Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Система оценки качества и безопасности меддеятельности в санаторно-курортном учреждении

19 июня 2019
140
Средний балл: 0 из 5

Приказ 279Санаторно-курортное лечение - это мощное средство лечебно-профилактического воздействия и предупреждения развития заболеваний.

Сегодня одной из актуальных проблем в санаторно-курортной отрасли является поиск эффективных систем оценки качества санаторных услуг.

Рассмотрим порядок разработки внутренней системы оценки качества медуслуг в санатории.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Организация санаторно-курортного лечения

Порядок организации санаторно-курортного лечения утвержден приказом Минздрава РФ № 279н от 05.06.2016 года.

В документе определено, что данные виды медуслуг оказываются в специально медицинских организациях и иных организациях санаторно-курортного профиля.

Санаторно-курортная помощь включает в себя:

  1. Лечение пациентов.
  2. Профилактическая работа.
  3. Реабилитация после длительных заболеваний и травм.

Санаторно-курортное лечение основано на использовании для оздоровления пациентов природных лечебных ресурсов, в том числе путем пребывания пациентов на курортах и лечебно-оздоровительных комплексах.

Минздрав утвердил перечни медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослого и детского населения.

Виды санаторно-курортных организаций

Медицинскую помощь по санаторно-курортному профилю оказывают следующие виды организаций:

  • бальнеологические лечебницы;
  • грязелечебницы;
  • курортные поликлиники;
  • санатории-профилактории;
  • санатории для пребывания взрослых или детей.

При этом такая помощь носит плановый характер и реализуется в рамках преемственности медицинской помощи.

Для направления в санаторий или иное лечебное учреждение в медучреждении по месту жительства у него должны выявить соответствующие показания. Также у пациента должны отсутствовать противопоказания к санаторно-курортному лечению.

Принципы организации работы санаториев

  1. Тесная связь с предшествующим лечением в стационаре или поликлинике.
  2. Строгое ограничение состава пациентов медицинским профилем санатория.
  3. Предварительное обследование больных с установлением точного диагноза, что исключает или существенно уменьшает диагностическую работу и создает предпосылки для максимально раннего начала курортной терапии.
  4. Строго индивидуальный срок пребывания больных в санатории.
  5. Наличие необходимой лечебно-диагностической базы, специалистов определенного профиля и комплекса лечебных мероприятий, которые соответствуют медицинскому профилю санатория.

Все лечебно-профилактические и бальнео-физиотерапевтические процедуры проводятся в объеме и в строгом соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи населению, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России, а также санитарными правилами и методическими рекомендациями, регламентирующими работу лечебного учреждения в условиях курорта.

Как часто Росздравнадзор проверяет качество и безопасность меддеятельности, скачайте таблицу в Системе Главный врач.

Качество меддеятельности

Скачать таблицу

Контроль качества безопасности медицинской деятельности в санатории

В соответствии со ст. 90 ФЗ «Об охране здоровья граждан», в санатории осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Целью контроля является обеспечение права граждан на:

  • получение медицинской помощи надлежащего качества;
  • обеспечение ее безопасности и соответствия стандартам санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями по профилю курорта;
  • обеспечение эффективности и рациональности использования финансовых средств бюджета санаторного учреждения.

Оценка санаторно-курортной помощи проводится только по тем видам работ и услуг, на которые имеются соответствующие лицензии.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Как организовать оценку качества медуслуг в санатории

В настоящее время в санаторно-курортной отрасли не существует какой-либо реально действующей системы по разработке организационных и экономических технологий для управления качеством и эффективностью лечебного процесса, и рациональным использованием ресурсов.

Поэтому организации разрабатывают ее самостоятельно.

Выбранная модель оценки должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть просто и понятной;
  • должна основываться на действующих критериях качества медпомощи;
  • быть применимой в условиях конкретной организации, учитывать ее специфику.

При создании системы оценки качества медицинской помощи применяется методологическая триада, характеризующая любой технологический процесс и состоящая из:

  • структуры ресурсов (материальных, кадровых, организационных);
  • технологии процесса медицинского обслуживания;
  • достигнутых результатов.

Сбор и анализ информации по всем трем блокам позволяет оценить качество оказания медицинской помощи.

Как исправить оценки по НОК. Решения от руководителей медорганизаций в журнале  «Здравоохранение».

Положение о внутреннем контроле

Выбранные критерии оценки и методология проверок отражается в локальном акте – положении о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности санатория.

Приказом главного врача организации назначается ответственное должностное лицо, в полномочия которого будет входить внутренний контроль качества и безопасности санаторно-курортных услуг.

