Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Сестринское дело в педиатрии

  • 31 мая 2019
  • 83
  • Средний балл: 0 из 5

Педиатрия сестринское делоСестринское дело в педиатрии – область работы медицинских сестер, которые осуществляют уход за новорожденными, детьми и подростками. Медсестра планирует и реализует план ухода совместно с лечащим врачом.

Расскажем, в чем заключаются особенности сестринского процесса в педиатрии, какие умения и навыки должна развивать в себе медсестра.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Медсестра в педиатрии: специфика работы

Сестринское дело в педиатрии является одним из важных направлений сестринского процесса. Качественный уход за детьми и подростками способны обеспечивать медсестры, прошедшие специальную подготовку и обладающие необходимыми знаниями.

Медицинских сестер, специализирующихся на этом направлении, также называют медсестрами по уходу за детьми.

Работа с детским населением имеет определенную специфику. Прежде всего, в этом случае медсестра не работает с пациентами один на один – в ее работу вмешиваются родители ребенка и другие его родственники, что затрудняет работу специалиста.

Как проводить санпросветработу в детских медорганизациях, расскажем в Системе Главная медсестра

Этапы сестринского дела

Процесс сестринского ухода можно разделить на 5 основных этапов:

  1. Сестринское обследование пациента.
  2. Постановка проблем пациента.
  3. Составление плана сестринских манипуляций.
  4. Реализация составленного плана.
  5. Оценка итогов проведенной работы.

Для раздела педиатрия сестринское дело строится по такому же плану. Рассмотрим более подробно содержание работы медсестры с пациентом на каждом из них.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Обследование ребенка

Сестринское дело в педиатрии строится не только на выявлении проблем больного, медсестра также должна выявить актуальные знания его законных представителей о потребностях ребенка.

Часто сестринское обследование детей сталкивается с определенными трудностями:

  • в силу возрастных особенностей маленькие дети не могут достоверно объяснить и осознать свои жалобы;
  • в отношении маленького ребенка медсестре сложно установить степень боли и ее локализацию;
  • в педиатрии можно встретить большую разницу между состоянием ребенка и его самочувствии. Например, ребенок может быть активным и беззаботным даже при значительном изменении температуры тела.

Чек-листы для внутреннего контроля в рабочую папку, скачайте в журнале  «Главная медицинская сестра».

Постановка проблем

Сестринский процесс в педиатрии отличается также тем, что медсестре предстоит выявить не только универсальные проблемы, присущие пациентам всех возрастов, но и проблемы ребенка, связанные с его развитием:

  • патологические типы воспитания, практикующиеся в семье;
  • снижение интеллекта;
  • отставание в физическом и психическом развитии от данной возрастной группы;
  • нарушение самооценки;
  • нарушение социальной коммуникации.

Постановка сестринского диагноза будет успешной в том случае, если на первом этапе медсестра проанализирует всю полученную информацию.

Сестринское дело в педиатрии имеет особенность – диагноз ребенка складывается из трех компонентов:

  1. Клинический (основные проблемы, связанные с состоянием здлровья ребенка).
  2. Социальный (бытовой статус ребенка, преобладающий тип воспитания).
  3. Биолого-генеалогический (перенесенные ребенком травмы и болезни, особенности развития акушерский анамнез и т.д.).

Поэтому медицинские сестры, которые планируют изучать данную ступень сестринского процесса, должны уметь группировать полученные данные и систематизировать их по этим составляющим.



План сестринских действий в педиатрии

Подход к составлению плана сестринского ухода за ребенка должен быть систематизированным.

Для этого используется модель принятия решений, которая состоит из 10 ступеней.

  1. Рассмотрение ситуации и определение проблем, связанных с состоянием здоровья ребенка, главными индивидуумами, необходимыми решениями и этической составляющей.
  2. Сбор дополнительных данных для прояснения неоднозначных моментов.
  3. Определение профессиональной и личной моральной позиции.
  4. Определение моральных позиций законных представителей больного.
  5. Определение этических вопросов, которые непосредственно связаны с ситуацией.
  6. Выявление противоречий ценностей, при их наличии.
  7. Выделение лица, которое принимает решения.
  8. Определение круга действий и планирование результатов.
  9. Выбор направлений действий медсестры.
  10. Реализация составленного плана.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

Реализация плана

Если на первых этапах медицинская сестра правильно оценит ситуацию и будет следовать модели принятия решений, то этап реализации плана ухода не составит у нее затруднений.

