Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Претензия от пациента: риски медучреждения и категории медицинских споров

  • 3 мая 2019
  • 60

Ошибки при взаимодействии с пациентамиРаспространенность медицинских споров ежегодно возрастает, что связано с повышением правовой грамотности пациентов и открытостью алгоритмов защиты их прав в интернет-источниках.

Рассмотрим значение претензий пациентов, категории медицинских споров, а также риски медучреждения при получении претензии от пациента.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Претензии от пациентов

Любые претензии пациента, связанные с возмещением вреда здоровью, получили особое распространение и связано это с двумя основными причинами:

  • осведомленность граждан о своих правах и возможностях их защиты;
  • открытость информации о защите прав в СМИ, интернет-источниках.

С одной стороны, это хорошо, с другой стороны - это усложняет жизнь клиники, в том числе ее руководству и рядовым врачам, которые участвуют в оказании медицинской помощи, поскольку им приходится отбиваться от претензий, многие из которых являются необоснованными.

Как показывает статистика, из большинства рассмотренных претензий и судебных исков около 50% признается обоснованными.

Поэтому действия клиники на любом этапе рассмотрения претензий пациентов должны быть направлены на оценку обоснованности и необоснованности претензий для того, чтобы скорректировать дальнейшие действия и определиться с тактикой поведения.

Чек-листы по безопасности помощи, оказываемой медорганизацией, в журнале  «Правовые вопросы в здравоохранении» Скачайте и используйте в работе!

Категории медицинских споров

Зависят от причины недовольства пациентов и наступивших последствий (обоснованные или не обоснованные претензии).

1. По виду медицинской помощи выделяют споры:

  • о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда в связи с ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи;
  • о возмещении материального вреда и морального вреда в связи с ненадлежащим оказанием платных медицинских услуг.

2. Споры можно разделить по сфере медицинской деятельности.

Они расположены в порядке убывания, то есть на первом месте стоят наиболее часто встречающиеся споры:

  • стоматологические услуги
  • пластическая хирургия
  • акушерство и гинекология
  • хирургия
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Случаи обращения пациентов с требованиями к медучреждению   

Что касается конкретных случаев обращения пациентов с требованиями к клинике, их также можно распределить на несколько групп:

  1. Удлинение сроков лечения сверх установленных.
  2. Ухудшение состояния здоровья пациента.
  3. Наличие риска прогрессирования имеющегося заболевания или угроза возникновения нового заболевания.
  4. Наступление таких тяжких последствий, таких, как инвалидизация либо летальный исход.

Каждый из этих случаев требует определенной подготовки и определенных знаний в медицинской сфере, прежде всего для того, чтобы дать оценку действиям медицинских работников. Также необходимы определенные юридические возможности.

Пациент подал в суд за вред здоровью. Чтобы доказать правоту клиники, покажем алгоритм в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Основания обращения пациентов в суд

  1. Некачественное оказание медицинских услуг.
  2. Ненадлежащее оказанием медицинской помощи.
  3. Несоблюдение сроков оказания медицинских услуг.
  4. Ненадлежащее информирование.
  5. Нарушение безопасности медицинских услуг.
  6. Недостатки оказанных медицинских услуг.
  7. Нарушение прав потребителей.
  8. Причинение вреда здоровью пациента
  9. Иные основания.

Досудебное решение конфликта с пациентом: алгоритм

Специалист журнала «Правовые вопросы в здравоохранении» разобрала на примерах из практики, как медорганизации снять конфликт с пациентом в досудебном порядке и какие документы для этого необходимо подготовить.

Скачать алгоритм для юриста

Чаще всего пациенты обращаются в суд в связи с некачественным оказанием медицинской помощи или ненадлежащем оказанием медицинской помощи.

Медицинские услуги, которые предоставляются в рамках бесплатно оказания медицинской помощи либо по договору об оказании платных медицинских услуг попадают в сферу действия закона о защите прав потребителей.

Споры с пациентами: риски медучреждений

Для того, чтобы решить, какие действия планировать по разрешению любого спора, нужно оценить возможные риски.

1. Самый главный риск - это возмещение причиненного вреда жизни или здоровью.

В этот случай включается возмещение причиненного вреда жизни, то есть происходит оценка необходимых расходов на восстановление нарушенных функций организма или систем, а также возмещение утраченного заработка, который пациент имел или мог бы иметь, если бы ему такой вред здоровью не был нанесен.

2. Возмещение материального ущерба - эта позиция предполагает возмещение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, то есть возмещение убытков, понесенных пациентом по оплате медицинских услуг:

  • Услуги по договору об оказании платных медицинских услуг.
  • Расходы, связанные с дополнительным лечением возникших осложнений/дефектов, которые были получены от медицинского вмешательства для оказания какой-либо медицинской услуги.
  •  Расходы по постороннему уходу.
  • Санитарно курортные расходы и т.д.

То есть материальный ущерб предполагает конкретные расходы по восстановлению здоровья пациента либо дополнительные расходы, которые признаются необходимыми для данного конкретного лица.

Когда Росздравнадзор накажет клинику за несоблюдение порядка оказания скорой медпомощи, актуальные примеры в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

3. Компенсации морального вреда - если в судебном процессе будет доказано причинение вреда здоровью или жизни пациента, то одновременно с этим возникает вопрос о компенсации морального вреда, поскольку любые неквалифицированные действия медицинского персонала или врачей,связанные с причинением вреда жизни или здоровью пациентов, или с увечьями, они одновременно наносят и моральный вред.

Моральный вред выражается в моральных, нравственных и физических страданиях пациента по поводу причиненного вреда, по поводу увечий, осложнений возникших или ухудшения состояния здоровья.

Оценка морального вреда не имеет каких-либо установленных минимальных и максимальных границ, сам пациент определяет размер этого морального вреда и уже в процессе судебного заседания, исходя из доказанности степени морального вреда, степени страданий моральных и физических гражданина суд определяет конкретный размер, который будет подлежать возмещению клиникой.

4. Судебные издержки.

Помимо компенсации вреда, здоровью, морального вреда и возмещения материальных расходов убытков пациента еще возможны и судебные издержки.

Судебные издержки включают в себя расходы, которые пациент понес, обращаясь в суд. Они включают в себя:

  • расходы на судебно-медицинскую экспертизу, если проводилась до суда, либо привлекались специалисты и эксперты, которые давали свое заключение по отдельным вопросам;
  • расходы, связанные с транспортом, с привлечением свидетелей, то есть все то, что связано с судебным разбирательством данного конкретного дела.

Если дело проигрышное для медучреждения, и оно является ответчиком, то соответственно эти расходы в случае проигрыша ложатся на проигравшую сторону, тоесть на клинику. Организация должна будет их возместить истцу-пациенту.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.