Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Роль сельской консультации в становлении Советской системы охраны материнства и младенчества в 20-30-е годы 20 века

1 марта 2018
12
Средний балл: 0 из 5

Становление охраны материнстваРассматривается период становления системы охраны материнства и младенчества в деревне в 1920-30 годы. Показана вопиющая неграмотность женщин к здоровью своему и детей.

Раскрыта санитарно-просветительная деятельность сельских консультаций. Описана роль акушерки во внедрении современных на то время знаний и навыков (гигиены, родовспоможения и т.д.) в крестьянский быт.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

На II Всероссийском совещании, обсуждающем проблемы охраны материнства и младенчества (ОММ), в 1923 г. вопрос о работе в деревне в повестке дня значился одним из главных и всесторонне дискуссировался [1].

Основным учреждением в системе охраны материнства и младенчества была признана сельская консультация с «сестрой- посетительницей» на дому, с обязанностью вести санитарно­просветительную работу среди матерей.

Доктор А. Н. Рахманов писал: «Вся суть заключается в активности лиц, ведущих консультацию.

Они не должны ждать, когда к ним придет с жалобами беременная, уже больная женщина, они должны всеми силами идти ей навстречу до болезни, т. е. предупреждать заболевания «предупреждать, а не лечить», таков лозунг, неустанно проводимый нашим руководителем Наркомом Н.А. Семашко» [2].

Высокая детская смертность, заболеваемость женщин — следствие почти полного отсутствия правильно организованного родовспоможения, засилье бабок, оказались в центре внимания службы ОММ. 88% всех мер во время родов в деревне все еще осуществлялось бабками, что обусловливало гибель громадного числа женщин [1].

В.П. Лебедева (1926), изучая жизнь женщины в деревне, отмечала частое рождение ребенка в хлеву.

И поэтому именно селянам, указывала она, необходима родильная койка и акушерка.

Плохо развитая санитарно - просветительная деятельность среди женского населения была одной из основных причин существующего положения.

Изменить ситуацию по её мнению должны были именно акушерки. Специалисты, которых удавалось вовлечь в эту работу, являлись осью, вокруг которой вертелась вся санитарно­просветительная и культурная сознательная жизнь в деревенской избе [3].



В статьях А.В. Шевченко [4] и А.М. Близнянской [5] рассматривались вопросы, касающиеся работы акушерок, как в городе, так и на селе.

Самостоятельные сельские консультации отличались от городских консультаций по своему устройству и оборудованию, но профилактические мероприятия проводились также как и в городе.

С целью усиления работы в деревне в сфере ОММ при сельсоветах и волисполкомах создавались специальные комиссии.

Там, где действовали санитарные советы, комиссии входили в их состав. Организация этих структур тем более была необходима, что постановлением ВЦИКа от 24.11.1924 г. о сельских советах на них возлагались задачи, связанные с развитием сети ОММ.

Эту комиссию при сельсовете возглавлял член Совета. В нее входили представители всех общественных организаций деревни: комитета взаимопомощи, местного кооператива, комсомола, а также врач, акушерка, народный судья, волорганизатор, делегаты от крестьянок [4].

Эффективность службы ОММ на селе зависела от работоспособности комиссии и степени активности участкового персонала, главным образом, акушерки и медсестры [5].

В Советской России с 1921 г. открывались первые консультации для беременных, к 1924 г. их уже насчитывалось 159. В этот же период эти консультации стали в деревне объединяться с детскими [6].

В 1931 г. было разработано положение о районной консультации; врач в системе ОММ в деревне должен был проводить профилактическую и лечебную работу детям от 0 до 3-х лет и иметь навыки в акушерстве — «синтетический врач» [1].

Важным из видов деятельности женской консультации являлась необходимость налаживания связи с колхозами и коммунами.

В процессе сотрудничества решался вопрос урегулирования труда и быта беременной женщины, которые на этот период переводились на более легкую работу или освобождались от нее в поздних сроках беременности, и впервые месяцы после родов [7].

Система ОММ в период борьбы за коллективизацию сельского хозяйства (1930—1934) перестраивалась и развивалась под знаком выполнения решения ЦК партии от 18.XII.1929 г. о медицинском обслуживании рабочих и крестьян [8].

