Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Методы досудебного урегулирования спора с пациентом

6 мая 2019
215
Средний балл: 0 из 5

договор на оказание платных медуслугСпор с пациентом, который недоволен качеством медицинских услуг, может быть урегулирован на досудебной и судебной стадии.

В статье рассмотрим методы урегулирования спора без обращения в суд, как разрешить спор с помощью медиатора.

Если пациент обратился в суд – как определить место рассмотрения дела и как суд определяет стороны спора.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Стадии разрешения спора с пациентами

  1. Досудебная стадия.
  2. Судебная стадия.

Досудебная стадия не является обязательной, то есть пациент у которого имеются какие-либо претензии к медорганизации, может сразу же обратиться с иском в суд. Суд этот иск принимает и далее идет судебное разбирательство.

Однако некоторые пациенты, поскольку судебный процесс для них затратный, даже если есть перспективы выигрыша, не могут обратиться в суд.

Они будут вынуждены изначально потратиться на услуги представителя, на дополнительные расходы, оплату госпошлины и т.д.

! Как выбрать удобный способ решения спора с недовольным пациентом, в таблицах журнала  «Правовые вопросы в здравоохранении» плюсы и минусы каждой процедуры.

Методы досудебного урегулирования спора

В договоре на оказание платных медуслугможет быть оговорен досудебный этап урегулирования.

Текст договора в этом случае содержит условие, в котором указано, что в случае возникновения спора стороны урегулируют его путем направления претензии по указанным реквизитам. В таком случае досудебное урегулирование спора является обязательным.

Также в договоре может находиться медиативная оговорка, она предполагает возможность досудебного медицинского спора с пациентом, если об этом сказано в договоре.

В РФ действует закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров (процедуре медиации)», он регулирует процедуру разрешения споров, в том числе медицинских споров с участием медиаторов (посредников).

Медиатор - это не третейский орган, это лицо, обладающее определенными знаниями, профессиональным опытом, которое содействует сторонам в регулировании спорных вопросов и в принятии взаимоприемлемого решения.

Как подготовиться к судебному разбирательству, пошаговый алгоритм в Системе Главный врач

Процедура альтернативного урегулирования спора в некоторых случаях является эффективной. Если клиника понимает, что претензии пациента обоснованы и имеют место быть, то есть смысл проводить переговоры и обращаться к услугам медиатора, если это было закреплено в договоре для того, чтобы эти претензии удовлетворить в каком-либо объеме.

Медиатор является независимым лицом, то есть он не может работать в медицинской организации.

Что касается его личности и профессиональных умений - это может быть лицо, которое осуществляет деятельность на профессиональной основе, либо это может быть профессионал, который обладает определёнными познаниями в медицине, в юриспруденции и в иных вопросах, которому стороны доверяют разрешить данную спорную ситуацию.

Есть также специализированные организации, которые осуществляют услуги по медиации.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Обращение в контролирующие и надзорные госорганы

Еще один способ досудебного урегулирования спора, к которому прибегают пациенты – обращение в надзорные органы с жалобой.

Безусловно, это никоим образом не подменяет судебную процедуру о взыскании морального и материального вреда, причиненного здоровью.

Однако, обращение в контролирующие и надзорные органы может стать тем спусковым механизмом или возможностью для того, чтобы получить дополнительные доказательства для суда в подтверждение, или, наоборот, в опровержение фактов причинения этого вреда и наличия неквалифицированных действий врачей или дефектов оказания медицинской помощи.

Досудебное решение конфликта с пациентом: алгоритм

Специалист журнала «Правовые вопросы в здравоохранении» разобрала на примерах из практики, как медорганизации снять конфликт с пациентом в досудебном порядке и какие документы для этого необходимо подготовить.

Скачать алгоритм для юриста

Судебная процедура разрешения споров

Пациенты обращаются с требованиями к клинике в суды общей юрисдикции. Это общее правило.

Требования, с которыми они обращаются: могут быть различными - либо это могут быть какие-то отдельные требования, например, одно требование о возмещении вреда жизни или здоровью, либо могут идти в совокупности требования возмещения вреда жизни или здоровью, компенсация морального вреда и возмещение материального вреда, если таковой имелся.

