Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Как внедрить требования по безопасности пациентов в ЛПУ

29 марта 2019
63
Средний балл: 0 из 5

Качество медпомощиБезопасность и качество медицинской деятельности – ключевой принцип всех систем в здравоохранения. Международные стандарты предъявляют наиболее строгие требования к безопасности пациентов.

Рассмотрим опыт коллег, которые внедрили стандарты JCI по безопасности и поделились своими рекомендациями.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Как внедрить требования по безопасности пациентов в ЛПУ

Большинство требований, которые относятся к безопасности пациента требуют от медучреждения дополнительных усилий - это либо дополнительное время, либо дополнительное обучение, либо это дополнительные действия со стороны персонала.

Например, для того, чтобы пойти и проверить введение препаратов высокого риска у постели больного, не нужно много времени. Для этого медсестра проговаривает назначения врача.

Но это требует изменения образа мыслей, это называется паттерн т.е. образцы поведения медицинских сестер. Соответственно, это требует времени от старшей сестры, чтобы их этому научить, но результаты оправдывают себя.

Как стандартизировать работу медсестер: опыт больницы + образцы СОПов, в журнале «Главная медицинская сестра»

Рассмотрим на примере меры по внедрению требований безопасности в клинике, которая внедрила стандарты JCI.

С помощью небольшой доработки информационной системы были внедрены следующие требования:

  • маркировка препаратов особой группы риска. В первую очередь это препараты, которые имеют одинаковые названия или поставляются в похожих упаковках.
  • добавлена возможность распечатки листа назначений в виде наклеек. Врач формирует лист назначений, а медсестра распечатывает его уже в виде наклеек. На каждой наклейке указана дата и время выполнения назначения, Ф.И.О. пациента, способ введения, название препарата и т.д.

Примеры таких наклеек – ниже.

Примеры маркировки: наклейки

Их можно разместить на шприце, ампуле, упаковке и т.д.

Медсестры, которые работали по обновленным правилам отметили, что с наклейками работать удобнее, чем со стандартным листом врачебных назначений. Такая система более наглядна и практически исключает ошибки медсестер.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Собственные лекарственные препараты

Некоторые пациенты, особенно пожилые пациенты, приезжают в больницу со своими лекарствами и настаивают на том, что они будут принимать их самостоятельно.

По требованиям международных стандартов медицинские сестры должны все собственные лекарственные препараты у пациента изъять. После этого она их складывает в отдельную коробку, подписывает, наклеивает наклейку с ФИО и датой рождения пациента.

Во многих больницах считается, что, если пациент приехал со своим лекарственным препаратом, то он должен принимать их так, как считает нужным. Это неправильно.

Медработники отвечают за результат лечения пациента, а результат лечения - это комплекс всех факторов, в том числе ифакт приема пациентом собственных лекарственных препаратов.

СОПы по хранению и приемке лекарственных препаратов в медицинской организацииГотовый сборник для медсестры

Скачайте сборник стандартных операционных процедур для медицинских сестер в журнале «Главная медицинская сестра». Редакция выяснила, какие стандарты требуют инспекторы и собрала образцы СОПов.

Книга постоянно пополняется новыми образцами документов по разным областям сестринской деятельности.

Скачать сборник

Выдача медикаментов пациенту

Еще один важный раздел работы медицинской сестры - когда она выдает лекарственные препараты пациенту, ее никто не должен отвлекать. 

В нашей стране считается, что вполне можно по пути задать какой-нибудь вопрос врачу, но тем самым можно его отвлечь.

В клинике, которая внедрила стандарт JCI действует такое правило – если медсестра занимается раздачей лекарственных препаратов, она надевает жилетку, на которой написано "Не отвлекайте, пожалуйста".

Важно помнить, что перепутать одну таблетку с другой, одну дозу с другой, половинку таблетки с четвертинкой очень легко. В итоге из-за таких ошибок страдают пациенты.

Какие ошибки возникают при назначении и отпуске лекарств, узнайте в Системе Главная медсестра.

Требования по выдаче таблеток пациенту

Выдача лекарственных препаратов должна происходить у постели больного.

Как промаркировать шприц или готовую систему, понятно. Но как промаркировать таблетку? Особенно это сложно, если таблетки выдаются по 5-7 таблеток одному пациента за один раз.

