Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Оптимизация медицинского обеспечения безопасности на ж/д транспорте

14 декабря 2018
2
Средний балл: 0 из 5

оптимизация медицинского обеспечения  безопасности на ж/д транспортеВ статье проведен анализ работы врачебно-экспертной комиссии по медицинскому обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте на модели Узловой больницы на станции Владикавказ ОАО «РЖД». Оценена структура, кадровый состав, материально-техническая оснащенность и основные итоги работы комиссии, а также определены основные пути совершенствования ее деятельности. Выявлен рост числа осмотров в среднем на 22,8±4,7% в год. Среди перспективных мер по повышению медицинского обеспечения безопасности движения поездов выделены: 100% охват диспансеризацией работников, индивидуальный подход к экспертизе и принципы ранней реабилитации заболевших, а также эффективное взаимодействие с вышестоящими комиссиями компании.

Несмотря  на  непрерывно  возрастающий  уровень  государственной системы охраны здоровья в Российской Федерации, нельзя не отметить ряд недостатков, в основе которых лежат труднопреодолимые причины, связанные с недостатком финансирования, избыточной нагрузкой на медицинский персонал, сохраняющейся пока диспропорцией между уровнями оказания первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи [1, 3—5]. 

Железнодорожная медицина — это крупнейшая по географическому охвату и мощности сеть негосударственных ЛПУ в России [2]. Профессиональное здоровье и профессиональное долголетие работников ОАО «РЖД» являются одним из ключевых факторов, определяющих успешное функционирование компании. Приоритетными направлениями стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 года являются [6]: 

  • обеспечение профессионального здоровья и профессионального долголетия работников ОАО «РЖД»; 
  • медицинское обеспечение безопасности перевозочного процесса; 
  • социальная ответственность ОАО «РЖД» как одного из крупнейших работодателей в Российской Федерации; 
  • синхронизация деятельности компании, направленной на улучшение здоровья работников ОАО «РЖД» и медицинское обеспечение безопасности движения поездов, со стратегией развития железнодорожного транспорта. 

Задачи железнодорожной медицины очень многогранны, но одним из основных направлений деятельности является медицинское обеспечение безопасности движения поездов. Считается, что из всех аварийных ситуаций на движущемся железнодорожном транспорте более половины происходит в связи с «человеческим фактором» [2]. В ряде случаев это связано с потерей машинистом способности управления поездом из-за утомления, засыпания и нарушений в состоянии здоровья. 



Важнейшая задача, стоящая перед компанией — обеспечение качества проведения обязательных медицинских осмотров. При этом приходится учитывать новые условия функционирования системы медицинского контроля за безопасностью железнодорожного движения. Изменились условия труда локомотивных бригад. Так, в последние годы отмечено увеличение протяженности маршрутных «плечей» обслуживания (150—200 км ранее и свыше 500 км в настоящее время), внедрена новая технология работы локомотива (вместо одной дороги локомотив обращается на двух-трех), изменилась технология ремонтных работ на инфраструктуре (переход от летних работ к круглогодичным). В связи с этим не теряет актуальности проблема организации управления качеством здравоохранении, ответственным за обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта. 

Концепцией реформирования комплекса объектов здравоохранения ОАО «РЖД», одобренной советом директоров ОАО «РЖД» (протокол от 26.10.2011 №17), определены мероприятия по медицинскому обеспечению перевозочного процесса, включающие: 

  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров силами врачебно-экспертной комиссии (ВЭК);
  • проведение предрейсовых и предсменных медицинских осмотров; 
  • психофизиологическое обеспечение работников локомотивных бригад. 

ВЭК — функциональное подразделение поликлинического отделения в составе узловой больницы, осуществляющее проведение медосмотров лиц, подлежащих данным осмотрам в соответствии с «Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденным Приказом МПС России от 29.03.1999 №6Ц, уполномоченное выносить заключения о пригодности этих лиц к работе или обучению, либо о несоответствии состояния здоровья требованиям профессиональной деятельности. 

Цель исследования — оценка эффективности работы врачебно-экспертной комиссии и поиск путей оптимизации медицинского обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте на модели Узловой больницы на станции Владикавказ ОАО «РЖД» (УБ). 

Материал и методы 

Проведен анализ работы ВЭК УБ за период 2012—2014 гг. Анализировались структура, кадровый состав, материально-техническая оснащенность, основные итоги работы комиссии, а также были определены основные пути совершенствования ее деятельности.

При анализе работы ВЭК были учтены результаты 9390 осмотров, при этом было использовано оборудование экспертного класса, которое в зависимости от клинической ситуации рассматривалось нами условно, в виде технического оснащения обязательного либо факультативного назначения (табл. 1, 2).

Оптимизация медицинского обеспечения  безопасности на ж/д транспорте

Оптимизация медицинского обеспечения  безопасности на ж/д транспорте

Статистический анализ проводили с помощью программы Statistica 6.1 с применением t-критерия Стьюдента. 

