Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Система управления бригадами скорой помощи: модернизация

23 января 2019
0
Средний балл: 0 из 5

Система управления бригадами скорой помощи: модернизацияВ статье автор рассматривает вопросы внедрения новых форм организации работы службы скорой медицинской помощи в регионе с большой плотностью проживания прикрепленного населения, за счет модернизации системы управления бригадами, создания единого информационного пространства организационно-методического отдела, с сохранением организационно-правовых форм существующих медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

С момента организации первого учреждения скорой медицинской помощи (СМП) основными задачами для нее остаются оказание экстренной помощи при угрозе жизни и эвакуация больных. Служба СМП в России в своем становлении проходила много этапов, обусловленных, в том числе, сменой общественно-политической формации государства, изменениями форм собственности учреждений, что не могло не сказаться на форме ее организации.

В настоящее время служба СМП представлена системой государственных учреждений, станций или отделений СМП, организующих свою деятельность на прикрепленных территориях, в основном в пределах границ муниципальных образований.

При наличии общей для всех нормативной базы, правил оказания СМП в соответствии с утвержденными порядками и стандартами, сохраняется разная степень организации службы в субъектах с учетом их площади, климатических условий, сети автомобильных дорог и лечебных учреждений, плотности проживающего на территории населения и разной степени финансового обеспечения — от тарифов до нормативов. Это в каждом субъекте РФ требует поиска своих форм организации службы.

К числу основных принципов организации СМП в настоящее время можно отнести:
  • бесплатный гарантированный вид экстренной помощи, имеющий безотлагательный характер, гражданам в состояниях, угрожающих их жизни;
  • осуществление медицинской эвакуации больных для госпитализации в стационар по экстренным показаниям;
  • прием вызова СМП только в оперативных отделах станций и отделений с использованием автоматизированных информационных систем, включающих в себя обязательную запись телефонного разговора с вызывающим;
  • автоматизированные информационные системы учреждений СМП в настоящее время должны быть интегрированы с информационными системами вызова экстренной службы телефона «112», системой ГЛОНАСС, а с 2021 года — ЕГИССЗ.

Современные подходы к обеспечению доступности и качества СМП в мегаполисе смотрите в журнале «Управление качеством в здравоохранении».

 Существующим порядком оказания СМП гражданам РФ определяются также следующие основные требования:
  • дислокация бригад СМП на прикрепленной территории, с учетом 20-минутной транспортной доступности;
  • временной норматив доезда бригады СМП к больному, нуждающемуся в оказании СМП в экстренной форме, не должен превышать 20 минут с момента его приема диспетчером (фельдшером по приему и передаче вызовов);
  • у больных с острым коронарным синдромом бригады СМП должны использовать в своей работе новые методы лечения больных, такие как тромболитическая терапия;
  • начиная с 2018 года, больные и пострадавшие, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи, должны будут эвакуироваться бригадами СМП напрямую в центры высокотехнологичной медицинской помощи, минуя этапы госпитализации в больницы, где такой помощи нет.

Решение этих современных задач не может быть реализовано без обновления, совершенствования и оптимизации работы всех звеньев службы.



Существующая организационная структура, разделенная по отделениям и станциям муниципальных образований, уже неэффективна. Современный уровень коммуникационных возможностей и достаточное финансирование через ТФОМС позволяет внедрять в работу службы СМП новые формы организационного взаимодействия путем создания межрайонных центров. Такие организационные структуры позволят более четко контролировать работу бригад по соблюдению стандартов оказания помощи и маршрутизации пациентов. Основой таких центров должны быть единые оперативные отделы обработки вызовов СМП, оснащенные современными системами диспетчеризации. Интеграция таких центров с системой вызова экстренных дежурно-диспетчерских служб телефона «112» позволяет более оперативно решать вопросы и по линии территориальных центров медицины катастроф.

Как медучреждению организовать систему связи со скорой помощью и медициной катастроф, инструкция в Системе Главный врач.

Существующие в настоящее время проблемы службы, такие как кадровый дефицит врачей и отсутствие регламентированных правил приема вызова по алгоритму, создают определенные трудности для быстрого решения задачи информатизации и централизации службы, особенно в крупных субъектах РФ, где на его площади имеется неравномерное распределение населенных пунктов и лечебных учреждений с наличием маршрутов медицинской эвакуации на расстояние от 100 до 250 км. К таким субъектам относится Ставропольский край, основная часть городского населения которого проживает компактно в регионах агломерации городов Кавказских Минеральных Вод (КМВ) и города Ставрополя. Остальная часть края представлена сельскими районами с низкой плотностью проживающего населения в небольших населенных пунктах.

Приказом МЗ СК от 23.07.2018 №01—05/686 «О мероприятиях по централизации службы скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения Ставропольского края» определены мероприятия поэтапной информатизации службы с последующей ее централизацией путем создания нескольких межрайонных центров (рис. 1).