В постановлении подчёркивалось отставание органов здравоохранения от темпов развития Советского народного хозяйства, от растущих потребностей рабочего класса и крестьянства.

Всероссийский съезд Советов поставил перед службой ОММ чрезвычайно важную задачу - организовать в деревнях новые формы стационарной родильной помощи, мелкие колхозные родильные дома [8].

В сельских местностях в сети учреждений охраны материнства и младенчества Средне-Волжского края в 1929 — 1930 гг. имелось 384 родильные койки (на 100 женщин — 0,06 койки), 10 консультаций, 88 постоянных и 811 летних яслей на 27000 мест, 70 акушерских пунктов.

Однако состояние родовспоможения считалось неудовлетворительным. Родильными койками население обеспечивалось лишь на 7,5%, а вместе с акушерскими - на 15-20% [9].

В 1929 г. проведение родов почти на 85% находилось в руках повитух и бабок. Из 100 родов лишь 5-8 проходили в больничной обстановке, помощь на дому участковыми акушерками оказывалась в 3- 8 случаев [10].

В пятилетнем плане Средне-Волжского края намечалось существенное развитие сети учреждений ОММ к концу пятилетки (1932 — 1933 гг.).

Число родильных коек в сельской местности планировалось увеличить в 5 раз, В каждом крупном совхозе женщины — работницы обеспечивались родильными койками на 100%.

Мест в постоянных и летних яслях предполагалось довести к цифрам соответствующим нормам Наркомздрава РСФСР. Например, в постоянных яслях до 60 на 1000 женщин — работниц.

300 акушерских пунктов (70 до начала пятилетки), 150 приемов в сельских диспансерах детей и женщин должны были качественно изменить ситуацию. Возможность родить в больнице колхозницам повышалась на 25%, а вместе с получением акушерской помощи в стационаре до 75%. [9].

Очень остро стоял вопрос о подготовке персонала. Сроки учебы в техникумах для акушерок и сестер ОММ сократили к 1929 г. до 2-х лет. 14.01.1930 г. была спущена директива на места об организации краткосрочных курсов для колхозниц [1].

В соответствии с новыми целями перестраивалась программа обучения в акушерских техникумах.

Существующая с дореволюционного времени, в ней не предусматривалось изучение таких предметов, как общая гигиена и гигиена женщины и ребенка, которые ввели в учёбный процесс.

Важным считалось подготовить акушерок не только к оказанию помощи при родах, но и к широкой общественной, профилактической и культурно-просветительной деятельности.

В практику обучения стажеров при учреждениях ОММ решили ввести «нормальное» акушерство [11].

В беседе с крестьянкой акушерка знакомила её с основными требованиями гигиены при беременности, объясняла опасность тяжелой работы и ушибов, важность достаточного и разнообразного питания, вред алкогольных напитков, значение чистоплотности, необходимость воздерживаться в последние 2-3 месяца до родов от половых сношений.

Акушерка являлась на селе проводником реализации концепции создаваемой системы ОММ. Идеи эти она воплощала в жизнь, как делом, так и словом.

Агитировала, побуждая крестьянок прибегать к услугам учреждений охраны материнства и младенчества - родильных домов, консультаций, яслей, где они имеются, и стремиться активно к организации там, где их еще нет.

Много внимания уделяла акушерка противодействию знахарству и шарлатанству.

Близко сталкиваясь с крестьянами в домашней обстановке, знакомясь с повседневной жизнью, акушерка боролась с вредными предрассудками и навыками, насаждала новый быт.

Она объясняла необходимость вентиляций в избе, соблюдение личной чистоплотности, опасность еды из одной миски или пользования общей ложкой, целования покойников и вредность многих других распространенных в деревнях обычаев [12].

«Крестьянке было трудно понять, зачем нести ребёнка в консультацию, если он здоров.

Регулярному посещению не способствовало и большое расстояние деревень от консультации — от 2 до 8 вёрст.

Приходящие матери с большим интересом осматривали выставку, смотрели на нее, на весы, и с живым интересом слушали все, что им говорили.

