Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Критерии оценки качества медицинской помощи

17 мая 2019
906
Средний балл: 0 из 5

Критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 годуКритерии качества медицинской помощи утвердил приказ 203н.

Документ пересмотрел методики оценки и существенно расширил перечень.

Как применять критерии, в чем их основная цель, и в чем заключаются недостатки приказа – расскажем в статье.

Больше статей в журнале «Управление качеством в здравоохранении» Активировать доступ

Критерии качества медицинской помощи

Критерии качества медицинской помощи утверждены приказом 203н, который расширил сферу оценки качества медпомощи.

Приказ Минздрава 203нскачать / открыть >>

В новой версии документа критерии разделены на группы, увеличилось их количество – с 50 до двух тысяч.

Рассмотрим на примерах некоторые критерии для оценки.

1. Ведение медицинской документации.

Критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году включают в себя критерии их оценки.

К таким документам относят амбулаторная карта пациента, карта развития ребенка, карта беременной и родильницы и т.д.

Правильность заполнения документов оценивается по следующим показателям:

  • врачом заполнены все обязательные пункты карты;
  • в карте присутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

Как организовать безупречную работу с меддокументами. Готовые шаблоны и комментарии инспекторов в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Напомним, что наличие ИДС в карте – обязательное требование закона. На практике многие медработники игнорируют это требование и не получают от пациента согласие на каждую услугу, ограничиваясь одним документом или забывают его оформить.

Приказ 203 Минздрава допускает отсутствие ИДС только в двух случаях:

  • в соответствии с положениями ФЗ «Об охране здоровья», когда в экстренных случаях получение согласия невозможно;
  • если в результате форс-мажорных обстоятельств документ оказался уничтоженным.

2. Первичный осмотр пациента и сроки оказания медпомощи.

Эти критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году направлены на оценку качества осмотра исходя из оформленной врачом документации. Показателем является также отражение анамнеза болезни, правильность записи в карте пациента и т.д.

3. Постановка врачом предварительного диагноза на первичном приеме.

4. Составление плана обследования больного на первичном осмотре с учетом предварительного диагноза.

5. Назначение лекарств с учетом инструкции по их применению, а также с учетом осложнений пациента, других его заболеваний, его возраста, пола и т.д.

Если врач не будет подходить к назначению каждого препарата индивидуально, это может привести к дефектам медпомощи.

6. Постановка клинического диагноза на основании комплекса данных, полученных в ходе обследования, осмотров, сбора анамнеза, инструментальной и лабораторной диагностики, а также мнения врачей-специалистов.

При этом врач руководствуется действующими порядками, протоколами лечения и стандартами.

Как применять порядки и стандарты оказания медпомощи покажем в Системе Главный врач приведем примеры судебной практики по применению порядков в медицине.

Посмотреть справочники по медпомощи

203н приказ МЗ РФ требует при этом учитывать клинические рекомендации и стандарты медпомощи, которые часто противоречат друг другу в плане требований к одному и тому же заболеванию.

Выполнение данного критерия обеспечивается за счет:

  • постановки итогового диагноза в течение 10 дней с момента обращения в медучреждение;
  • оформления подробного обоснования в амбулаторной карте пациента;
  • при затруднении определения диагноза – назначением консилиума врачей-специалистов.

Таким образом, по данному критерию диагноз пациенту должен быть оформлен в течение 10 дней, в сложных случаях – после принятия соответствующего решения консилиумом.

Более суровые условия критерии качества медицинской помощи устанавливают для стационарной медпомощи.

Так, поскольку многие пациенты направляются в стационар с обострениями в тяжелом состоянии, сроки постановки диагноза значительно сокращены:

  • 72 часа – в профильном отделении;
  • 24 часа – по экстренным показаниям;
  • 2 часа – в отделениях реанимации.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Приказ Минздрава 203н

Приказ МЗ РФ 203 н отменил критерии качества медпомощи, которые действовали ранее и в целом изменил подход к процедуре оценки.

Теперь критерии сгруппированы по отдельным состояниям и заболеваниям, разделены по условиям оказания услуг – в стационаре, амбулаторных условиях и дневном стационаре.

Новые критерии оценки качества медицинской помощи нацелены на то, чтобы охватить как можно больше заболеваний и их особенностей.

Минздрав стремится к созданию единой классификации методов лечения, которые объединяют отдельные положения медицинских стандартов, порядков и протоколов лечения.

Однако, специалисты отмечают, что текущая редакция критериев все еще нуждаются в доработке и не являются универсальным инструментом оценки.

