Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Организация работы кабинета неотложной медицинской помощи в поликлинике

14 июня 2019
1013
Средний балл: 0 из 5

оснащение кабинета неотложной медицинской помощи в поликлиникеКабинет неотложной помощи в поликлинике – функциональное подразделение медицинской организации, сотрудники которого оперативно оказывают помощь пациентам с неотложными состояниями, выезжают к ним на дом.

В статье подробно расскажем о правилах организации кабинета, о его оснащении, рассмотрим схему работы медиков по регламентам Минздрава.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Кабинет неотложной помощи в поликлинике

Кабинет неотложной помощи в поликлинике представляет собой вспомогательное подразделение. Работа кабинета позволяет повышать качество оказания медпомощи за счет обслуживания пациентов с острыми и неотложными состояниями, которые не нуждаются экстренной осмотре врача.

Организация регламентирована документами Минздрава, основной из которых – приказ № 543н от 15.05.2012 года.

Пациенты, которые нуждаются в неотложной помощи, должны обратиться в регистратуру. После этого их безотлагательно направляют к в кабинет.

Чтобы открыть кабинет, в поликлинике нужно утвердить новую структурную единицу, разработать локальные акты, подобрать помещение и сотрудников, установить режим работы.

Создание кабинета врача

Скачать Приказ о создании кабинета

Задачи и функции

Кабинет или отделение неотложки при поликлинике создается для решения следующих задач:

  1. Оказание неотложных медуслуг пациентам в соответствии с перечнем утвержденных поводов для вызова к врачу подразделения.
  2. Внедрение в работу организации новейших методик оказания услуг.
  3. Развитие форм и видов предоставления неотложных медуслуг.
  4. Обучение медработников, совершенствование профессиональных умений и навыков.
  5. Улучшение качественных характеристик труда медперсонала.

Для того, чтобы создать кабинет неотложной медицинской помощи в поликлинике, главный врач своим приказом утверждает новую структурную единицу. Далее создаются необходимые локальные акты, подбирается подходящее помещение и сотрудники, определяется режим работы кабинета.

Приказ выделил основные функции:

  • оказание неотложных услуг пациентам, которые в них нуждаются;
  • выезд специалистов на дом к пациенту;
  • регистрация и обработка поступающих обращений, их передача скорой;
  • срочное перемещение больных в отделение скорой;
  • ведение обязательной медицинской документации;
  • констатация смерти больных;
  • активное взаимодействие с другими структурами организации;
  • участие в обучающих и консультативных мероприятиях организации для медперсонала.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Стандарт оснащения

Стандарт оснащения кабинета в поликлинике является одним из лицензионных требований законодателя для организаций, которые желают заниматься такой деятельностью.

В соответствии с требованиями приказа Минздрава № 121н от 11.03.2013 года, получение лицензии обязательно в случае оказания следующих видов медпомощи:

  • доврачебная медпомощь в поликлинике;
  • врачебная медпомощь в стационарном отделении;
  • оказание в условиях поликлиники первичных специализированных медуслуг.

Для организации приема пациентов на базе амбулатории, поликлиники или семейного медицинского центра создаётся кабинет неотложной помощи.

В соответствии с ФЗ «Об охране здоровья», в оказании неотложной медпомощи могут участвовать врачи педиатрического и терапевтического профиля. На доврачебном этапе с пациентами работает фельдшер.

Оснащение кабинета неотложной медицинской помощи в поликлинике зависит от того, специалист какого профиля ведет прием больных.

Например, если это кабинет участкового педиатра, то оснащение должно соответствовать требованиям приказа Минздравсоцразвития № 366н от 16.04.2012 года.

В стационарах скорой помощи появятся «умные» отделения

Принята программа развития здравоохранения до 2020 года, в которой есть раздел по скорой медицинской помощи. Профильная комиссия и Общество скорой подготовили Концепцию развития скорой медицинской помощи

Генеральный план развития СМП на ближайшие годы в журнале  «Здравоохранение»

Если речь идет о специализированных услугах, то прием пациентов могут врачи разных специальностей.

Например, если пациенту требуется неотложная помощь по профилю «Кардиология», его направят в кардиологический кабинет для специальной помощи врача-кардиолога.

Оснащение кабинета в таком случае должно соответствовать приказу Минздрава РФ № 918н от 15.11.2012 года по кардиологическому профилю.

Кроме того, кабинет неотложной помощи в поликлинике оснащают в зависимости и от вида специализированных неотложных услуг.

Несколько примеров:

Для того, чтобы оснащение кабинета было правильным, пользуйтесь соответствующими приказами Минздрава РФ по профилю работы конкретного кабинета.



Схема работы

Порядок работы кабинета определяется локальным актом медицинской организации.

Для начала необходимо определить штатную численность подразделения, то есть количество специалистов, которые нужны для бесперебойной работы кабинета.

При этом возможны две схемы работы:

  • специалисты работают в кабинете на постоянной основе и не являются сотрудниками других подразделений;
  • в кабинете работают специалисты других отделений по графику сменности.

В структуре кабинета есть врач, который выезжает к пациентам на дом. Выездная бригада должна приезжать на дом к пациентам при неотложных обстоятельствах не позднее, чем через 2 часа после вызова.

Руководит работой кабинета, как правило, районный терапевт.

