Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Психологический аспект оказания медицинской помощи в условиях массовых спортивных мероприятий

19 мая 2019
7
Средний балл: 0 из 5

Как общаться с пациентомМассовые спортивные и другие зрелищные мероприятия характеризуются присутствием большого числа зрителей (болельщиков), представляющих один из видов экспрессивной толпы, которые могут стать причиной возникновения кризисной ситуации, как для отдельной личности, так и для группы, вызвать стрессовое состояние.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Введение

Кризисная ситуация является стрессом для личности и действует на все стороны жизни. На поведение личности во время массовых спортивных мероприятий, влияют факторы пристрастного отношения к своим клубам, а также анонимность в толпе, что, в свою очередь снижает степень ответственности за агрессивность и совершенные правонарушения. [1].

Употребление алкоголя и прием наркотических препаратов участниками массовых мероприятий являются факторами риска развития психомоторного возбуждения, патологической агрессивности в толпе и провоцирования общественных беспорядков, которые могут привести к человеческим жертвам [4].

Как правильно общаться с пациентами, пошаговый алгоритм в Системе Главная медсестра

При оказании помощи медицинские работники могут столкнуться с индивидуально-личностными особенностями пациентов, ярко проявляющиеся в ситуации заболевания или жизнеугрожающей ситуации.

В зависимости от поведения такого пациента, медицинскому работнику на любом уровне оказания помощи потребуется выбрать соответствующий тип поведения.

Медицинские работники могут так же столкнуться с такими состояниями, как панические атаки, возбуждение, агрессия.

Особенностью вышеописанных состояний является то, что они похожи на проявления соматических заболеваний (гипертония, бронхиальная астма, ОНМК, инфаркт и т.п.) и потому являются особенно мучительными для пострадавшего и вызывают трудности при дифференциальной диагностике у врачей.

Помимо использования медикаментов, вышеописанные состояния требуют применения навыков психологической помощи. [1,2,4, 5]

Цель: осветить основные типы психологических реакций и состояний и способы их психологической коррекции в условиях проведения массовых спортивных мероприятий.



Материалы и методы: анализ литературы по теме исследования.

Типологизация личности позволяет предвидеть психические реакции и степень их выраженности у отдельных групп на заболевание, как кризисную ситуацию.

Следующий алгоритм позволит медицинским работникам выбрать стиль поведения в зависимости от психогенной реакции обратившегося за медицинской помощью (табл. 1).

Психологический аспект оказания медицинской помощи в условиях массовых спортивных мероприятий 

Далее необходимо привести некоторые состояния, которые могут возникнуть в любой клиентской группе.


Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога), F41.0 - одно из наиболее распространенных пограничных психических заболеваний, характеризующиеся рецидивирующие приступы резко выраженной тревоги (паники), не связанные с какими- либо специфическими ситуациями или предметами, а, следовательно, непредсказуемыми и спонтанными.

Паническая атака — необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.

Может быть обусловлена привычными фобиями личности, ситуацией, реальной опасностью.

Может возникнуть как проявление панического расстройства (повторяющиеся панические атаки) или впервые.

При сборе анамнеза следует обращать внимание на следующие термины, упоминаемые пациентом: «вегетативный криз»,, «ВСД (вегетососудистая дистония)», «нейроциркуляторная дистония» и т.п.

Вопросы для выявления приступообразной тревоги (панической атаки): “Был ли у Вас хотя бы один эпизод внезапного страха, тревоги и беспокойства за последние 6 месяцев?”, “Был ли у Вас хотя бы один эпизод за последние 6 месяцев, когда вы внезапно ощущали сильное сердцебиение, слабость, дурноту и нехватку воздуха?”

Очевидные симптомы и жалобы

  1. Учащенное сердцебиение, пульс
  2. Потливость
  3. Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи
  4. Ощущение нехватки воздуха, одышка, затрудненное дыхание
  5. Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки
  6. Тошнота или абдоминальный дискомфорт
  7. Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние
  8. Страх смерти, страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок
  9. Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях
  10. Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления)

При этом обратившиеся легко отвлекаются на разговор на постороннюю тему, проявление симптоматики становится менее выраженным.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Дифференциальная диагностика

  1. Эндокринные метаболические заболевания (например, гипертиреоз, гипогликемия).
  2. Болезни сердца (гипертонический криз, инфаркт миокарда и т.д.)
  3. Болезни легких.
  4. Неврологические заболевания.

Речевые модули общения с пациентом, умение слышать и слушать, шаблон документа в Системе Главная медсестра

Психологические и поведенческие приемы 

Встаньте напротив и возьмите больного за руки. Разговаривать с успокаивающей интонацией, темп речи - медленный. Необходимо объяснить, что это состояние не опасно и приступ скоро закончится.

Предложите правильное дыхание: дышите ровно и уверенно, произнося «Вдох - 1-2 (раз-два), задержите дыхание - 1-2, выдох 1-2-3, задержите дыхание 1 (раз) и снова вдох на 1-2...». Это поможет вернуть контроль над своим состоянием больному.

Можно дать подышать в пакет (для увеличения углекислого газа в крови).

Отвлечь разговором или осмотром. Попросите перечислить значимые даты, все регионы России и т.п. (можно под предлогом проверки сознания или памяти).