Например, среди недостатков новых критериев отмечаются следующие:

  1. Методики лабораторной диагностики, описанные в приказе, являются устаревшими и неактуальными.
  2. Некоторые методы лечения, применяемые на практике, в приказе не отражены, из-за этого могут пострадать пациенты.
  3. Некоторые критерии качества медицинской помощи содержат те указания, с которыми не согласны сами врачи.
  4. В критериях не отражены некоторые разделы медицины, например, лучевая диагностика и стоматология.
  5. Критерии сфокусированы на индивидуальном подходе к каждому пациенту - в постановке диагноза, в лечении. Из-за этого возникают трудности в разрешении споров с пациентами, которые не удовлетворены результатами лечения.

Кроме того, действующие критерии качества медицинской помощи основаны на таком принципе оказания медпомощи, как отсутствие у пациента прогнозируемых осложнений в ходе лечения. Поэтому если такое осложнение возникает, это рассматривается, как признак ненадлежащего качества медпомощи.

В связи с этим, врач должен до начала лечения сформировать перечень возможных осложнений и его задача – не допустить их появления.

Как страховая компания контролирует критерии оценки качества медицинской помощи в системе ОМС, подробно в Системе Главный врач.

Еще один недостаток критериев – правильность ведения медицинской документации приравнивается к качеству самих медицинских услуг.

Например, нарушением будет являться отсутствие в медкарте пациента сведений, которые необходимы судье для определения даты начала диагностики и времени, прошедшего до постановки диагноза.

Это грозит тем, что во многих случаях пациенту будет достаточно доказать, что врач неверно заполнил медицинские документы. Такой случай будет признан как некачественно оказанная медпомощь, а пациент сможет получить денежную компенсацию за оказание такой услуги.

Таким образом, анализ приказа Минздрава 203н об утверждении критериев оценки показывает, что документ нуждается в корректировке и доработке.

Минздраву необходимо разработать четкие правила принятия и создания клинических рекомендаций, закрепить их правовой статус, разъяснить, как применяются протоколы и стандарты лечения, если они противоречат друг другу.

Для того, чтобы медучреждения верно применяли новые критерии в существующем виде, необходимо провести организационную работу, донести до своих сотрудников их основной посыл.

Он заключается в том, что качество медпомощи в первую очередь зависит от добросовестного и ответственного отношения каждого медработника к своим обязанностям – начиная от заполнения документов пациентов, заканчивая постановкой правильного диагноза и лечением.

Критерии в 2019 году

1. Персонификация ответственности главных врачей.

Новый законопроект Минздрава направлен на то, чтобы ужесточить личную ответственность руководителей медучреждений и органов государственной власти в сфере здравоохранения.

Предлагается наделить Росздравнадзор правом составлять протоколы административных правонарушений на главврачей.

Руководителей тех организаций, которые не могут обеспечить в медучреждении оказание медуслуг, соответствующих критериям качества, предлагается привлекать к административной ответственности.

Также ответственность грозит и чиновникам, которые не исполняют свои полномочия, т.к. они не создают условия, обеспечивающие качество и доступность медуслуг, не развивают их.

Главная причина планируемых изменений –увеличение количества жалоб от пациентов по вопросам качества и безопасности медпомощи в органы Росздравнадзора.

Поэтому полномочия специалистов ведомства предлагают расширить и предоставить им право привлекать чиновников и главврачей к административной ответственности.

В Минздраве полагают, что это поможет повысить качество медпомощи.

Если законопроект примут, его действие начнется в 2022 году. Размеры финансовых санкций на данный момент не уточняются.

Росздравнадзор при проверках выясняет, как организована система управления качеством меддеятельности и налажен внутренний контроль качества.

Чтобы внедрить ВКК, нужно утвердить локальные нормативные акты. В памятке в Системе Главный врач – список основных документов.

Скачать акты

Экспертиза качества: новое

Клинические рекомендации и критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году планируется привести к единому содержанию. На основе этих составляющих предполагается выстроить систему оказания медпомощи.

Также ожидаются изменения в порядке проведения экспертизы качества медпомощи. Это касается применения и толкования медицинских порядков, стандартов, рекомендаций, которые будут объединять критерии качества медицинской помощи.

Само понятие «качество медпомощи» не будет изменено, но предлагается сформировать новые подходы к стандартам медпомощи и клиническим рекомендациям.

Так, клинические рекомендации необходимы для того, чтобы указывать, как лечить пациентов, а порядки – как организовать процесс оказания медуслуг.

На основании этого формируются единые стандарты медпомощи, но в них следует включать только те препараты, которые гарантированы государством.

Порядок принятия новых стандартов и порядков не изменится – их утверждает Минздрав в виде принятия отдельных приказов.

Критерии оценки качества медицинской помощи формируются из порядков и клинических рекомендаций. Они не содержат указание на назначение конкретных препаратов, а описывают необходимый алгоритм действий медработников.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

 

тест Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Управление качеством в здравоохранении»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.