Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Развитие когнитивных функций - профилактика аддиктивного поведения

10 декабря 2018
2
Средний балл: 0 из 5

Развитие когнитивных функций, профилактика аддиктивного поведенияПрофилактика аддиктивного поведения — это улучшение и развитие когнитивных функций головного мозга (внимание, память, логическое мышление, скорость и точность восприятия информации) и формирование у ребенка эмоционального интеллекта.

Именно от того, насколько эффективно они работают, зависят качество умственной деятельности, успех и результативность в жизни. Дети, которые будут стремиться к саморазвитию и улучшению качества жизни — это дети, которые любят себя и не будут вредить своему здоровью.

Употребление психоактивных веществ — это удел слабых! Слабых духовно, физически и эмоционально. Правильно организованная профилактическая работа аддиктивного поведения сегодня решит проблему наркомании завтра!

Проблема, связанная с употреблением психоактивных веществ, по-прежнему остается актуальной в настоящее время. Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у детей и подростков много: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и так далее. В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на три группы:

  • психологические; 
  • социальные; 
  • биологические. 

Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного ребенка может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу. 

К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся личностные черты характера, закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов, а также тяжелое психологическое состояние — стресс, психическая травма, горе или обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности — пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать. 



Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений (доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание — гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп).

К биологическим факторам развития аддикций относят наследственную предрасположенность. На данном этапе осуществляется работа по поиску генов, отвечающих за наркозависимость. 

Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности у детей и подростков сложны и многоаспектны. Под влиянием аддиктивности появляются аффективные расстройства, расстройства интеллектуальной сферы (снижение сообразительности, неспособность сосредоточиться, ухудшение памяти и мышления), а также волевая деградация (неспособность сделать над собою усилие, истощаемость намерений и побуждений).

Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является первичная профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медикосанитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение болезней зависимого поведения. 

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особую значимость в детском и подростковом возрасте.

  • Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества.
  • Во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества, как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению.

Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении. Профилактику аддиктивного поведения нужно рассматривать не как отдельное направление, а комплексно, как элемент единой системы образования и воспитания. 

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Технология организации профилактики аддиктивного поведения в ГБУ РО «Наркологический диспансер» включает в себя: индивидуальные занятия по развитию когнитивных функций; тренинги развития когнитивных функций с биологически обратной связью на комплексе «Реакор»; психологическое консультирование семьи и развитие эмоционального интеллекта у ребенка. В данном случае работа психолога направлена на исправление сформировавшихся негативных взглядов, в том числе по отношению к себе, формирование навыка справляться с трудными жизненными ситуациями.

Все занятия подбираются строго индивидуально для каждого ребенка. Изначально определяется его исходный уровень когнитивных функций и состояние эмоциональной сферы. Комплекс «Реакор» использует принцип «физиологического зеркала» и позволяет в буквальном смысле видеть и слышать тончайшие изменения состояния организма, тренинги развития когнитивных функций позволяют совершенствовать психофизиологические возможности ребенка. 

Профилактика аддиктивного поведения — это улучшение и развитие когнитивных функций головного мозга (внимание, память, логическое мышление, скорость и точность восприятия информации) и формирование у ребенка эмоционального интеллекта. Именно от того, насколько эффективно они работают, зависит качество умственной деятельности, успех и результативность в жизни. Дети, которые будут стремиться к саморазвитию и улучшению качества жизни — это дети, которые любят себя и не будут вредить своему здоровью. Ведь здоровая нация — это не только физическое здоровье, но еще и душевное, и социальное здоровье, о которых не стоит забывать!

Развитие головного мозга — важный процесс у детей и подростков. Этот процесс начинается еще до рождения и продолжается всю жизнь. Мозг формирует личность человека, социализирует его, делает его особенным и неповторимым. Правильно сформированный мозг дает ребенку возможность обучаться, познавать мир, общаться, находить себе интересы, всесторонне развиваться. Умный ребенок не будет сталкиваться на своем пути с проблемой зависимости, он не будет губить свой организм. Употребление психоактивных веществ — удел слабых! Слабых духовно, физически и эмоционально. Правильно организованная профилактическая работа аддиктивного поведения сегодня решит проблему наркомании завтра!

А.В. Мысливцева, Е. В. Малышко

Литература 

  1. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
  2. Лебедько В., Баранник О. Механизмы человеческих зависимостей и стратегии освобождения от них. — М.: МГУ, 2005. — 56 с.
  3. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. — М.: Класс, 2000. — 240 с.
  4. Руководство по аддиктологии / Под ред. В. Д. Менделевича. — СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
  5. Кошкина Е. А., Киржанова В. В., Гуртовенко В. М. Оценка распространенности употребления психоактивных веществ в различных регионах Российской Федерации. Аналитический обзор. — М.: Национальный научный центр наркологии МЗ РФ, 2002. — С. 1—52.
  6. Зенцова Н. И., Сирота Н. А. Модель исследования когнитивных факторов психосоциальной адаптации // Вопросы наркологии. — 2008. — №1. — С. 61—67.
  7. Spivack G., Shure M. B. Social adjustment of young children: A cognitive approach to solving real-life problems. — San Francisco: Jossey-Bass, 1974.
  8. Maslova O. I., Goryunova A. V., Gur’eva M. B. et al. Use of Computer-Assisted Testing Systems for Diagnosis of Cognitive Disorders in Schoolchildren with Attention Deficit Hyperactivity Disorder // Biomedical Engineering. — 2005. — 39 (1). — P. 6—11.

 Авторская справка

 Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Наркологический диспансер» Малышко Елена Владимировна — главный врач;

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
на обучение в Школе Главного врача

Получить удостоверение

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.