Результаты и иx обсуждение 

Функционирование ВЭК в УБ осуществлялось ежедневно, в одну рабочую смену. Все необходимые для работы ВЭК специалисты имеются в штате УБ и работают ежедневно. В работе ВЭК принимает участие 1 внешний совместитель (врач психиатр-нарколог высшей категории) на 0,5 ставки. Имеется основной, дублирующий и дополнительный состав врачей ВЭК. Кроме того, для экспертизы профпригодности к работам, связанным с вредными и опасными производственными факторами, в работе ВЭК принимает участие обученный в РМАПО сертифицированный врач-профпатолог.

Стаж работы 10 лет и более имеют 76,2% штатного врачебного состава членов комиссии, 66,6% членов комиссии имеют первую либо высшую квалификационную категорию.

С 2014 года правовая основа работы ВЭК подкреплена рядом локальных инициатив. Так, в должностные инструкции по каждому специалисту внесены дополнения по работе ВЭК (нагрузка, функции и т. д.) согласно указаниям МПС РФ №2257-У.

Одним из безусловных позитивных организационных моментов в работе ВЭК УБ является то, что путем оптимизации трудового распорядка с 2014 г. удалось увеличить время, отведенное для экспертной оценки состояния здоровья каждого прошедшего освидетельствование, с 20 до 30 минут.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

В 2014 году техническая оснащенность ВЭК изменилась: кроме введенных ранее в практику работы аппаратов: «Цветотест», «Аномалоскоп», тональный аудиометр, трехканальный ЭКГ, велоэргометр, компьютерный спирограф, никтометр, ультразвуковой доплер для н/конечностей, эхоэнцефалограф, МРТ «Образ-2», холтеровская система суточного мониторирования ЭКГ и АД, малодозный крупнокадровый флюорограф, новый рентгеновский аппарат на 2 рабочих места, фиброгастроскоп фирмы «Олимпус», ЭЭГ, кольпоскоп с биопсией, биохимический анализатор крови, иммуноферментный анализатор крови, гематологический анализ крови (с 2010 г.), фотоэлектрический фотометр КФК-3 (с 2010 г.), для работы ВЭК Департаментом здравоохранения ОАО «РЖД» приобретено новое диагностическое оборудование: — вибросенсотестер «СМТ», маммограф Pinkview, УЗИ-аппарат Logiq, аудиометры «АД-629» и Titan, холтер АД и ЭКГ «Кардиотехника 04», ЭКГ Kenz-Cardio 601, анализатор мочи Combilyzer-13, анализатор био-химический Hymalyzer-2000, анализатор гематологический Micros-60, офтальмоскоп электрический.

В 2014 году было проведено 216 заседаний ВЭК со средней нагрузкой на одно заседание в день в объеме 16,8 осмотров, что на 4,0 осмотра (23%) больше, чем в 2013 году (2,8 осмотра). В среднем за одно заседание было освидетельствовано 13,8 лиц.

Всего за отчетный год осмотрено 2982 человека (категории I, III, а так-же учащихся и работников дочерних зависимых образований ОАО «РЖД» (ДЗО) и договорных предприятий).

Проведено по совмещенным программам 3630 осмотров (с учетом осмотров работников ДЗО и договорных предприятий), что на 18—19% больше, чем в 2013 г. ВЭК при необходимости широко пользуется возможностью стационарного обследования пациентов; так, на экспертной койке в 2014 г. находилось 20 человек.

Общие динамические показатели работы ВЭК УБ представлены в таблице 3, из которой видно, что был отмечен рост общего числа осмотров в среднем на 22,8±4,7% за каждый год отчетного периода.

Оптимизация медицинского обеспечения  безопасности на ж/д транспорте

Главным образом, объем экспертиз возрос за счет работников компании. Так, с 2012 г. на конец исследования рост объема работы комиссии по этой, наиболее актуальной категории работников, составил 17,2±2,6%. 

Число осмотров лиц, поступающих на работу в компанию, за отчетный период сократилось на 11,6%, что отражает общую тенденцию по оптимизации работы в ОАО «РЖД». Согласно нашим данным, на треть (33,1%) возросло число освидетельствованных сотрудников дочерних зависимых образований ОАО «РЖД», что является следствием реформирования и общей  экономической  ситуации в компании. 

Качественные показатели работы ВЭК отражают эффективность выявления профессионально непригодных лиц во всех категориях освидетельствованных. Структурный состав этих показателей представлен в таблице 4.

Оптимизация медицинского обеспечения  безопасности на ж/д транспорте

При анализе уровня профессиональной непригодности (УПН) установлено, что означенный показатель за период исследования снизился (рис. 1): по поступающим на работу лицам — более чем в 4 раза, по учащимся в 2014 г. таковых не было выявлено, а по работникам ОАО «РЖД» и ДЗО он был в целом стабилен. Общий УПН по всем категориям освидетельствованных так-же снизился: с 1% в 2012—2013 гг. до 0,4% в 2014 г., что адекватно «сетевому» показателю, который на конец исследования составил в целом по компании 0,4.

