Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Челюстно-лицевая область: влияние производственно-биологических факторов

22 февраля 2019
Средний балл: 0 из 5

Челюстно-лицевая область: влияние производственно-биологических факторовНеблагоприятные воздействия факторов производства биологической природы способствуют формированию различных патологических процессов в организме человека, оказывая влияние и на состояние зубочелюстной системы. В обзоре приведены данные по изучению влияния биологического фактора производства на состояние тканей полости рта и челюстно-лицевой области.

Больше статей в журнале «Управление качеством в здравоохранении» Активировать доступ

Чрезвычайно высокая распространенность стоматологических заболеваний у трудоспособного населения акцентирует внимание врачей-стоматологов на условия и характер трудовой деятельности человека. Немаловажное значение в связи с этим имеют первичные и периодические медосмотры работников. Участие врача-стоматолога в экспертизе профессиональной пригодности требует знаний в вопросах медицины и гигиены труда.

На сегодняшний день накоплено достаточно данных, подтверждающих неблагоприятное воздействие на зубочелюстную систему химических и физических производственных факторов. Информация по биологическому производственному фактору очень разрознена. В данном обзоре приведены данные по изучению влияния биологического фактора производственной среды на состояние тканей полости рта и челюстно-лицевой области.

Производственные биологические факторы привлекают внимание в связи со значительным распространением их источников, бурным развитием производств микробиологического синтеза, усложнением биотехнологий, высокой контагиозностью производственных инфекционных агентов, несовершенством санитарно-гигиенических и санитарно-профилактических мероприятий. Удельный вес профессиональных заболеваний, вызванных воздействием на организм работников биологических факторов, в 2011 г. составлял 3,76%, в 2012 г. — 3,90%, в 2013 г. — 2,74%, в 2014 г. — 2,26% от общего числа профзаболеваний и отравлений [1].

↯ Как получить информированное согласие пациента на медпомощь, читайте в рекомендации Системы Главный врач.

Возрастающая роль микробиологической промышленности, связанная с производством аминокислот, вакцин, иммуногенных препаратов, пищевых добавок, белково-витаминных концентратов, сопровождается и возрастанием уровня антропогенного биологического загрязнения объектов окружающей среды. Использование в промышленном производстве дрожжевых, плесневых грибов, актиномицетов, бактерий привело к возникновению качественно нового вида биологического загрязнения — микроорганизмами-продуцентами и продуктами их жизнедеятельности, которые также загрязняют воздух производственных помещений и окружающую среду.

• В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Выделяют две группы биологических факторов [2]:

1. Техногенная группа (связанная с развитием биотехнологий, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, развитием индустрии переработки различных видов органического сырья растительного и животного происхождения).
  2. Естественно-природная группа (возбудители, переносчики и носители заболеваний людей, животных, птиц, естественные отходы природного мира и др.), то есть элементы естественных природных процессов, которые при определенных условиях могут оказывать неблагоприятное влияние на человека.

Воздействие производственных биологических факторов техногенной группы характерно для работников таких производств, как сельскохозяйственные, пищевые, фармацевтические, предприятия микробиологического синтеза. Каждое из перечисленных предприятий имеет свои производственные особенности.

По санитарно-гигиеническим условиям предприятия хлебопекарного и кондитерского производства характеризуются значительным превышением допустимой концентрации сахарной и мучной пыли на рабочих местах. Отмечено, что заболевания пародонта у работников кондитерского и хлебопекарного производства имеют высокий уровень распространенности, а степень поражения пародонта носит тяжелый характер [3]. В ходе клинико-функционального исследования состояния тканей полости рта работников кондитерского и хлебопекарного производства, проведенного Г. Т. Скирта (2003) и Т. В. Васильевой (2005), выявлены особенности течения стоматологических заболеваний и их зависимость от длительности воздействия производственных факторов [3, 4].

Скачайте анкету стоматологического пациента в Системе Главный врач.

По данным обследования Г. Т. Скирта распространенность воспалительных заболеваний пародонта у работников кондитерского и хлебопекарного производства достигает до 100% за пять лет работы. С увеличениемстажа работы у кондитеров и хлебопеков в структуре воспалительных заболеваний пародонта превалируют средняя и тяжелая степень пародонтита. Клиническое состояние пародонта характеризуется более высоким уровнем клинических индексов воспаления и повышением уровня кислотности рН десневой жидкости пародонтальных карманов. В патогенезе микроциркуляторных расстройств, при воспалительных заболеваниях пародонта, у кондитеров и хлебопеков доминируют выраженные явления застоя крови в капиллярном русле [4].

Т. В. Васильева (2005) выявила, что сочетанное влияние факторов кондитерского производства способствует поражениям твердых тканей зубов кариозного и некариозного происхождения и имеет зависимость распространенности и интенсивности от стажа работы на кондитерской фабрике.