С огромным интересом берут читать книжку профессора Г. Н. Сперанского «Азбука матери- крестьянки» и потом, принося ее, просили подарить.

В первые месяцы, в консультации было от 35 до 40 посещений; за последние же июль и август было 118 и 125 посещений, из них в июле чисто консультативных было 48 и в августе—54.

В первые недели работы нередко можно было услышать ворчание среди пожилых матерей, что «только время отнимают взвешиванием и простуживают детей, раздевая их совершенно»; «теперь же сами они просят повесить и с интересом слушают, прибавил или убавил.

В настоящее время, уже мать-крестьянка не представляет из себя редкость, если она кормит ребенка по часам, не свивает его, если она его правильно прикармливает, носит его ежедневно гулять, купает его ежедневно и, наоборот, с удивлением смотрят теперь на мать, которая приносит грязного ребенка, туго свитого, с жеваной соской во рту.

Труднее всего, оказалось отучить матерей от качки, но их быт таков, что во время работ дети остаются с няньками в возрасте 7—8 лет, которым легче всего их качать» [13].

В своей работе акушерка опиралась на общественные организации в деревне: избы-читальни, здрав-ячейки, санитарно­профилактические комиссии и пр.

Доктор П. Покровский описал работу Моревского амбулаторного врачебного пункта Московской губернии. «18-го января с.г. был первый день открытия деревенской консультации в нашем районе. На первом приеме было 30 детей.

С удивлением смотрели крестьянки, как ее ребенок исследуется: его измеряют, некоторые из крестьянок называли это «мудрованием» и просили, чтобы взвешивают, осматривают всего и все это заносят на карточки и листы.

Ребенка только не взвешивали и не измеряли, проще говоря, чтобы он не попал под дурной глаз, и его бы не «сглазили».

Средняя посещаемость консультации—20 человек до 2-летнего возраста. Крестьянка теперь живо интересуется, как развивается ее ребенок.

В деле открытия нашей консультации 18-го января шеф Государственного научного института охраны материнства и младенчества принес огромную пользу: моральную и материальную.

Врачи детских отделений Института вначале систематически приезжали и вели консультационный прием детей в нашей волости и тем заложили основу правильной работы деревенской консультации; и, таким образом, в дальнейшем они дали возможность продолжать эту работу участковому врачу.

Из Государственного Научного Института Охраны Материнства и Младенчества НКЗ были пожертвованы: аптечка и предметы ухода за младенцем, десятичные детские весы, прекрасная литература для сан-уголка и избы- читальни» [14].

В Положении об акушерском пункте, колхозном родильном доме и в инструкциях по работе акушерок в них, разработанных под редакцией Д. М. Гинодман и Н. Е. Гранат, утверждённых 20.01.1938 г.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Наркомздравом СССР, приводились 10 пунктов, касающихся организации и принципов функционирования колхозного родильного дома.

В нём описывались пути и методы медицинского и хозяйственного обеспечения, отбора кадров в учреждения. Регламентировалось количество коек в родильном доме, нормы питания родильниц и рожениц.

Должностные обязанности акушерки включали проведение нормальных родов в родильных палатах или на дому у крестьянок, которые не в состоянии прибыть в родильный дом.

Учёт и патронаж беременных в районе обслуживаемых родильном домом колхозов, выявление патологических случаев беременности и своевременное направление в консультацию, амбулаторию или участковые районные больницы — далеко не весь перечень задач, стоящих перед акушеркой.

Одновременно она вела наблюдение за роженицей и новорождённым на дому после выписки (окончания послеродового периода), устанавливала дату заключения о сроке беременности на предмет предоставления колхознице дородового отпуска и перевода на более лёгкую работу.

Проведение массовых санитарных и культурно-просветительных мероприятий среди колхозниц входило в повседневные дела акушерки.

Согласно инструкции акушерка, являясь заведующей колхозным родильным домом, была ответственной за выполнение правил личной гигиены и подготовки сотрудников; прием рожениц и их санитарную обработку, санитарно - гигиенический уход за роженицей и родильницей (в родовой и послеродовой палате); уход за новорожденным.