Суды общей юрисдикции принимают иски к своему производству, назначают судебное заседание и далее идет обычная процедура рассмотрения дела по обращениям пациентов.

Кроме того, дела по медицинским спорам может рассматривать и мировой судья - это узкая категория дел, в основном она касается имущественных споров т.е. споров о возмещении материального вреда в ходе оказания медицинских услуг и ограничена суммой не свыше 50000 рублей.

Если к этому требованию присоединяется требование о компенсации морального вреда и общая сумма иска превышает 50000 рублей, то мировой судья должен передать это дело в районный суд для рассмотрения.

Место разрешения спора

Для медучреждения это важный момент, поскольку иногда пациенты иногородние, т.е. приезжают из других мест, где им оказывается медицинская помощь.

Поэтому важно, в каком суде будет проводиться разбирательство.

По российскому законодательству данный вопрос всецело зависит от пациента.

К сожалению, медучреждение никак не может на это повлиять - иск предъявляется по выбору пациента-истца:

1. По месту нахождения ответчика (юридический адрес клиники).

2. По месту жительства физического лица, например, индивидуального предпринимателя, который может быть врачом, или у которого организован медицинский кабинет.

3. Также у пациента есть право выбора обратиться с иском по медицинскому спору по месту жительства истца.

То есть пациенту необязательно ездить в другой город, где ему оказывалась медицинская помощь, он может это сделать и в своем городе, тогда медорганизация должна будет направить своих представителей в город по месту рассмотрения данного спора.

4. По месту причинения вреда. Это может быть место нахождения клиники, ее структурного подразделения и т.д.

Как главврачу вести себя в суде, как подготовиться к судебному заседанию, правила и советы в Системе Главный врач

Определение сторон спора

Если пациент пользуется услугами представителя-профессионала, то с этим нет вопросов, и стороны определяются правильно.

Но иногда пациенты адресуют свои требования к конкретным врачам и в этом случае их иски оставляют без движения.

Представителям клиники следует учитывать, в том числе и врачам, которые участвовали в оказании медицинской помощи конкретному пациенту то, что ответчиком в любом случае будет являться организация, независимо от того, что вред причинен действиями конкретных врачей.

Пациент подал в суд за вред здоровью. Чтобы доказать правоту клиники, покажем алгоритм в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Если врач проявил преступную халатность или же не оказал медицинскую помощь, т.е. бездействие, когда он должен был это сделать, то в данном случае претензии могут адресоваться конкретному человеку.

Во всех остальных случаях, касающихся возмещения вреда здоровью или жизни или возмещения морального или материального вреда, причиненного пациенту при оказании медицинских услуг, ответчиком является медицинского учреждение.

В последующем, если медучреждение проиграет этот спор и выплатит денежные средства в пользу пациента, данные расходы клиники могут быть возложены в порядке регресса (обратного возмещения) на конкретного врача или врачей, которые оказали некачественную медицинскую помощь или ненадлежащим образом оказали медицинские услуги.

То есть данный иск будет возложен на них, как на работников, они будут отвечать в виде возмещения материальной ответственности, т.е. ущерба причиненного работником своему работодателю.

В случае возмещения клиникой расходов и ущерба пациенту данные расходы могут быть возложены на медицинских работников. Они возлагаются в рамках трудовых отношений, и здесь может быть полная или ограниченная материальная ответственность.

По общему правилу работники и врачи несут ограниченную материальную ответственность, и она составляет не свыше среднемесячного заработка врача. 

Но есть конкретные случаи наступления полной материальной ответственности и здесь уже этот вред полностью может быть возмещен врачами. Это тоже важно учитывать.

Например, врач был привлечен к уголовной ответственности за неосторожное причинение смерти пациенту в результате ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей.

При удовлетворении гражданского иска пациента о возмещении морального вреда родственникам, а также при наличии обвинительного приговора медучреждение выплачивает необходимые суммы, а затем может в порядке регресса возложить полное возмещение на конкретного врача.

Также, если вред причинен умышленно действиями врачей, то также в этом случае возможно наступление полной материальной ответственности и клиника может получить полное возмещение, взыскать их со своих сотрудников.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.