Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Роль аудитов в системе менеджмента качества лабораторной службы

  • 20 мая 2019
  • 9

Медицинские лабораторииВ работе представлена информация об организации и проведение аудитов, которые являются ключевым механизмом при выстраивании и совершенствовании системы менеджмента качества в медицинских лабораториях.

Описаны организационные, управленческие, экономические и социальные предпосылки для проведения аудита лабораторной службы.

Изучены цель и задачи проведения аудита, а также определены этапы его проведения.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Ключевыми преимуществами для медицинских лабораторий, внедряющие систему менеджмента качества (далее - СМК) на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества.

Требования», является способность регулярно и стабильно оказывать услуги лабораторной медицины, которые удовлетворяют требования, как пациентов, так и лечащих врачей, а также создание условий для дальнейшего повышения удовлетворенностей для данных потребителей.

Также к преимуществам от внедрения СМК можно отнести направление усилий на возможности и риски, связанные с задачами медицинской лаборатории с последующей демонстрацией способностей самой лаборатории.

Используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 процессный подход включает в себя взаимодействие менеджмент процессов таким образом, чтобы достичь планируемых результатов в области системы качества и стратегии развития, а также функционирования медицинской лаборатории.

Менеджмент процессов и системы в целом достигается при внедрении цикла PDCA (Планируй-Делай-Проверяй- Действуй»), с пониманием риск-ориентированного мышления, позволяющего медицинской лаборатории выявить факторы, которые могут привести к отклонению от планируемых результатов и СМК в целом [4, 9, 10].

Согласно национального стандарта в РФ, а именно ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетенции» основанный на ИСО/МЭК 17025 и ИСО 9001, медицинская лаборатория должна установить, документировать, внедрить и поддерживать систему менеджмента качества, а также постоянно улучшать ее эффективность в соответствии с требованиями данного стандарта.

Узнайте, вправе ли медорганизация самостоятельно установить нормы времени на лабораторные и другие исследования, ответ в Системе Экономика ЛПУ

Также согласно данного стандарта СМК должна осуществлять интеграцию всех процессов, необходимых для выполнения политики и целей качества, установленных в медицинской лаборатории, а также отвечать потребностям и требованиям пользователей [3].

Современная медицинская лаборатория, выстраивающая систему менеджмента качества, должна: выявить процессы и механизмы, необходимые для СМК данной лаборатории с учетом специфики ее профессиональной деятельности и обеспечить их применение во всей лаборатории; установить последовательность и взаимодействие выявленных процессов; определить критерии и методы, необходимые для обеспечения того, чтобы и операции, и контроль этих процессов были эффективны; организовать доступность информации и ресурсов, необходимых для поддержания операций и мониторинга этих процессов, с последующим отслеживанием данных процессов; организовать последовательность действий, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Одним из механизмов выстраивания и совершенствования системы менеджмент качества является организация и проведение аудитов.

В настоящее время под термином аудит подразумевается комплекс действий, направленных на проверку различных сфер деятельности организации.

Лабораторная служба не является исключением и аудиту подвергается как управление качеством деятельности, так и сам организационно-производственный процесс медицинской лаборатории [2].

Минздрав разработал проект правил клинических лабораторных исследований, описание документа в Системе Экономика ЛПУ

Основными предпосылками для проведения аудита лабораторной службы является: организационные, включающие в себя объединение медицинских организаций и в частности лабораторий, централизация различных служб, формирование маршрутизации пациентов; управленческие, а именно смена кадрового состава, проявление воли руководства; экономические - сокращение финансирование медицинской организации или перераспределение денежных потоков, увеличение расходов на лабораторную службу, а также социальные, подразумевающие наличие жалоб население на качество оказания услуг в сфере лабораторной медицины.

Лабораторная служба является не исключением в распространении на данную службу общих принципов проведения внешнего и внутреннего аудита, а именно: независимость (аудиторы и специалисты, участвующие в системе аудита должны проявлять максимальную самостоятельность и свободу в принятии решений в ходе текущей проверки); объективность (проведение аудита требует полной справедливости и беспристрастности со стороны проверяющих); профессиональная компетентность (участники аудита должны обладать объемом профессиональных знаний как в области менеджмента качества, правовой сфере, так и в сфере лабораторной медицины); добросовестность и честность (в ходе организации и проведение аудита специалисты должны проявлять точность и аккуратность в работе и принятии административных решений); конфиденциальность (проведение аудита является процессом выявления системных внутренних ошибок или выявление управленческих неточностей, что требует от участников процесса доверительности в работе и конфиденциальности в отношение к полученной информации); профессиональный скептицизм [11].

Таким образом, целью проведения аудита является получение объективной и достоверной информации о состоянии лабораторной службы региона, с последующей разработкой системы прогнозируемых изменений, направленных на развитие лабораторной службы и предупреждение негативных явлений.