Особенностью производства микробиологического синтеза является получение препаратов с помощью бактерий, грибов, вирусов, клеток животных и растений, а также внеклеточных веществ и компонентов клеток.

Ведущими неблагоприятными факторами биотехнологических производств микробиологического синтеза являются живые и мертвые микроорганизмы (дрожжеподобные грибы рода Candida, Aspergillus), продукты их жизнедеятельности, пыль белка, а также химически активные вещества (производственный парафин), поступающие в органы дыхания и оседающие на слизистой оболочке полости рта в виде аэрозолей либо загрязняющие открытые участки тела и челюстно-лицевой области. Микроорганизмы-продуценты могут оказывать влияние на микрофлору организма, а также приводить к его сенсибилизации.

Как организовать доступность и качество стоматологических услуг, смотрите рекомендацию в Системе Главный врач.

В отдельных случаях жизнеспособные грибы-продуценты могут оказывать болезнетворное действие, особенно у лиц с пониженной сопротивляемостью организма, вызывая такие заболевания, как кандидозы. У лиц, имеющих контакт с антибиотиками, аллергические заболевания чаще проявляются в виде поражения кожи, слизистых и органов дыхания. Могут наблюдаться аллергические дерматозы, поверхностныекандидозы и кандидозоносительство. Бактериологическое изучение микрофлоры слизистой оболочки полости рта, глотки, носа у работников производства антибиотиков позволило выявить нарушение микробного биоценоза с развитием субатрофических, гиперпластических и катаральных процессов слизистых оболочек. Выявлено также снижение антимикробной резистентности организма, в том числе и на показатели местного иммунитета полости рта [5].

М. Г. Кочеткова (1993) при комплексном обследовании рабочих, имевших производственный контакт с пылью тетрациклина и других антибиотиков, выявила специфическую стоматологическую симптоматику.

У обследованных работников преобладали жалобы на сухость и постоянную горечь во рту, жжение слизистой оболочки полости рта, языка и шелушение губ. Визуально отмечались изменения всей слизистой полости рта (отечность слизистой оболочки полости рта и языка, изменения языка в виде десквамативного, катарального глоссита и складчатости, хронический гингивит и хейлиты). Патоморфологические исследования десен обнаружили много грибов в виде отдельных нитей и клубков, даже в отсутствие клинических проявлений микоза. Изменения слизистой оболочки полости рта сочетались с высокой интенсивностью кариеса зубов [6].

С целью изучения механизма развития кариозного процесса зубов у данной категории работников, А. В. Лебедевым (2007) было проведено углубленное обследование всех тканей полости рта с изучением состава и свойств ротовой жидкости. В ходе клинико-эпидемиологического обследования выявлены характерные особенности в развитии и течении кариеса зубов. Важнейшими из них являются высокая распространенность и интенсивность кариозной патологии. Распространенность кариеса зубов у рабочих производства антибиотиков во всех возрастных группах колеблется от 82,0% до сплошного поражения (100%).

Интенсивность кариеса зубов повышалась по мере увеличения стажа их работы во вредных условиях труда, кариозные изменения преимущественно локализовались на фронтальных зубах верхней челюсти с поражением контактных поверхностей зубов. Проведенное исследование показало, что у рабочих производства антибиотиков нарушения местного иммунитета, в виде снижения уровня секреторного IgA, IgA, и в увеличении IgG, являются определяющими в патогенезе кариеса зубов [7].

Как открыть отделение терапевтической стоматологии, рассказывает эксперт в Системе Главный врач.

С биологическими факторами имеют производственный контакт работники объектов сельскохозяйственной отрасли. Интенсивное применение пестицидов и биологических ядохимикатов, являющихся геотоксикантами, нарушает ферментативную активность и клеточный метаболизм в организме, а неблагоприятные биологические эффекты возникают как непосредственно, так и в отдаленные сроки. Изучение стоматологического статуса женщин сельскохозяйственного региона Закарпатье, работающих с пестицидами, показало, что интенсивность кариеса зубов в 1,5 раза превышает этот показатель у работниц того же возраста заводов химической и металлургической промышленности, и в 3 раза — соматически здоровых женщин Украины [8]. Результаты исследования костного метаболизма у женщин с пестицидной нагрузкой свидетельствуют о наличии остеопении и остеопороза от 56 до 77%, а множественный кариес зубов сопровождается остеопенией в 100% случаев [8].

По данным исследований, проведенных в Республике Дагестан, отдаленные биологические последствия интенсивности применения раздельного, сочетанного и суммарного воздействия пестицидов и минеральных удобрений в сельской местности являются реальными и значимыми факторами риска заболеваемости пародонтитом работников сельской местности [9]. Корреляционная связь между заболеваемостью пародонтитом и интенсивностью их применения колеблется от слабой до сильной и статистически значимой. Выявлена доля влияния до 50% и больше.