Проверка знаний медперсонала

Система оценки качества предполагает проверку теоретических и практических знаний медперсонала, непосредственно участвующего в предоставлении санаторно-курортных услуг гражданам.

В частности, это предусматривает обязательное знание всеми медицинскими работниками:

  1. Своих должностных инструкций.
  2. Стандартов санаторно-курортной помощи в соответствии с профилем санатория.
  3. Положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности санатория.
  4. Правил оформления и ведения медицинской документации.
  5. Оперативной информации о внедрении новых медицинских методик, технологий.

Система оценки качества медуслуг в санатории: пример

Система оценки качества и безопасности медицинской деятельности включает набор показателей, имеющих количественное выражение, что позволяет подвергать их сравнению, подсчету, математической обработке и применять на уровне отделения, конкретного врача или учреждения в целом.

Показатели качества и безопасности медицинской помощи:

  • выполнение требований стандартов медицинской санаторно-курортной помощи;
  • отсутствие обоснованных жалоб пациентов;
  • полнота и своевременность назначенного обследования и лечения;
  • обоснованность поставленного диагноза;
  • полнота данных рекомендаций;
  • удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи;
  • результативность.

Основным источником сведений для экспертной оценки качества оказания санаторно-курортной помощи служит стандартная медицинская документация – история болезни, а также, при необходимости, осмотр пациента заведующим отделением или врачебной комиссией.

Оценка качества медицинской помощи пациенту в санатории осуществляется на нескольких уровнях:

  • 1-й – лечащим врачом (самоконтроль);
  • 2-й – заведующим отделением;
  • 3-й – экспертной врачебной комиссией;
  • 4-й – главным врачом.

Первый уровень контроля затрагивает взаимоотношения в классической модели «врач – пациент». Лечащий врач анализирует состояние пациента при поступлении в санаторное учреждение, оценивает предшествующее лечение с места отбора (в поликлинике или стационаре), повлиявшее на состояние пациента.

При анализе истории болезни и личном осмотре больного, врач, в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи, исключает дефекты, наличие которых приведет к снижению качества медицинской помощи. Это, прежде всего, анамнез и объективный статус при первичном осмотре, правильность тактики предыдущего обследования, лечения и пр.

Все записи лечащего врача должны быть им подписаны и содержать отметку о времени осмотра пациента. Недопустимы сокращенные записи диагнозов и названий лекарственных препаратов.

Любой медицинский документ должен быть написан разборчиво (легко читаться) и давать представление о характере, объеме и качестве медицинской помощи, оказанной пациенту.

В случае необходимости в истории болезни указывается:

  • время вызова и прибытия специализированной бригады скорой помощи;
  •  время и обстоятельства получения травмы, отравления и т. д.

После окончания лечения лечащим врачом производится оценка степени достижения запланированного результата лечения в истории болезни, где указывается: «планируемый результат лечения достигнут – улучшение или без перемен» или «планируемый результат лечения не достигнут – ухудшение», в последнем случае отражаются причины, повлиявшие на это.

Как указывалось выше, при анализе истории болезни и личном осмотре больного врач, в соответствии со стандартами санаторно-курортной помощи, исключает дефекты, наличие которых приведет к снижению качества медицинской помощи.

Второй уровень контроля осуществляется заведующим отделением, который оценивает качество лечения законченного случая. Контролю могут подлежать и незаконченные случаи, при необходимости с проведением очной экспертизы пациента.

Основные задачи второго уровня контроля:

  • выявление и предупреждение низкого качества выполнения стандартов санаторно-курортного лечения врачами в отделении;
  • оценка уровня качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту;
  • соблюдение требований к качеству оформления документации;
  • анализ деятельности отделения в целом;
  • совершенствование применяемых медицинских технологий, методик и т. д.

Третий уровень контроля – врачебная комиссия. Заседания врачебной комиссии проводятся в фиксированные часы согласно плану-графику, но не реже 1 раза в неделю. Деятельность врачебной комиссии регулируется отдельным положением.

Четвертый уровень контроля осуществляется главным врачом санатория. На этом уровне подводится итог работы организации. Дефекты оказания медицинской помощи рассматриваются с позиции интересов больного, а не с точки зрения сложившихся условий работы.

Основные задачи этого этапа контроля:

  • оценка деятельности санатория по данным экспертизы 2-го и 3-го уровней контроля;
  • выявление нарушений и дефектов медицинской технологии;
  • оценка деятельности подразделений путем сравнения со стандартами санаторно-курортной помощи больным.

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

начните обучение на новом курсе
Школы Главного врача

Посмотрите программу

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.