Она всецело отвечала за документооборот — инвентарную книгу, в которой находилась отчётность родильного дома, за нахождением родильного дома в порядке и чистоте, состоянием инструментария и предметов ухода, содержанием акушерской сумки, которая должна была быть всегда готова к употреблению на случай выездов.

По форме Наркомздрава и утвержденным видам учета и отчетности, велись записи по ведению течения родов.

Медики колхозного родильного дома несли ответственность за здоровье женского контингента курируемых хозяйств, выявляли всех беременных с последующим их обслуживанием, осуществляли мероприятия с целью предупреждения развития осложнений во время беременности и отбора осложненных случаев для обследования их врачом.

Акушерка, при соблюдении необходимых санитарно­гигиенических условий, делала помимо наружного акушерского и внутреннее исследование при строгом применении правил асептики и антисептики.

В целях предупреждения послеродовой инфекции в родильном доме акушерка заблаговременно устанавливала, нет ли в семье беременной у окружающих ее лиц, у нее самой инфекционных заболеваний, гнойных очагов и т.п.

В положении имелся перечень оборудования колхозного родильного дома на 3 родильные койки.

Колхозный родильный дом обеспечивался твёрдым инвентарем, бельём, медицинским инструментарием и предметами ухода.

К положению прилагались все необходимые инструкции: заведующим родильными отделениями и родильного дома, дежурному врачу (ординатору) родильного дома (отделения), для ординаторов родильных домов (отделений) и акушерки приемно­пропускного блока (смотровой).

Примерный типовой договор устанавливал обязанности колхоза и здравотдела в интересах обеспечения родильной помощью членов данного колхоза [15].

Акушерский пункт работал на основании положения, утвержденного 13.03.1938 г заместителем наркома здравоохранения СССР.

В нем регламентировались вопросы организации функционирования учреждения, размещении акушерок для постоянного проживания, указывалось на необходимость наличия специального оборудования и стоящие задачи для оказания всесторонней медицинской помощи населению.

В соответствии с назначением акушерского пункта были разработаны права и обязанности акушерки, прилагался перечень личной гигиены.

Акушерка должна была проводить роды на дому, выполнять и обучать родителей уходу за новорожденным, наблюдать за женщиной после родов, проводить культурно-просветительные мероприятия в области охраны материнства и младенчества.

Сотрудниками Куйбышевского краевого Института ОММ решались задачи повышения эффективности работы консультаций, занимающихся охраной материнства и младенчества в деревне.

Сельским акушеркам были даны практические рекомендации по проведению среди родителей санитарно — просветительной работы об опасности инфекционных и социальных заболеваний, а также о необходимости проведения пробы Пирке у ребенка. Беседы должны были проводиться как в условиях консультации, так и на дому [16].

Если в городе агитировали за умелое и достаточное пользование форточкой или фрамугой, то в деревне борьба за устройство форточки в избе являлось санитарным лозунгом дня.

Крестьянку учили тому, что хорошая вентиляция комнаты ребенка лучший способ в деле предохранения его от заражения острыми вирусными инфекциями и предупреждения развития пневмонии у заболевшего гриппом ребенка [17].

Мероприятия, осуществлённые в Советском здравоохранении после революции по повышению грамотности, дали свои плоды. В сети ОММ в 1935-1936 гг. стали проводиться конкурсы.

Были разработаны критерии для определения лучшей сельской консультации, молочной кухни, родовой хаты.

Реализация имеющегося плана работы, посещаемость детей и женщин консультации, связь с родильным домом отделений консультации, обеспечение помощи на дому, охват патронажем не менее 75% детей, ведение культ-просветработы, выполнение санминимума, состояние борьбы с подпольными абортами, наличие абортной койки, осуществление выездов в колхозы, юридическая помощь матерям являлись основными показателями при оценке результатов деятельности консультации.

Сельская молочная кухня для участия в конкурсе должна была располагать отдельным помещением. Оборудование молочной кухни считалось достаточным при наличии стерилизатора, холодильник- сепаратора, лаборатории.

Выполнение санминимума, достаточная квалификация персонала (грамотная сестра могла работать с отчетностью), ежедневное наблюдение врача, приготовление смесей по рецептам врача и прикорма (соки, каша, кисели), имеющийся контакт с матерями и культ-просветработа — показатели работы.