В ООО «Медицина» приняли следующее решение – в отделении есть мобильная тележка для раздачи таблеток пациентам (рисунок).

Тележка для раздачи лекарств

Медсестра утром распечатывает отчет по тем препаратам, которые должны получить пациенты на этаже и комплектует тележку. Важно, что это не место хранения, в нее нужно поместить только те лекарственные препараты, которые планируется выдать пациентам в течение дня.

Медикаменты медсестра выдает около постели больного - пациент должен принять таблетку при ней. Это снимает вопросы, связанные с тем, что пациент забыл принять лекарства.

Во многих медучреждениях лекарственные препараты выдают в мензурках. Если пациент про нее забыл, уронил или потерял, врач и медсестра могут ошибочно думать, что назначение выполнено.

Доктор сделает неправильный вывод о том, что онплохо подобрал пациенту лекарственную терапию. Поэтому медсестра не просто должна выдать пациенту таблетки, пациент должен при ней принять эти таблетки, и она должна проследить за тем, что он делает это правильно.

Если медицинская сестра приезжает в палату, но пациента нет на месте, она не должна оставлять таблетки на тумбочке. Она оставляет пациенту табличку: «Вас не было в палате, обратитесь на пост к медсестре».

Пациент подходит на пост, медсестра идет с ним в процедурный кабинет, выдает лекарства, и он при ней их принимает.

Важно, чтобы медсестра при выполнении врачебных назначений взаимодействовала с пациентом. При необходимости нужно научить пациента, как правильно принимать тот или иной препарат.



Передача смены медсестрами

Многие ошибки медсестер при выполнении назначений происходят именно в период передачи смены медсестрами.

Например, утренняя медсестра подумала, что ее коллега выдала назначенные медикаменты пациенту рано утром и не дала пациенту нужный препарат.

Поэтому, чаще всего пропускаются именно утренние назначения, либо выполняются неправильно.

При внедрении международного стандарта в работу медучреждения процесс пересменки также стандартизируется. В частности, передача смены происходит не на посту, не по историям болезни, а у постели больного по чек-листу.

Предотвращение ошибок медсестер

Руководство отделения, медучреждения должно всегда знать о тех ошибках, которые произошли. Не в тот момент, когда пациенту уже нанесен вред, а в тот момент, когда они случились.

Поэтому в медицинской организации должна быть система регистрации этих ошибок. На уровне руководства должен быть решен вопрос о том, что если допущена ошибка и сотрудник сам пришел и сказал о ней, то никаких санкций - ни кадровых, ни финансовых, ни административных в отношении этого сотрудника предпринято не будет.

Исключением являются те случаи, когда пациент обращается с официальной жалобой или обращается с судебным иском. В таком случае действуют уже другие нормы и правила, но это исключение.

Если у организации нет системы регистрации ошибок, то руководитель никогда об этом не узнает.

Методику, как отслеживать и предотвращать сестринские ошибки в работе с лекарствами, смотрите в журнале «Главная медицинская сестра»

Нужно создать тот механизм, который позволит предотвратить ошибку в дальнейшем, это может быть маркировка шприцов, например, наркотики – в красных шприцах и т.д.

Тогда медицинская сестра четко понимает, что у нее в руках и доктор понимает, что у нее в руках. Даже если она ошибется, то доктор всегда сможет ее остановить, поправить и пациент не пострадает.

Если ошибка произошла, то ее нужно проанализировать, почему ошибка произошла и что нужно сделать для того, чтобы в следующий раз другая медсестра, оказавшаяся в таких же обстоятельствах, не ошиблась, либо снизить вероятность этой ошибки до нуля.

Все эти правила можно объединить в несколько рекомендаций:

Материал проверен экспертами Актион Медицина

  1. Стимулирование сотрудников сообщать об ошибках и побочных действиях.
  2. Анализ каждого инцидента.
  3. Обсуждение сводной информации по ошибкам на фармакологическом комитете.
  4. Разработка плана корректирующих действий при необходимости.

 

тест Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

начните обучение на новом курсе
Школы главной медсестры
«Управление сестринской деятельностью - 2020»

Посмотрите программу

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Главная медицинская сестра»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главная медсестра»

Активировать
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.