К общим задачам проведения аудита лабораторной службы можно отнести: определение возможности повышения экономической эффективности лабораторной службы; формирование мероприятий по повышению качества проводимых лабораторных исследований; оценка доступности для населения лабораторных исследований с учетом региональных особенностей системы здравоохранения; определение необходимых изменений, нацеленных на развитие лабораторной службы региона; определение потребности в лабораторных исследованиях у населения и системы здравоохранения в целом; оценка маршрутизации образцов для выполнения исследований в специализированных лабораториях и межмуниципальных медицинских центрах; оценка обоснованности расходов для нужд медицинских лабораторий; определение средних подушевых расходов на выполнение лабораторных исследований; оценка имеющихся логистических взаимоотношений между медицинскими организациями и лабораторией.

Как рассчитать численность должностей медработников вспомогательной лечебно-диагностической службы, примеры в журнале «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»

К этапам проведения аудита относится: формирование рабочей группы; согласование целей, задач, объема аудита, процедур, сроков проведения аудита; подготовка материалов и документирование (анкеты, опросники, приказы, дополнительные материалы); информирование заинтересованных лиц о проведение и начале аудита посредством совещаний, круглых столов, конференций, вебинаров; непосредственный сбор информации; оценка и анализ качества представленной и собранной информации, с последующим уточнением и детализацией; организация и проведение очной части аудита; предоставление результатов по итогам проведения аудита [7, 8].

Итогом проведения аудита лабораторной службы являются следующие изменения: реорганизация лабораторной службы; разработка региональной стратегии развития службы; централизация лабораторий в пределах медицинских организаций; использование возможностей аутсорсинга в лабораторной медицине; маршрутизация и логистика пациентов и биоматериала; проработка механизмов финансирования лабораторной службы (объемы, тарификация, квотирование); информатизация лабораторной службы (выбор лабораторной информационной системы с последующей интеграцией с медицинской информационной системой) [5, 6].

При проведение аудита и анализе собранных данных, необходимо учитывать и ряд факторов, которые существенно могут сказаться на качестве, а в последующем и результате аудита. К таким факторам необходимо отнести: временной период, за который будет собираться и подаваться информация; специфика учета малоценных объектов в каждой конкретной лаборатории; учет расчетных лабораторных показателей в общем количестве выполняемых исследований; особенности проведения государственных закупок, которые предусматривают специфику выполняемых исследований в каждой конкретной лаборатории; условия владения лабораториями технологическим оборудованием, так как часть оборудования является собственностью лечебного учреждения, а часть получена по реагентым контрактам [1].

Также нельзя забывать, что для проведения аудита лабораторной службы существуют и ряд ограничений, а именно, отсутствие политической и административной воли.

Также к ограничениям необходимо отнести недостаток инструментов мотивации участников аудита и выборочные методы проверки, несовременность внутреннего контроля в медицинской организации и системы бухгалтерского учета.

Литература

  1. Аминев Р.А., Билалов Ф.С. Организация клинического аудита в клинико-диагностической лаборатории. Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. - 2013. - Т. 15, № 1/4. - С. 264-267.
  2. Берестовская В.С., Иванов Г.А., Клименкова О.А. Три мифа о системе менеджмента качества и стандарте ISO 15189:2012 «Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности». Лабораторная медицина. - 2014. - № 1(8). - С. 12-16.
  3. ГОСТ Р ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетенции». - Москва: Стандартинформ, 2015. - 46 с.
  4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». - Москва: Стандартинформ, 2015. - 32 с.
  5. Золотарев П.Н. Информационные менеджмент-системы в лабораторной медицине. Менеджер здравоохранения - 2016. - №5. -С. 47-54.
  6. Золотарев П.Н. Организация системы менеджмента качества в медицинских организациях с помощью лабораторных информационных систем. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». - 2017. - №1. - С. 108-112.
  7. Золотарев П.Н., Баева Е.С., Красота О.В. Оценка характера труда сотрудников         клинико-диагностических лабораторий. Медицинский альманах. - 2015. - №3 (38). - С. 15-18.
  8. Назмутдинова В.М., Лянг О.В., Кочетов А.Г. Учиться управлять: нематериальная мотивация как залог успеха при внедрении системы менеджмента качества в медицинской лаборатории. Лабораторная служба, 4, 2017 с.59-62.
  9. Сараев А.Р., Черкасов С.Н., Майорская А.С. Качество медицинской помощи в России и за рубежом. В сборнике: Наука и практика: партнерство в реализации стратегии национального здравоохранения в регионе 2015. С. 483-486.
  10. Суслин С.А., Гиннятулина Р.И., Федосеева Л.С., Назаркина И.М. Система менеджмента качества в городской поликлинике. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко,  Номер: 1 Год: 2017. С. 278-282.
  11. Управление качеством деятельности медицинских лабораторий: проведение внутренних аудитов: учебное пособие / А.В. Эмануэль, Г.А. Иванов, Ю.П. Зубков и др. - Москва; Санкт- Петербург: Изд-во СПбГМУ-Тверь; Изд-во Триада, 2011. - 112 с.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.