Однако, если сестринское дело в педиатрии изучено специалистом недостаточно, она может столкнуться с дефицитом знаний по некоторым вопросам.

  1. Какие действия требуются от пациента. Например, полоскать горло, принимать лекарства, соблюдать постельный режим.
  2. Выбор типа поведения для конкретной установки. С пациентом и его родными необходимо обсудить особенности лечебного питания, отдельно от решения других вопросов.
  3. Наблюдение за пациентом и оценка его эмоционального состояния. Многие дети могут бояться людей в белых халатах, или, например, по мере выздоровления больной более тщательно выполняет действия по назначению врача.
  4. Подробно обсудить с представителями ребенка критерии выздоровления. Например, если пациенту рекомендовано лечебное питание, то необходимо им пояснить, какие последствия могут следовать при нарушении диеты.
  5. Обсуждение с родителями кратковременных и долговременных планов по улучшению здоровья ребенка.
  6. Постановка реальных целей. Например, при некоторых заболеваниях невозможно полное выздоровление больного.

Ошибки в сестринской документации и как их предотвратить: инструктаж в журнале  «Главная медицинская сестра».

Задача медсестры – не только запланировать необходимые процедуры и мероприятия, но и реализовать их, исходя из современной сестринской практики.

При этом реализация сестринского ухода может строиться по одному из трех типов:

  • зависимый тип – для начала действий медсестры необходимо указание врача, но все процедуры она выполняет, используя собственные навыки и знания;
  • независимый тип – медсестра сама инициирует и выполняет медицинские мероприятия. Например, обучает мать ребенка приемам детского массажа;
  • взаимозависимый тип – врач, медсестра и другие специалисты работают единой командой. Например, после консультации детского стоматолога медсестраобрабатывает полость рта ребенка и т.д.

Сестринское дело в педиатрии в основном строится на независимом и взаимозависимом типе.

Поскольку роль медсестры в уходе за пациентами-детьми очень велика, она должна проявлять весь свой накопленный опыт для достижения поставленной цели.

На этапе реализации плана лечения медсестра ведет карту сестринского процесса, где в графе «реализация» четко указывает, кто должен выполнять манипуляции, в какое время и как именно.

Оценка результатов

Этап оценки является заключительным в сестринском процессе по уходу за детьми.

Для анализа достигнутых результатов учитывать следует следующие показатели:

  1. Реакция пациента на вмешательства и мероприятия.
  2. Мнение самого больного о пройденных процедурах.
  3. Оценка достижения запланированных результатов. Так, если поставленные цели за отведенный срок не были выполнены, возможно, медсестра некачественно обследовала пациента или выбрала неверную тактику ухода за ним. В таком случае сестринский процесс начинается с первого этапа.
  4. Оценка качества оказанных услуг пациенту.

Какие разделы работы медсестер подлежат проверкам со стороны Росздравнадзора? Список, в Системе Главная медсестра

Знания и умения медсестры по уходу за детьми

Сестринское дело в педиатрии имеет свою уникальную специфику, так как помимо общих знаний лечебного дела медсестра должна учитывать в своей работе особенности работы с детьми.

Без каких знаний специалисту будет сложно работать в этом направлении:

  • методика проведения сестринского обследования;
  • вопросы клиники, патогенеза, этиологии и профилактики детских заболеваний;
  • схемы базового ухода за детьми при инфекционных и соматических заболеваниях;
  • навыки постановки проблем маленького пациента.

Кроме того, медицинские сестры этой специальности должны постоянно совершенствовать свои умения навыки, так как подходы к лечению пациентов маленького возраста постоянно меняются.

В целом сестринское дело в педиатрии является перспективным направлением работы, позволяющий молодому специалисту получить бесценный опыт в профессии.

Грамотно организованный сестринский процесс – возможность превратить медсестру в высококвалифицированного специалиста, выполняющего уникальные задачи, а не зацикленного на рутинных и механических процедурах.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.