Дайте стакан воды и попросите сосредоточиться на количестве глотков.

Обратить внимание на объективные данные диагностики и осмотра.

По завершении приступа похвалите пациента и порекомендуйте обратиться к специалисту.

Рекомендовать: консультацию врача-психиатра/психотерапевта по месту жительства.

Состояния возбуждения

Основные симптомы:

  1. Психомоторное возбуждение, аффективная расторможенность и потеря контроля аффекта
  2. Агрессия, повышение вероятности проявления насилия Возможно в рамках психических (мании, острая реакция на стресс, расстройства личности) и соматических (органические заболевания головного мозга, интоксикации) заболеваний.

Психологические и поведенческие приемы:

В остром состоянии - пытаться успокоить, “заговорить”, проявить понимание.

Не вступать в конфронтацию, не спорить.

Разговаривать необходимо ровным, уверенным тоном, не повышая голоса, игнорируя словесные оскорбления и провокации.

Фраза «Прекрати немедленно», или подобные ей помогают в ситуации вербальной агрессии (слабо действуют на человека, пытающегося подраться).

Общие правила оказания помощи обратившимся и пострадавшим

  1. Представьтесь пострадавшему, скажите ему свою профессиональную квалификацию (“здравствуйте, меня зовут ..., я врач”). У человека возникнет чувство надежности, облегчения оттого, что подошел не случайный прохожий, а профессионал.
  2. Осторожно установите телесный контакт. Держите за руку или положите руку на плечо. Контакт с головой или другими частями тела не рекомендуется. Перед лежащим - присядьте. Сжатие ладони, статический контакт вызывает чувство защищенности, спокойствие от того, что кто-то находиться рядом.
  3. Давайте конкретную информацию о повреждениях, характере и длительности отдельных медицинских манипуляций («я осмотрю Ваш живот, Вам надо потерпеть 1 минуту»). Подготовка к восприятию болевых ощущений мобилизует на преодоление трудностей. Конкретная информация («у Вас, возможно, перелом») успокоит в большей степени, чем общая («Ваше состояние средней степени тяжести»).
  4. Поддерживайте с больным разговор. Активно слушайте, если он горит о своих мыслях и чувствах. Разговор снижает эмоциональное напряжение.
  5. Давайте не сложные задания («придержите, пожалуйста, повязку, чтобы она не сползла с раны»). Так усиливается чувство самоконтроля, осознание ситуации, возникает чувство уверенности в преодолении возникших трудностей
  6. Если Вы вынуждены покинуть пациента, скажите ему об этом. Внезапный уход собеседника может спровоцировать чувство тревоги, страха. Проследите, чтобы рядом с ним все время находился собеседник.
  7. Обращайте внимание на родственников пострадавших. Разговаривайте с ними спокойным, доброжелательным, но твердым голосом. При необходимости давайте им конкретные несложные задания. Родственники пациентов склонны испытывать еще большие страдания в обстановке повышенного эмоционального напряжения. Выполнение конкретных действии придает им чувство нужности, уверенности в том, что они действительно помогают своим близким.
  8. В местах большого скопления людей защищайте пострадавшего от взглядов зевак. Например, закройте его одеялом, курткой и т.п. У многих возникает чувство стыда, неловкости.
  9. В процессе передачи больного другому врачу, позаботьтесь о том, чтобы общение с Вашим подопечным в новой обстановке было таким же корректным. После передачи попрощайтесь, пожелайте ему скорейшего выздоровления. У человека возникает чувство благодарности и положительный настрой на выздоровление. [5]

Заключение

Таким образом, алгоритмы, созданные нами на основе проанализированной литературы, будут способствовать эффективному оказанию медицинской помощи на всех этапах во время проведения массовых спортивных и других мероприятий.

В то же время знание типологии личности пациента и психогенных реакций, алгоритм действий при столкновении с некоторыми состояниями и общие правила оказания помощи действенны на всех этапах медицинской помощи и полезны для налаживания контакта с пациентами, снижения общего уровня напряжения между врачом и пациентом.

Литература

  1. Верткин А.Л. Багненко С.Ф. Руководство по скорой медицинской помощи. - Москва: ГЭОТАР-Медиа. - 2007 - 816 с.
  2. Краснов В.Н., А.Е. Бобров, Т.В. Довженко. Сборник инструктивно-методических материалов для врача первичного звена здравоохранения по оказанию помощи пациентам с непсихотическими психическими расстройствами (на основе полипрофессионального взаимодействия различных специалистов). - Москва: “Медпрактика-М”, 2012. - С. 92-93
  3. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии. Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта.- СПб: Наука и Техника, 2012. - С. 38-39.
  4. Кречетов В.П., Попченко А.Р., Акулов А.Г. Предупреждение чрезвычайных ситуаций при проведении массовых спортивных и других зрелищных мероприятий: учебное пособие. - Москва: ГАСИС, 2007. - 47 с.
  5. Петрова Н.Н., Палкин Ю.Р., Квятковская А.И. Кризисные пациенты в психиатрической практике. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012; 3: 66-72.
  6. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. - Архангельск, 2007. - 598 с.

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

начните обучение на новом курсе
Школы главной медсестры
«Управление сестринской деятельностью - 2020»

Посмотрите программу

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главная медсестра»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Главная медицинская сестра»

Забрать журнал

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.