Система управления бригадами скорой помощи: модернизация

Пилотным проектом реализации этих мероприятий выступает создание системы управления бригадами СМП в регионе КМВ — городской агломерации, имеющей площадь 3,3 тыс. кв. км — около 5% площади края, объединяющей города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Минеральные Воды, Георгиевск, Лермонтов, ст. Ессентукская и крупнейший город агломерации — Пятигорск. Население агломерации — свыше 950 тысяч человек, это 34% населения Ставропольского края. Плотность населения Ставропольского края составляет 42,24 чел. на кв. км, а региона КМВ — 249,68 чел. на кв. км (рис. 2).

Система управления бригадами скорой помощи: модернизация

Служба СМП региона КМВ представлена тремя самостоятельными станциями и пятью отделениями в составе больниц и насчитывает 89 круглосуточных выездных бригад СМП, что составляет 30% всех бригад Ставропольского края.

В 2017 году в регионе КМВ выполнено 302956 выездов скорой помощи (36% от вызовов, обслуженных в 2017 году на территории края). Показатель обращаемости населения за СМП по итогам 2017 года по региону КМВ составил 0,332, краевой показатель — 0,311 (табл. 1).

Система управления бригадами скорой помощи: модернизация

Существующие недостатки системы управления службой СМП региона КМВ:
  • административно-территориальный принцип оказания данного вида помощи в настоящий момент времени снижает доступность предоставления ее в ряде муниципальных образований;
  • децентрализованная система управления работой бригад восемью юридическими лицами; 
  • нет универсального методологического подхода в приеме и передаче вызовов выездным бригадам; 
  • нет единой системы взаимодействия с амбулаторно-поликлинической сетью учреждений здравоохранения; 
  • отсутствует единая система контроля и учета работы выездных бригад; 
  • отсутствует единый организационно-методический отдел службы.

Типичные нарушения организации скорой медицинской помощи смотрите в статье журнала «Управление качеством в здравоохранении».

Целью проекта является модернизация существующей системы оказания скорой помощи за счет разработки единого механизма системы управления путем создания оперативного отдела с единым центром обработки вызовов на базе пятигорской станции СМП, организационно-методического отдела и утверждения единого регламента управления работой бригад СМП в регионе КМВ.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Система управления службой СМП предполагает не только организацию ее оказания взрослому и детскому населению вне медицинской организации в круглосуточном режиме, но и совокупность следующих мероприятий:

  • обеспечение преемственности с медицинскими организациями при оказании СМП;
  • взаимодействие с экстренными оперативными службами, в том числе службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, полицией, аварийной службой газовой сети, службой медицины катастроф и центром обработки вызовов системы телефона 112;
  • комплектование выездных бригад СМП медицинскими работниками и организация мероприятий, направленных на преодоление кадрового дефицита; 
  • контроль и учет работы автомобилей СМП; 
  • развитие и совершенствование организационных форм и методов оказания СМП населению, внедрение современных методов диагностики и лечения, передового опыта и научной организации труда; 
  • создание единой системы учета всех случаев медицинской эвакуации пациентов при межбольничном переводе между стационарами КМВ и за пределы городской агломерации, в стационары Ставропольского края и за его пределы; 
  • создание возможности оказания СМП в экстренной форме по территориальному принципу бригадой СМП, ближайшей к месту вызова.

Для достижения поставленных целей организуется работа единого центра обработки вызовов, позволяющего централизовать прием обращений от населения, организовать незамедлительную передачу вызовов выездным бригадам СМП, улучшить оперативное управление и контроль за работой бригад в регионе (рис. 3).

 Система управления бригадами скорой помощи: модернизация

Работа единого центра обработки вызовов оперативного отдела службы скорой медицинской помощи региона КМВ (ЦОВ ОО ССМП КМВ) значительно уменьшит количество непрофильных вызовов, позволит привести повышенный показатель обращаемости населения за СМП к его значению в территориальной программе государственных гарантий, повышению оперативного реагирования службы при экономии ресурсов. Создание единого организационно-методического отдела позволит иметь объективную информацию о работе службы, проводить своевременный анализ и разрабатывать мероприятия по ее улучшению.

Обязательные требования к МИС скорой помощи смотрите в журнале «Здравоохранение».

Данный проект приведет к увеличению доступности скорой помощи в целом и повысит удовлетворенность населения, снимет социальную напряженность как среди больных, так и среди медицинских работников скорой помощи, а также повысит уровень и скорость взаимодействия с другими экстренными оперативными службами региона. Реализация данного проекта, несомненно, связана с существующими рисками, такими как:

  • несовершенство системы управления службой медицинской помощи;
  • высокий процент обращаемости в службу СМП;
  • недостаточная информированность населения о порядке оказания СМП;
  • кадровый дефицит врачей и среднего медицинского персонала;
  • несовершенство существующей нормативно-правовой базы, препятствующее взаимодействию между медицинскими организациями и организациями, входящими в службу СМП;
  • отсутствие территориальных программ модернизации службы.
Меры по минимизации рисков и мероприятия по их снижению при принятии управленческих решений:
  • определение регламента взаимодействия, привлечение необходимых специалистов;
  • организация обучения медицинских работников службы СМП в помещениях созданного учебно-го центра ГБУЗ СК «Пятигорская ГССМП» сотрудниками Института непрерывного и дополнительного профессионального образования ГБОУ ВПО СтГМУ МЗ РФ и других учебных заведений СКФО и ЮФО;
  • перераспределение кадровых ресурсов — диспетчеров при работе в ЦОВ ОО ССМП КМВ;
  • проведение комплекса мероприятий по доступности и актуализации оказания СМП;
  • планирование программных мероприятий на год, корректировка про-грамм по промежуточным показателям.