По итогам работы ВЭК в 2014 г. 7 человек были направлены на медико-санитарную экспертную комиссию и признаны инвалидами, в том числе: 2 работника I категории, 2 работника III категории и 3 работника ДЗО. Среди причин профессиональной непригодности были: злокачественное заболевание, цирроз печени, посттравматическая контрактура локтевого сустава и идиопатическое преходящее нарушение проводимости (AV-блокада II степени). 

Важнейшей задачей работы всей системы здравоохранения ОАО «РЖД» является медицинское обеспечение безопасности движения поездов. Среди первоочередных мероприятий в работе ВЭК департаментом медицинского обеспечения компании определен план-график осмотров работников локомотивных бригад. В рамках этого плана в 2014 году было проведено освидетельствование 109 работников локомотивных бригад по станциям Беслан и Прохладная. Из них своевременно (то есть на 5—14 дней раньше указанного предельного срока ВЭК) прошли медицинское освидетельствование 108 человек (99,1%). Мы с удовлетворением констатируем, что в 2014 г. не было зарегистрировано случаев внезапной смерти работников, связанных с движением поездов (работы категории I). 

Значительную по объему часть работы ВЭК в УБ составляет профилактическая деятельность. С 2007 по 2014 гг. ежегодно  проводится всеобщая диспансеризация работников ОАО «РЖД». Число состоящих на диспансерном учете работников I и III категорий с заболеваниями составило в 2014 г. 366 человек. Следует отметить тот факт, что среди этих категорий работников число вновь выявленных в ходе диспансеризации заболеваний в течение последних трех лет не нарастает. Так, в 2014 году вновь выявлено 33 заболевания (в 2013 г. — 40 заболеваний, в 2012 г. — 33 заболевания). 

Для сравнения: в 2007 году, в начале диспансеризации, было выявлено 340 различных заболеваний и преморбидных состояний. 

Такое ежегодное систематическое уменьшение вновь выявленных заболеваний среди работников ОАО «РЖД» является вполне закономерным, поскольку контингент работников меняется незначительно, а  в  УБ  приоритетным  подходом является лечение выявленных в ходе ежегодной диспансеризации ранних стадий заболеваний и преморбидных состояний. 

К основным факторам снижения профессиональной непригодности у вверенного нам контингента работников мы относим: 

100%-ный охват диспансеризацией работников; 

внедрение в практику экспертизы профпригодности принципа индивидуального подхода; 

эффективное взаимодействие с региональной и центральной ВЭК; 

внедрение в больнице принципов ранней реабилитации, способствующих продлению профессионального долголетия работников. 

Выводы 

Экспертиза профессиональной пригодности является важнейшей составляющей в медицинском обеспечении движения поездов, поскольку дает возможность раннего выявления состояний, несовместимых с напряженной, опасной работой на железнодорожном транспорте, чем способствует предотвращению аварийных ситуаций. 

Укрепление профессионального здоровья и рост профессионального долголетия работников являются существенными факторами увеличения экономической эффективности деятельности ОАО «РЖД».

Литература 

  1. Алексеев В. А., Вартанян Ф. Е., Шурандина И. С. Оценка систем здравоохранения с позиций Всемирной организации здравоохранения // Здравоохранение. — 2009. — №11. — С. 57—67.
  2. Атьков О. Ю., Плохов В. Н., Быстров В. В., Мартынова Г. Г. Железнодорожная медицина сегодня // Управление здравоохранением. — 2014. — №1. — С. 11—26.
  3. Гареева И. А. Современные модели организации и развития системы здравоохранения Российской Федерации // Вестник ТОГУ. - 2013. — №3. — С. 273—278.
  4. Павлова Ю. Д., Сергеев Ю. Д, Каменская Н. А. Проблема ненадлежащего врачевания — в центре внимания врачебного сообщества // Медицинское право. — 2014. — №6. — С. 9—13.
  5. Пищита А. Н. Особенности реализации прав пациентов по поводу медицинского вмешательства при оказании первичной медико-санитарной помощи // Вестник Росздравнадзора. — 2014. — №1. — С. 48—51.
  6. Стратегия улучшения здоровья работников ОАО «Российские железные дороги» на период до 2020 года. — М., 2010. — 37 с. 

Авторская справка

НУЗ «Узловая больница на ст. Владикавказ ОАО «РЖД»

Адрес организации: 362002, Республика Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ, ул. Чкалова, 16,

Карсанова Тамара Константиновна — директор, заслуженный врач РСО — Алания

Нечеталенко Татьяна Георгиевна — заместитель главного врача по клинико-экспертной работе

Болиева Алла Израиловна — главный врач

Саламова Фатима Таймуразовна — врач-гинеколог

Клюева Валерия Викторовна — врач — клинический фармаколог

Карсанов Алан Мухарбекович — кандидат медицинских наук, врач-онколог НУЗ «Узловая больница на ст. Владикавказ ОАО «РЖД», доцент кафедры хирургических болезней №3 ГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Адрес организации: 362025, РСО — Алания, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.