Распространенность пародонтита у населения сельской местности Дагестана достигает 74,3% [9]. У работников хлопкоперерабатывающего производства (ХПП), где основным вредным производственным фактором является хлопковая пыль, выявлено значительное угнетение местного иммунитета полости рта с изменениями показателей иммуноглобулинов слюны (sIgА) и лизоцима [10]. Отмечается преобладание заболеваний слизистой оболочки полости рта, таких как хейлиты, глосситы и кандидозные стоматиты.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

С биологическими факторами имеют производственный контакт работники объектов птицеводства и животноводства. По данным исследований, среди работников комбикормовых заводов наиболее распространенными являются заболевания верхних дыхательных путей [11].

Значительную долю составляют такие патологии кожных покровов, как аллергодерматозы, дерматомикозы, а также аллергические заболевания. При обследовании стоматологического статуса работников производства комбикормов отмечен высокий уровень заболевания тканей зубов и слизистой оболочки полости рта. Выявлена значительная распространенность некариозных заболеваний зубов и патологии тканей пародонта (гингивит и пародонтит). Наиболее интенсивно протекающей патологией некариозного генеза у работников обследованных комбикормовых цехов является патологическая стираемость и клиновидный дефект. Заболевания тканей пародонта характеризуются преимущественно как генерализованные процессы. Установлена прямая зависимость между стажем работы и распространенностью стоматологических заболеваний у работников комбикормовой промышленности, чьи условия труда связаны с вредным влиянием факторов [11].

Стандарты оснащения стоматологического отделения смотрите в Системе Главный врач.

стандарт оснащения стоматологического отделения

Скачать стандарты

М. Ф. Кабировой с соавт. (2013) в результате комплексного стоматологического обследования рабочих «Птицефабрика «Башкирская» выявлена высокая распространенность заболеваний твердых тканей зубов кариозного и некариозного происхождения, воспалительных заболеваний тканей пародонта, красной каймы губ и слизистой оболочки рта. Поражения слизистой оболочки полости рта (СОПР) носили аллергический характер. Среди жалоб, касающихся СОПР, преобладали: зуд, жжение, покраснение и отечность красной каймы губ. Выявлено, что с увеличением стажа работы происходит значительное повышение частоты патологии СОПР. У рабочих со стажем более 10 лет на слизистой щек часто выявлялись очаги гиперкератоза [12].

А. А. Герасимов с соавт. (2015) при изучении полости рта работников птицефабрик, работающих в условиях хронической аэрогенной нагрузки грибковыми аллергенами, выявил снижение местного иммунитета и сенсибилизацию, что обусловлено повышением уровня специфического IgЕ. Эти данные подтверждены исследованиями Л. М. Масягутовой с соавт. (2016), которые выявили изменение содержания иммуноглобулинов (IgA, IgM, IgG, IgE, slgA, sICAM-1) смешанной слюны работниц птицеводческой отрасли преимущественно при грибковой сенсибилизации [13].

С биологическими факторами естественно-природной группы имеют профессиональный контакт работники сельскохозяйственного комплекса, медицинские работники, кинологи, лесники, рубщики и др. В группе риска по инфекционным заболеваниям среди работников сельскохозяйственного комплекса находятся, прежде всего, службы ветеринарного надзора и труженики птицеводческих и животноводческих предприятий. У лиц данных профессий могут возникать профессиональные инфекционные заболевания, возбудителями которых являются патогенные бактерии, вирусы, грибки, гельминты и др.

Инфекционные и инвазивные болезни, возникающие в связи с выполняемой работой, составляют своеобразную группу профессиональных болезней. В отличиот различных агентов физической и химической природы, вызывающих изменения в результате длительного воздействия на организм, профессиональные инфекции и инвазии могут возникнуть при непродолжительном или даже однократном контакте людей с источником инфекции или факторами передачи. Наиболее часто профессиональный характер имеют зооантропонозы — болезни, первично поражающие животных, реже — антропонозы. Профессиональными считаются заболевания сибирской язвой, туляремией, сапом, бруцеллезом, ящуром, актиномикозом, гнойничковые болезни кожи и подкожной клетчатки. Проявления в полости рта и челюстно-лицевой области имеют бруцеллез, сибирская язва, ящур.

Как разработать и внедрить СОПы и клинические алгоритмы в стоматологии, смотрите инструкцию в Системе Главный врач.

Биологический фактор является ведущим из всех факторов, оказывающих влияние на здоровье медицинских работников (МР). Наибольшее количество профессиональных заболеваний среди МР вызвано воздействием вредного биологического производственного фактора [14]. К этой группе профессиональных болезней медицинских работников, обусловленных воздействием биологических факторов, относятся инфекционные и паразитарные заболевания, однородные с той инфекцией, с которой работники контактируют во время работы: туберкулез, токсоплазмоз, вирусный гепатит, сифилис, ВИЧ-инфекции [15].