В настоящее время служба СМП в регионе КМВ уже оснащена системой «ГЛОНАСС», а также ресурсами для передачи и анализа ЭКГ-исследований с предварительным автоматическим синдромальным заключением. Имеется интернет-сайт учреждения СМП с информацией о структуре, содержащий методические материалы для медицинских работников, просветительскую информацию для населения. Функционирует телефон горячей линии для информирования населения по вопросам оказания СМП. Проводится освещение своей деятельности в средствах массовой информации (печатные СМИ, плакаты, бюллетени, брошюры и т. д.).

К моменту реализации проекта все учреждения, оказывающие СМП, в своей повседневной деятельности будут использовать информационную автоматизированную систему «Управление станцией СМП», которая автоматизирует их деятельность от момента приема вызова до составления реестров обслуженных вызовов, подаваемых в территориальный ФОМС.

Функционал информационной автоматизированной системы «Управление станцией СМП»:
  • прием, фиксация и диспетчеризация вызовов; 
  • телекоммуникационная передача карты вызова; 
  • управление автомобилями и бригадами СМП; 
  • ведение истории обращений пациентов; 
  • персонифицированный учет оказания помощи и работа в системе ОМС; 
  • ведение графиков, табелей персонала СМП, управление мотивацией, расчет ключевых показателей эффективности сотрудников; 
  • ведение путевых листов и учет ГСМ; 
  • формирование оперативных, статистических, аналитических отчетов. 

Информационные системы служб пока не образуют единого информационного пространства, но индивидуальная информатизация уже позволила:

  • уменьшить время приема вызова за счет использования электронной истории обращения по каждому пациенту; 
  • использовать автоматический подбор ближайшей бригады с учетом профильности и, как следствие, уменьшить время доезда до пациента; 
  • оптимизировать учет и контроль использования таких ресурсов, как медикаменты и горюче-смазочные материалы; 
  • избегать двойного ввода при заполнении карты вызова и, как следствие, уменьшить количество ошибок в медицинских документах и статистических отчетах; 
  • повысить уровень трудовой дисциплины среди сотрудников. 

Правовые основы оказания СМП читайте в журнале «Управление качеством в здравоохранении».

Единое информационное пространство на базе АСУ «Управление станцией СМП» между всеми учреждениями, оказывающими СМП в регионе КМВ, позволит уменьшить время приема вызова, получать данные из электронной истории болезни пациента при оказании СМП. Информационная система позволит использовать бригады в момент диспетчеризации с учетом территориального принципа (ближайшие к пациенту), что, в свою очередь, уменьшит время доезда и расход ГСМ.

Реализация целей и задач данного проекта позволит достичь следующих индикаторных показателей:
  • снижение показателя обращаемости населения за скорой медицинской помощью с 0,332 до 0,310 в 2019 г.;
  • сокращение объема выполненных вызовов на 7,5 тыс. вызовов в 2019 г. по отношению к 2018 г.;
  • снижение на 10—15% в 2019 г. среднего пробега санитарного автомобиля по обслуживанию вызовов скорой медицинской помощи по отношению к 2018 г.;
  • поддержание на должном уровне показателя доступности скорой помощи по 20-минутному доезду до места вызова;
  • увеличение случаев догоспитального тромболизиса у больных с ОКС с подъемом сегмента ST с 178 в 2017 г. до 280 в 2019 г.;
  • оптимизация существующих расходов с перераспределением их в фонд заработной платы с целью ее повышения и решения проблемы кадрового дефицита.

Заключение

Реализация данного проекта позволит провести модернизацию управления службой скорой медицинской помощи региона КМВ при минимальных финансовых затратах с получением хорошего экономического результата. Наряду с этим в результате реализации комплекса мероприятий программы значительно сократится количество непрофильных вызовов, произойдет оптимизация и перераспределение вызовов на ближайшую территориально расположенную в регионе станцию скорой медицинской помощи.

Проект способствует созданию единой нормативно-правовой базы, единых алгоритмов оказания скорой медицинской помощи, эффективной работе со средствами массовой информации, популяризации службы. Централизация управления и создание единой информационной базы позволит более эффективно координировать деятельность службы скорой помощи, в том числе и условиях ГО и ЧС, позволит подготовить врачей и средних медицинских работников к работе в новых условиях, повысить толерантность общества к службе скорой медицинской помощи.

Авторская справка

  • Фарсиянц Антон Вячеславович — главный внештатный специалист по скорой помощи Министерства здравоохранения Ставропольского края, главный врач ГБУЗ Ставропольского края «Кисловодская городская станция скорой медицинской помощи», г. Кисловодск

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
на обучение в Школе Главного врача

Получить удостоверение

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.