Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Коучинг в медицине: стоматология

  • 24 февраля 2019
  • 3

Коучинг в медицине: стоматологияФеномен «коучинга в медицине» является принципиально новым направлением науки и практики. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации.

С позиций коучинга искусство врача состоит в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, когда человек берет на себя ответственность за результат своего лечения и степень здоровья.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

С помощью специально модифицированной методики коучинга проведено повышение мотивации к лечению и профилактике стоматологических заболеваний. Выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла значимая миграция пациентов из числа «менее мотивированных», в число «более мотивированных».

В современной медицине считается, что наиболее эффективной моделью отношений между врачом и пациентом является партнерство, при котором они совместно идут по пути избавления от заболевания, разделяя ответственность за результат лечения [1].

При таких взаимоотношениях перед пациентом стоит задача — не только выполнить намеченный план лечения, но и изменить приоритеты и отношение к своему здоровью. В решении вопросов формирования здоровье-сберегающего поведения наилучшие результаты показывают новые техники и способы, помогающие врачу в общении с пациентом [2, 3, 4].

Как организовать обучение персонала, читайте инструкцию в Системе Главный врач.

В последнее время много пишут и говорят о коучинге в бизнесе, психологии, образовании. Однако феномен «коучинг в медицине» является принципиально новым направлением науки и практики [5, 6, 7]. В своем первоначальном смысле английское слово coaching означает «транспортировка кого-то, перемещение из одного места в другое». Этот перевод хорошо передает основную суть коучинга — достижение заданных изменений в поведении человека. Термин «коучинг» широко распространен во всех экономически развитых странах. Коучинг называют профессией XXI века [8]. Он развивается по многим направлениям: личный коучинг, профессиональный коучинг, бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др. «Общепринятого определения коучинга не существует». Однако «основополагающим принципом коучинга является твердая уверенность в том, что практически все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они выказывают в своей повседневной жизни» [9].

Коучинг заимствовал некоторые аспекты из таких смежных областей, как консультирование, терапия и наставничество. Коучинг нельзя считать терапией, хотя в нем задействованы некоторые техники из клинической психологии [10]. Коучинг направлен не на разбор трудностей, а на поиск решений и улучшение выполнения деятельности. Процесс коучинга позволяет человеку повысить качество жизни. Фактически, коучинг — это развивающее обучение, форм которого существует множество [11, 12, 13]. Любой профессионал в сфере «человек — человек» может работать в стиле коучинга. С позиций коучинга искусство врача состоит в том, чтобы даже за короткий прием пробудить интерес пациента к своему здоровью, повысить уровень его мотивации, чтобы человек взял на себя ответственность за результат своего лечения и уровень здоровья.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

В комплексном лечении стоматологических заболеваний ведущую позицию занимает эффективность профилактических мероприятий. В практике врача-стоматолога все более необходимым и значимым становится влияние на гигиеническую культуру его больных [14]. Ежедневно врачи-стоматологи сталкиваются со значительным количеством пациентов, поведение которых не только снижает эффективность лечебных процедур, но и вредит их собственному здоровью [15].

У большинства стоматологических больных приходится формировать ответственность и стимулировать самодисциплину к простым мерам гигиены и профилактики для сохранения полученных результатов лечения. В связи с этим перед практикующим стоматологом встает серьезная задача, связанная с правильным подбором коммуникативных приемов для мотивации пациентов к профилактике и лечению заболеваний полости рта.

Как обучить персонал эффективной коммуникации с пациентом, читайте в рекомендации Системы Главный врач.

Целью нашего исследования стала оценка эффективности техник коучинга в повышении мотивации пациентов к лечебно-профилактическим мероприятиям в стоматологии.

Материалы и методы исследования

В соответствии с поставленной целью были выделены пациенты численностью 85 человек, нуждающиеся в стоматологическом лечении. Проведена оценка их мотивационных изменений к предлагаемому лечению под воздействием специально предложенной авторской техники коучинга [16]. В основу модифицированной методики мотивации взяли достаточно известную технику коучинга «Колесо жизненного баланса» [17].

Обследование и оценка уровня мотивации проводились на базе кафедры стоматологии ФПК РостГМУ. Для изучения эффективности влияния технологии коучинга на формирование мотивационной составляющей пациенты были разделены на 2 группы. Распределение по группам происходило в добровольном порядке.

Скачайте анкету оценки эффективности программы обучения в Системе Главный врач.

В контрольной группе (40 человек) лечение сопровождалось традиционным консультированием, включающим: информирование по планам и прогнозируемым результатам лечения, мотивацию к здоровому образу жизни и коррекцию личной гигиены полости рта. В основную группу вошли 45 человек, которым в процессе лечения были проведены индивидуальные коуч-сессии специальным способом, направленным на формирование мотивации к стоматологическим манипуляциям [16].

Оценка уровня мотивации пациента к стоматологическому лечению, а также предлагаемому плану лечения проводилась врачом-стоматологом во время первого и завершающего, по плану лечения, посещений. Уровень мотивации оценивали по тест-анкете [18].



Результаты и их обсуждение

Анализ исходных уровней мотивации показал, что в обеих группах количественное распределение пациентов по уровням мотивации было одинаковым. Большее количество пациентов (около 60%) находились в категории уровня мотивации «ниже среднего и низкий» и только 40% наблюдаемых пациентов характеризовались категорией «выше среднего» и «средний уровень» (табл. 1).