В его функции входит:

  • общее руководство и контроль за деятельностью кабинета;
  • проверка оснащения кабинета;
  • соответствие кабинета действующим стандартам и нормативам.

На базе кабинета работают выездные бригады фельдшеров. Их количество и состав зависит от нагрузки подразделения и количества прикрепленных к организации граждан.

Врач неотложки

В кабинете работают врачи общего или специализированного профиля, а также медицинские сестры.

Врачи-терапевты, педиатры, а также другие специалисты кабинета должны проходить регулярное обучение по оказанию неотложной помощи.

Врач кабинета может удаленно, по телефону консультировать фельдшера, который обслуживает пациента на дому в затруднительных ситуациях.

Положение о кабинете

Положение о кабинете неотложной помощи в поликлинике представляет собой внутренний локальный документ, утверждаемый главным врачом.

В документе освещены особенности организации кабинета и следующие аспекты его работы:

  • случаи оказания помощи;
  • место кабинета в структуре медицинской организации;
  • должностные лица, ответственные за работу кабинета;
  • должностные лица, которые дежурят в кабинете в выходные и праздничные дни;
  • состав персонала кабинетов, численность и количество сотрудников выездных бригад;
  • общие требования к помещению, в котором располагается кабинет и к его оснащению;
  • функции и задачи кабинета;
  • порядок приема вызовов от регистратуры;
  • сроки оказания медицинской помощи неотложным пациентам и т.д.

Порядок направлений

Пациенты направляются в кабинет неотложной помощи в поликлинике по следующему алгоритму:

  1. Главный врач назначает ответственного за работу кабинета – заведующего поликлиникой, районного педиатра и т.д.
  2. Вызовы в кабинет передает оперативное отделение скорой или регистратура. Допускается как перевод звонка, так и личная передача деталей вызова.
  3. Медицинский регистратор фиксирует в специальном журнале поступившие звонки и их содержание.
  4. Заведующий поликлиникой ежечасно в течение рабочего дня сортирует поступившие вызовы и распределяет их по приоритетам срочности.
  5. Формируются графики работы специалистов кабинета – врачей, фельдшеров, медсестер, которые будут выезжать к пациентам на дом.
  6. Каждый вызов должен быть обработан и обслужен выездным фельдшером по участковому принципу.
  7. Если пациент обратился в поликлинику лично, медрегистратор направляет его при необходимости в кабинет неотложной помощи. Если у медработника есть сомнения в неотложности обслуживания больного – он обращается за помощью к ответственному за неотложный кабинет.
  8. При наличии неотложных обстоятельств пациент может обратиться в кабинет неотложной помощи, минуя регистратуру.

Оказание неотложной помощи

Существуют разные поводы для оказания неотложной медицинской помощи. К общим признакам относятся – боль, обострение хронических болезней и т.д.

Назовем основные симптомы, при наличии которых пациенту требуется оказание неотложной медицинской помощи.

1. Болевой синдром различного проявления:

  • фантомная боль;
  • суставная боль;
  • болевой синдром у онкобольных;
  • головная боль и мигрень;
  • невралгическая боль и боль в позвоночнике;
  • боль в мышцах при высокой температуре и т.д.

2. Иные симптомы:

  • слабость и головокружение у онкобольных, а также у пациентов, перенесших инсульт;
  • затруднения с дыханием у онкобольных на фоне трахеита или бронхита;
  • температура после переохлаждения;
  • температура и боль в горле;
  • высокая температура при наличии симптомов ОРВИ и гриппа;
  • симптомы пережитого психоэмоционального стресса.

Алгоритм сортировки пациентов

Перед направлением пациентов в кабинет неотложной помощи в поликлинике проводится медицинская сортировка.

Сортировка позволяет быстро оценить состояние больных при их поступлении в медучреждение для выявления приоритетных показаний к оказанию необходимой помощи.

Медицинскую сортировку проводят профильный врач и медсестра.

На основании быстрого осмотра пациента специалисты относят его к одной из трех групп:

  1. С экстренными и неотложными признаками.
  2. С приоритетными признаками.
  3. С несрочными состояниями и заболеваниями.

На схеме в Системе «Главный врач» показано, по какому алгоритму специалисты принимают решение об оказании медпомощи больному в порядке приоритета.

Алгоритм сортировки при поступлении пациента в экстренный терминал детской больницы

Скачать алгоритм

Неотложная помощь: отличия работы поликлиники и стационара               

Кабинет неотложной помощи в поликлинике и стационаре организуется и функционирует по схожим алгоритмам, однако, существуют и различия.

Их важно учитывать, если в медучреждении остро стоит вопрос о разделении функций этих подразделений.

В стационаре и в поликлинике условия оказания медпомощи разные.

Не совсем оправдано разделение по нозологическим единицам. Например, в одном случае пациент может быть направлен на длительную госпитализацию, а в другом – его достаточно направить в кабинет неотложной помощи в поликлинике на осмотр к врачу.

Вместе с тем функции кабинетов можно разделить, исходя из содержания стандартов медицинской помощи. Напомним, что в каждом стандарте рассматриваются формы и условия предоставления медуслуг.

Например, если кабинет организуется в стационаре, то при его создании учитывается стандарт оказания ПСМП. В стационаре применим стандарт, разработанный для приемных отделений стационара.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.