Образцовая родильная хата была в селе, где находился фельдшерский пункт.

Помещение состояло из сеней, приемной, родовой и послеродовой палат. Хата имела необходимый инструментарий и стерильный перевязочный материал, достаточное количество белья и жесткого инвентаря, железные койки, родильный стол, кушетку, столы, шкафы, табуретки и стулья.

Акушерка родильной хаты была с законченным средним специальным образованиям. Все беременные патронировались.

Женщины с патологической беременностью направлялись в ближайший медпункт. С родильным отделением имелась налаженная связь. Акушеркой велась санитарно­просветительная работа.

Деятельность хаты освещалась в печати. Женщины наблюдались акушеркой не менее 3-х недель после родов. Велся точный учет проделанной работы.

Контингент женщин полностью охватывался акушерской помощью в районе деятельности родильной хаты. Транспорт, как для акушерок, так и для женщин хорошо функционировал [18].

Таким образом, сельские консультации во время становления системы охраны материнства и младенчества в 20-30-ые годы прошлого столетия оказались санитарно-просветительным центром ликбеза в деревне.

Акушерки, применяя на тот период современные знания в области родовспоможения, профилактики заболеваемости мам и детей, добивались освоения элементарных навыков гигиены крестьянками, сохраняя здоровье женщин и детей.

Литература

  1. Лебедева В.П. Охрана материнства и младенчества в стране Советов. М., Л-д: Государственное медицинское издательство. 1934; С. 6,7, 28, 29, 229.
  2. Рахманов А.Н. Консультация для беременных и родильниц, как основа охраны материнства и младенчества. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел. 1926;
  3. 2: С. 17.
  4. Лебедева В.П. Задачи и пути охраны материнства и младенчества. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел, 1926; 2: С. 6-7.
  5. Шевченко А.В.. Участковая акушерка и комиссия по охране материнства и младенчества при сельсоветах. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел. 1926; 2: С. 31-2.
  6. 5. Близнянская А.М.. Акушерка и охрана материнства и младенчества в деревне. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел. 1926; 2: С. 33-5.
  7. Курзон. В.М.. Охрана материнства и младенчества в СССР. Пособие для врачей и работников по охране материнства и младенчества, Самара, 1926. С. 129-30.
  8. ЦГАСО Ф. Р. — 342, — оп. 2, — ед.хр. 39. — л.82.
  9. Конюс Э.М.. Пути развития Советской охраны материнства и младенчества (1917-1940) М, 1954; С. 237- 8.
  10. ЦГАСО Ф. Р. - 1160. - оп. 1, - ед.хр. 4. - лл. 79,80,81.
  11. Г.   Вырыпаев. К вопросу о переквалификации сельских акушерок. Вопросы здравоохранения Средне - Волжской области, 1929; 3: С. 2.
  12. Николаев  Н.Д.. О перестройке учебного плана и программ медтехникумов в порядке обсуждения. Здравоохранение Средне-Волжского края, 1930; 13-4: С. 32- 33.
  13. Лагутяева   А. И.. Санитарно — просветительная работа акушерки. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел, 1929; 6: С. 19-20.
  14. Деревенская консультация. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел. 1929; 7: С. 14-5.
  15. Покровский   П. Детская консультация в деревне. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел. 1932; 3: С. 47- 9.
  16. Положения об акушерском пункте, колхозном родильном доме и инструкции по работе акушерок в них (под ред. Д.М. Гинодман и Н.Е. Гранат), 1938; С. 4-31.
  17. Издание  Куйбышевского краевого института, (под редакцией директора Института доцента Я. А. Теплоухова, профессора Н.В. Крупеникова и ст. научного сотрудника П. И. Ильинского). 1935; С. 5 - 6.
  18. Стукс Г.Г.. Роль консультаций и патронажа в деле социальной профилактики детских пневмоний. Охрана материнства и младенчества. Организационный отдел. 1927; 8: С. 23 - 5.
  19. ЦГАСО Ф. Р. - 2148, - оп. 1, - ед.хр. 75. - лл. 21,22,23.

 

тест Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

начните обучение на новом курсе
Школы Главного врача

Посмотрите программу

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.