Коучинг в медицине: стоматология

В обеих группах наблюдения у «низко мотивированных» пациентов основной причиной обращения к стоматологу была боль или острая необходимость лечения зубов. Врачом-стоматологом в ходе санации полости рта велась работа не только с причиной их обращения, но и проводилось формирование стоматологической активности в группах, в зависимости от выбранной методики.

Как избавить сотрудников от тревоги и мотивировать на работу, читайте статью журнала «Здравоохранение».

При анализе полученных результатов было выявлено, что в ходе лечебно-профилактических и санитарно-просветительских мероприятий итоговый уровень мотивации пациентов вырос в обеих группах обследованных (табл. 2). Количественное перераспределение пациентов сосредоточилось в категориях «выше среднего» и «средний уровень мотивации».

Коучинг в медицине: стоматология

В основной группе количество «мотивированных» пациентов составило 71%, в контрольной группе — 58% (табл. 2). Кроме того, выявлено, что уровень стоматологической мотивации чувствителен к применяемым техникам формирования. В группе наблюдаемых, где применялась техника коучинга, произошла существенная миграция пациентов из числа «мотивированных» в число «более мотивированных» или в категорию «выше среднего». В группе контроля основное перераспределение по «мотивированности» пациентов отмечалось в категории «средний уровень». Анализ данных анкет пациентов этой группы выявил сохранение страха перед стоматологическими вмешательствами и нарушения правил гигиены полости рта. В основной группе пациентов с высоким уровнем мотивации чаще регистрировались «положительные» ответы на вопросы о соблюдении гигиены полости рта, а также отсутствие дентофобии.

Анализируя полученные данные, можно предположить, что применение коучинга позволяет сформировать у пациентов более стойкую мотивацию к профилактике и лечению заболеваний полости рта.

Таким образом, наше исследование и полученные результаты находят практическое отражение эффективности применения техник коучинга в процессе формирования ответственного отношения пациентов к своему здоровью и позволяют рекомендовать их к более широкому внедрению в практическое здравоохранение.

Литература

  1. Полякова Р. В., Маршалок О. И. Взаимоотношения «врач — больной»: этические проблемы // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — №6.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8056 (дата обращения: 02.08.2017)
  2. Данилов Д. С. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспек-ты) // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2008. — Т. 10. — №1. — С. 13—20.
  3. Герасимович И. С., Болдырев Ю. С. Создание позитивной мотивации у пациентов к применению технологии эстетико-функциональной реставрации зубов // Маэстро стоматологии. — 2000. — №2. — С. 25—27.
  4. Анисимова Н. Ю., Анисимова Е. Н., Рабинович С. А., Сирота Н. А. Способ структурированного мотивационного интервьюирования в практике врача-стоматолога // В сб. научных трудов XVIII международной конференции челюстно-лицевых хирургов и стоматологов «Новые технологии в стоматологии» — СПб., 2013. — С. 23.
  5. Никитина Т. А., Шаталина М. А. Коучинг: условия применения и перспективы развития // Известия Академии управления: Теория, Стратегии, Инновации. — 2011. — №3. — С. 60—64.
  6. Виноградова Е. Л. Коучинг и психотерапия: возможности пересечения практик // Консультативная психология и психотерапия. — 2010. — №1. — С. 200—219.
  7. Королихин А. В. Рынок коучинга в России и за рубежом: статистика и тенденция развития // Организационная психология. — 2014. — Т. 4. — №1. — С. 17—24.
  8. Стандарты Международной федерации коучей. [Электронный ресурс]. URL: http://www. erickson.ru/icf. htm (дата обращения 30.08.2017)
  9. Дауни М. Эффективный коучинг. Уроки коуча коучей. — М.: Добрая Книга, 2008. — 479 с.
  10. Зиневич О. В., Петрова Э. Д. Коучинг как средство саморазвития личности // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — №8. — С. 172—177.
  11. Вильямс П., Дэйвис Д. Лайф коучинг — новая профессия для психотерапевтов. Как перейти от психотерапии к коучингу. — М.: Международная академия коучинга, 2007. — 256 с.
  12. Аткинсон М., Чоис Р. Т. Наука и искусство коучинга: внутренняя динамика. Пер. с англ. — К.: Companion Group, 2009. — 208 с.
  13. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности / Пер. с англ. — М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — 168 с.
  14. Иванова Е. И. Мотивация обращения пациентов за пародонтологической помощью // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 298—301.
  15. Агранович Н. В. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста / Н. В. Агранович, А. К. Мхитарян, В. О. Агранович // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2012. — Вып. 80 (3). — С. 234—237.
  16. Леонтьева Е. Ю., Быковская Т. Ю. Способ коучинга по формированию стоматологической активности пациентов. — Патент 2617268 RU.
  17. Лещенко Е. Колесо Баланса: система вдохновения жизни». — 2010. — URL: http://www.lifecoaching.in.ua/wheel_of_life/handbook. html (дата обращения 2.10.2016).
  18. Олейник О. И. Способ повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта к проведению лечебно-профилактических мероприятий [Электронный ресурс] / О. И. Олейник, А. Н. Коровкина, К. П. Кубышкина // Вестник новых медицинских технологий. — 2013. — №1. — Электрон. журн. — http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2013—1/4351.pdf, дата 15.06.2016.

Авторская справка

  • ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», МЗ РФ г. Ростов-на-Дону
  • Быковская Татьяна Юрьевна — доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине;
  • Леонтьева Елена Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФПК и ППС.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.