальное оборудование, разработать СОП, утвердить форму браслета.

Как выполнить каждый этап и какие правила идентификации применять, читайте в рекомендации Системы Главная медсестра .

Как создать правильную модель идентификации пациентов

Соблюдение безопасности пациентов, их правильная идентификация, это модель поведения, которая должна всегда быть голове в медицинских сестер. Задача медучреждения– эту модель сформулировать и сделать так, чтобы так было всегда.

Безусловно, это:

  • проверки по отделениям;
  • наблюдение за работой медсестер;
  • проведение обучения с персоналом;
  • разбор ошибок, которые случаются из-за того, что это требование не соблюдается.

Опрос пациентаВажно объяснить медицинским сестрам, как правильно проводить идентификацию.

Они должны задавать так называемые открытые вопросы –«Как вас зовут?»,«Назовите дату вашего рождения?», а также проследить, чтобы пациент ответил полностью.

Если медсестры будут задавать закрытые вопросы, например: «Ф.И.О. ваше?», то пациент, погрузившийся в размышления о своем самочувствии, своих близких родственниках и т.д. скажет –«Да».

В итоге, не получив нужного ответа, медсестра может перепутать пациентов и отдаст неправильную информацию врачу или сделает неправильное назначение.

Идентификационные браслеты

Во многих зарубежных клиниках пациенты носят идентификационные браслеты. Этот опыт начинают перенимать и некоторые медучреждения в РФ.

Это совсем недорогая закупка. Подойдут бумажные браслеты.  Браслет дает возможность идентифицировать пациента в любом состоянии.

Например, если пациент приехал в отделение после наркоза, он не может ответить на вопросы медсестры или велика вероятность, что он ответит на них неправильно.

Для медицинских учреждений зонами риска являются: вероятность того, что пациент не сможет ответить на этот вопрос, либо будет путаться, например, в отделении неврологии, отделении психиатрии, отделении педиатрии. Это те отделения, где использовать браслеты целесообразно.

Ещё одним преимуществом системы идентификационных браслетов является то, что возможно введение цветовой кодировки. С помощью цвета браслета можно обозначить особые группы пациентов.

Например, в одной клинике выделено 3 особые группы пациентов, которых обозначают цветной кодировкой:

Виды браслетов1. Браслеты для пациентов с аллергией красного цвета.

Когда браслетов нет, медсестра каждый раз должна не только должна провести идентификацию пациента, но и постоянно спрашивать пациента о наличии аллергии.

2. Зеленые браслеты для пациентов-однофамильцев.

Пациенты-однофамильцы встречаются во всех медучреждениях.

Поэтому, если медсестра видит, что у пациента зеленый браслет – это знак того, что пациент требует особого внимания т.е. еще раз нужно переспросить пациента и провести идентификацию.

3. Оранжевые браслеты для пациентов, склонных к падениям. Профилактика падений, которая связана с тем, какие лекарственные препараты получает пациент, сколько лекарственных препаратов получает пациент.

Особые случаи идентификации

Существуют особые случаи, когда действуют особые правила идентификации:

  1. Идентификация детей. Зачастую ребенок не может ответить на вопросы медсестры, поэтому их необходимо адресовать либо родителям, либо сопровождающим лицам.
  2. Идентификация пожилых людей.
  3. Идентификация людей с когнитивными нарушениями – пациентов отделений неврологии, после инсультов, с речевыми нарушениями.
  4. Пациенты реанимации. Особенно пациенты, которые находятся на искусственной вентиляции легких, которые не могут ответить на этот вопрос. В этом случае желательно, чтобы были идентификационные браслеты, если же этого нет, тогда те же самые вопросы необходимо адресовать медицинскому персоналу, который знает пациента.
  5. Прибывший пациент без сознания – идентифицировать его личность поможет бригада скорой помощи, которая его привезла.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
 

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.