По данным многих авторов [16, 17], среди профессиональных заболеваний медицинских работников в нашей стране первое ранговое место занимает туберкулез. Особенно актуальна проблема внутрибольничного заражения медработников возбудителями гемоконтактных инфекций — гепатитами В, С и ВИЧ. Некоторые инфекционные профессиональные заболевания могут иметь симптоматику в полости рта, что необходимо учитывать врачу-стоматологу при проведении санации и осмотров соответствующих работников.

Приведенные данные литературного обзора по вопросу влияния производственных биологических факторов на состояние челюстно-лицевой области указывают, что стоматологические заболевания при воздействии данных факторов протекают в более тяжелой и выраженной форме. Определяя стоматологический статус пациента, врач-стоматолог должен учитывать влияние условий труда на каждом конкретном производстве, оценивать степень риска возникновения патологии и компенсаторные возможности тканей челюстно-лицевой области.

Литература

1. Рубцова В. Н., Мореханова М. Ю. Здоровье работников сельского хозяйства и модернизация трудовых отношений // Научное обозрение. — 2015. — №8. — С. 334—339.
  2. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров: руководство для врачей / Под ред. Ю. Ю. Горблянского. — ГОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. — 2015. — 187 с.
  3. Курякина Н. В., Точиловская A. B. Болезни пародонта и состояние гигиены полости рта у кондитеров: Депонир. во ВНИИМИ. №23998. — 1994. — 7 с.
  4. Скирта Г. Т., Кречина Е. К. Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта у работников кондитерского производства // Сб. тезисов Всероссийской конференции «Профилактика основных стоматологических заболеваний». — М., 2003. — С. 116—117.
  5. Лебедев В. В., Зырянов Б. Н. Стоматологическая патология ОАО «Синтез» // Проблемы патологии. — 2005. — №2. — С. 13—15.
  6. Кочеткова М. Г. Особенности микрофлоры полости рта у рабочих тетрациклиновых производств / М. Г. Кочеткова, И. П. Балмасова // Стоматология. — 1985. — №1. — С. 79.
  7. Лебедев А. В. Состояние гигиены полости рта у рабочих производства антибиотиков комбината ОАО «Синтез» г. Кургана при различных способах первичной профилактики кариеса зубов / А. В. Лебедев, Б. Н. Зырянов // Маэстро стоматологии. — 2007. — №1. — С. 31—33.
  8. Деньга О. В. Стоматологический статус женщин сельскохозяйственного региона с повышенной пестицидной нагрузкой // Вестник стоматологии. — 2014. — №1(86). — С. 25—28.
  9. Абдурахманов Г. Г., Хачиров Дж. Г. Эпидемиолого-экологические аспекты стоматологического здоровья взрослого населения сельской местности РД // Вестник новых медицинских технологий. — Тула, 2008. — №2. — С. 211—213.
  10. Алимский А. В., Рабинович И. М., Тойджанова А. Д. Распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта у работников хлопкоперерабатывающей промышленности // Стоматология. – 2008. – № 4. – С. 61–64
  11. Артамонова В. Г. Факторы риска и их роль в развитии заболеваний органов дыхания у рабочих современных птицефабрик / Г. Артамонова, Э. И. Баянов // Медицина труда и промышленная экология. — 2005. — №4. — С. 6—12.
  12. Кабирова М. Ф., Герасимова А. А., Герасимова Л. П. Влияние вредных факторов производства на состояние полости рта работ-ников птицефабрик // Практическая медицина. — 2013. — №4. — С. 63—64.
  13. Масягутова Л. М., Бакиров А. Б., Рыбаков И. Д. Специфическая сенсибилизация и местный иммунитет полости рта в условиях хронической аэрогенной нагрузки // Клиническая лабораторная диагностика. — 2013. — №4. — С. 27—30.
  14. Неврычева Е. В., Жмеренецкий К. В., Ноздрина Н. С. Здоровье медицинских работников // Здравоохранение Дальнего Востока. — 2016. — №1 (67). — С. 72—82.
  15. Косарев В. В., Бабанов С. А. Профессиональные болезни: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 252 с.
  16. Профессиональная патология: национальное руководство / Под ред. Н. Ф. Измерова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 784 с.
  17. Корецкая Н. М., Большакова И. А. Особенности впервые выявленного туберкулеза у медицинских работников Красноярского края // Проблемы туберкулеза и болезни легких. — 2008. — №1. — С. 24—27.

Авторская справка

• ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», г. Ростов-на-Дону
  • Леонтьева Елена Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФПК и ППС;
  • Быковская Татьяна Юрьевна — доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине;
  • Тлепцеришев Роман Адамович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?

Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

Хотите скачать файл?

Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

Гость,