Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Влияние уровня образования на самооценку здоровья в различных возрастно-половых группах

17 июля 2017
0
Средний балл: 0 из 5
д.м.н., заведующий отделом исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко», эксперт в вопросах экономики здравоохранения

На основании опроса 967 человек в возрасте 60 лет и старше изучена влияние уровня образования на показатели самооценки здоровья.

Показано, что более высокий уровень образования у мужчин и у женщин не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни как мужчины, так и женщины.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Анализ гендерных особенностей показал, что если в более молодых возрастных группах показатели самооценки были сравнимы, то в более старших возрастных группах показатели самооценки здоровья были более низкими у женщин.

Образование рассматривается как одна из базовых социальных детерминант здоровья населения [1.2]. По ранее полученным данным, человек, имеющий более высокий уровень образования, меньше болеет и его самооценка здоровья выше, чем у человека имеющий более низкий образовательный уровень [3.4.5].

Это было описано на примере беременных, детей, воспитывающихся в семьях с различным уровнем образования.

Механизмы такого взаимовлияния четко не описаны, хотя можно предположить, что уровень образования влияет на поведение, что в конечном итоге посредством более здоровье сохраняющих моделей поведения способствует более высокому уровню здоровья.

В настоящем исследовании была предпринята попытка изучить влияние уровня образования на самооценку здоровья человека в возрасте 60 лет и старше.

Данные о самооценке здоровья были получены посредством анкетирования 967 человек в возрасте 60 лет и старше, проживающих в мегаполисе (г.Москва).

При выполнении анализа общая группа была разделена по возрастно­половому признаку: мужчины и женщины рассматривались отдельно, кроме того были выделены пятилетние возрастные подгруппы: 60-65 лет, 66-70 лет, 71 год и старше.

Следовательно, оценка зависимости проводилась в 6 возрастно-половых подгруппах. Согласно данным об уровне образования выделялась подгруппа с высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) и подгруппа с более низким уровнем образования (среднее и незаконченное среднее).

Самооценка здоровья проводилась по пятибалльной шкале, где 5 баллов - наивысший уровень здоровья, 1 балл - наименьший показатель здоровья, согласно данным самооценки. Достоверность отрицания «нулевой» гипотезы принималась на уровне 95%.

В результате исследования получены следующие результаты. Среднее значение самооценки здоровья мужчин в возрасте 60-65 лет с высоким уровнем образования составило 4,08±0,06 балла, тогда как у мужчин с более низким уровнем образования - 3,76±0,13 балла (различия достоверны, p<0,05).

Следует также отметить более высокий уровень вариации признака «самооценка здоровья» в группе мужчин с более низким образовательным статусом (42% против 20%), что свидетельствует о большем разнообразии оценок здоровья в данной группе.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

С возрастом средние значения самооценки здоровья снижались. Так, у мужчин в возрасте 66-70 лет с высоким уровнем образования уровень самооценки составил 4,07±0,1 балла, а в подгруппе с более низким уровнем образования 3,68±0,07 балла (различия достоверны, p<0,05). С увеличением возраста обозначенная тенденция продолжается.

В возрасте 71 год и старше уровень самооценки существенно снижается у мужчин с более низким уровнем образования до 3,45±0,11 балла, тогда как у мужчин с более высоким уровнем образования падение уровня самооценки намного ниже 4,00±0,1 балла.

Выявленные закономерности представлены на рисунке 1.

 Влияние уровня образования на самооценку здоровья в различных возрастно-половых группах

Следует отметить, что динамика снижения уровня самооценки с возрастом может быть моделирована линейной функцией с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (R2= 0.92 для функции описывающей динамику для мужчин с низким уровнем образования и R2=0,84 для функции описывающей динамику для мужчин с высоким уровнем образования).

Анализ динамики показал, что коэффициент линейной функции, демонстрирующий снижение самооценки здоровья значительно больше для лиц, имеющих более низкий уровень образования (0,155 против 0,04).

Следовательно, для лиц с высоким уровнем образования снижение показателя самооценки здоровья происходит более медленными темпами.

Более того, анализ достоверности различий не позволил выявить разницу между показателями самооценки в возрастных группах 60-65 лет и 71 год и старше, что позволяет сделать вывод о стабильности показателей самооценки здоровья независимо от возраста (возрастная группа 60 лет и старше) для мужчин с высоким уровнем образования (p<0,05).

Для мужчин с низким уровнем образования, напротив, выявляется достоверная разница между показателями самооценки здоровья в возрастной группе 60-65 лет и в возрастной группе 71 год и старше (p<0,05).



Таким образом, более высокий уровень образования у мужчин не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни мужчины.

Влияние уровня образования на самооценку здоровья в различных возрастно-половых группах 

У женщин в возрасте 60-65 лет различий в уровне самооценки здоровья не выявлено. Так, женщины с низким уровнем образования оценили свое здоровье на 4,1±0,09 балла, тогда как в подгруппе с высоким уровнем образования значение самооценки составило 4,09±0,1 балла (различия недостоверны, p>0,05).

В более старших возрастных группах у женщин достоверность различий между показателями самооценки не выявлялась. В возрастной группе 66-70 лет показатели самооценки были только незначительно выше (3,54±0,1 балла против 3,47±0,11 балла), также как и в возрастной группе 71 год и старше (3,52±0,11 балла против 3,22±0,09 балла). Возрастная динамика представлена на рисунке 2.

Несмотря на отсутствие достоверных различий математическое моделирование динамики позволило описать наблюдаемые изменения линейными функциями с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (R2= 0.93 для функции описывающей динамику для женщин с низким уровнем образования и R2=0,77 для функции описывающей динамику для женщин с высоким уровнем образования).

Также как и у мужчин, для женщин с высоким уровнем образования был характерен более низкий темп снижения показателей самооценки здоровья, чем у женщин с низким уровнем образования (линейные коэффициенты 0,285 против 0,44).

Таким образом, более высокий уровень образования у женщин, также как и у мужчин, не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни женщины.

Анализ гендерных особенностей показал, что в более молодых возрастных группах показатели самооценки были сравнимы, то в более старших возрастных группах показатели самооценки здоровья были более низкими у женщин. Особенно большая разница наблюдалась в подгруппе женщин с высоким уровнем образования.

Таким образом, уровень образования можно рассматривать как социальную детерминанту здоровья, имеющую более высокую значимость у мужчин. Уровень образования не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и уменьшает темп снижения показателя с увеличением возраста.

Литература

  1. Черкасов С.Н., Курносиков М.С. Влияние медико­социальных факторов и особенностей поведения пациенток на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2015. № 3. С. 66-70.
  2. Черкасов С.Н., Камаев Ю.О., Черкасова С.В. Анализ заболеваемости детей первого года жизни в Российской Федерации // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 198-200.
  3. Черкасова С.В., Камаев Ю.О., Черкасов С.Н. Факторы риска, определяющие состояние здоровья недоношенных новорожденных в течение первых трех лет жизни // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 201 - 204.

 

тест Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

начните обучение на новом курсе
Школы Главного врача

Посмотрите программу

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.