Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Внедрение практических рекомендаций Росздравнадзора: итоги за 3 года

  • 26 июня 2019
  • 59

Организация внутреннего контроляВ медицинском сообществе распространено мнение о том, что практические рекомендации Росздравнадзора РФ копируют стандарты JCI и не привнесли в систему ничего нового.

Рассмотрим структуру и содержание рекомендаций, а также итоги 3-летнего проекта по их внедрению в разных медучреждениях страны.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Практические рекомендации Росздравнадзора

С 2015 года по заданию Росздравнадзора были разработаны 3 версии практических рекомендаций по организации внутреннего контроля, качества и безопасности медицинской деятельности.

  • Первая версия - посвящена работе стационаров.
  • Вторая версия - амбулаторно-поликлиническому звену.
  • Третья версия - работе лабораторной службы медицинской лаборатории.

С 2016 года практические рекомендации Росздравнадзора активно внедряются в различных медицинских организациях РФ.

Как повысить экономическую эффективность клиники на основе рекомендаций Росздравнадзора, расскажем в журнале «Здравоохранение»

В 2016 году в Росстандарте зарегистрирована система добровольной сертификации качества и безопасности медицинской деятельности, которая активно используется различными медицинскими организациями.

Что представляют из себя предложения Росздравнадзора?

Предложения Росздравнадзора

Предложения Росздравнадзора не являются копией какого-либо одного стандарта - это уникальный документ, который был разработан на национальном уровне с привлечением большого круга экспертов, специалистов по разным областям на основе лучших международных подходов и практик, которые существуют в части обеспечения безопасности пациентов, в части управления качеством и обеспечения качества медицинской деятельности.

Ошибочно мнение коллег, которые считают, что предложения Росздравнадзора копирует стандарты JCI. Это не система JCI.

Предложения Росздравнадзора учитывают лишь базовые вещи, заложенные в JCI, которые связаны с обеспечением безопасности пациентов. Основные 6 принципов гармонизированы с теми подходами, которые отражены в стандарте JCI, но не более того.

Как внедрить стандарты JCI, читайте в Системе Главный врач.

В основе изучения при разработке предложений Росздравнадзора лежат 15 различных международных стандартов, которые были экспертами изучены, оценены и с точки зрения применения готовности к применению тех требований, которые заложены, проанализированы и использованы при подготовке практических рекомендаций Росздравнадзора.

Требования, которые предъявляются к стационару, состоят из 11 разделов. Что касается предложений для амбулаторно-поликлинического звена, то помимо 10 разделов, взятых из стационара, поскольку они также имеют место быть при организации деятельности на уровне поликлиники, добавлены 5 разделов, которые разработаны и включают систему требований для осуществления такой работы в поликлинике.

Третья версия предложений - это предложение для медицинских лабораторий и включает в себя 8 уникальных разделов, построенных на основе международного стандарта по лабораторной деятельности, но имеют свою специфику реализации и включают в себя требования и нюансы, которые отражены в соответствующих разделах практических рекомендаций Росздравнадзора.



Источники информации в практических рекомендациях

Интересна методология, которая положена в основу практических рекомендаций Росздравнадзора.

Это 4 источника информации. Кроме традиционного источника информации, документации, используется информация, полученная от пациентов и их родственников, и законных представителей.

Поскольку очень важно знать и анализировать то, как пациент видит свое пребывание в медицинской организации и какое воздействие на себе испытывает со стороны различных подразделений медицинской организации.

Кроме этого, ценным источником информации является персонал, знания и умения которого важно использовать и анализировать при оценке качества и безопасности медицинской деятельности, и непосредственно наблюдения за теми процессами, которые осуществляются в медицинской организации.

Структура рекомендаций Росздравнадзора

Структура документа представляет из себя 2 части.

1. Первая часть посвящена нормативно-правовому регулированию и требованиям, которые существуют по тому или иному разделу и направлению.

Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре):

  • основные положения: определения, критерии качества, аудит, понятия алгоритмов МО, СОП;
  • методы внедрения системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • система оценки.

2. Вторая часть - это типовые оценочные листы, которые в соответствии с разделами содержат определенные группы показателей, которые лежат в основе оценки того или иного раздела.

Росздравнадзор переходит на новый этап контроля. Появятся электронные проверочные листы, подробнее читайте в журнале "Здравоохранение".

Надо сказать, что достаточно жесткая система оценки при оценке соответствия того иного раздела имеет двоичную систему, когда речь идет о качественных показателях, и относительные цифры, когда речь идет о оценке разделов, либо о количественных показателях.

Структура оценочного листа

Добровольной сертификации

Таким образом выглядит структура оценочного листа, где указана группа показателей, указаны показатели, метод оценки подобного показателя, каким образом можно оценить и возможность комментария в случае, если какой-либо параметр неприменим.

В предложениях Росздравнадзора точно также, как и в системе добровольной сертификации заложена система светофора, 3 уровня:

  • красная зона - уровень соответствия менее 70% требованиям, которые отражены в предложениях Росздравнадзора говорит о том, что система является небезопасной, требует существенной корректировки в части выявления рисков и управления ими;
  • желтая зона - это 70-80% соответствий, когда мы признаем систему условно безопасной;
  • зеленая зона - более 80%, система эффективна и безопасна и нуждается лишь в непрерывном улучшении.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Принципы и этапы внедрения практических рекомендаций

Если мы говорим об этапах внедрения рекомендации Росздравнадзора, как о методологии организации внутреннего контроля, то в этом плане выделены отдельные этапы, которые крайне важны с точки зрения развития организации, с точки зрения подготовки персонала и с точки зрения тех целей и задач, которые ставит руководство организации по улучшению качества и обеспечению должного минимального уровня безопасности существующих рисков при оказании медицинской помощи.

Ключевыми этапами являются:

  • решение руководства, когда принимается решение о внедрении подобной системы управления качеством;
  • обучение персонала, где охват обучением должен быть 100%, поскольку каждый специалист должен быть вовлечен во внедрение системы управления качеством медицинской организации и формирование новой системы внутреннего контроля;
  • этап формирования рабочей группы, здесь предусмотрено формирование подобных рабочих групп в соответствии с разделами предложений Росздравнадзора, где на принципе мультидисциплинарного формирования специалистов возможно решение тех или иных проблем, имеющихся внутри таких направлений;
  • важным этапом является этап самооценки, где каждая рабочая группа проводит оценку соответствия предъявляемым требованиям, проводит анализ несоответствий и предлагает механизмы устранения этих несоответствий, тем самым формируя программу развития по каждому направлению и по медицинской организации в целом;
  • этап внешней оценки, когда в медорганизации в части оценки каждого раздела привлекаются внешние эксперты, которые могут объективно дать анализ и представить предложения по улучшению своей деятельности;
  • реализация тех мер, которые будут внедряться в медицинской организации по итогам проведения работ по устранению выявленных несоответствий;
  • внедрение в практику работы внутренних аудитов, системы мониторинга, сбора и анализа показателей по каждому из направлений;
  • важным элементом является формирование службы по качеству или уполномоченного по качеству лица, если эта организация небольшая. Подобная служба является интегратором всех процессов, связанных с формированием системы управления качеством.

Чек-лист из 7 шагов перед проверкой Росздравнадзора

Многие главврачи используют специальный чек-лист, в котором шаг за шагом прописано, что и как нужно подготовить перед проверкой ВКК. Инструмент доступен клиентам Системы Главный врач

На каждом этапе вы можете скачать нужный вам документ.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

География проекта по внедрению практических рекомендаций

Если посмотреть на географию внедрения практических рекомендаций Росздравнадзора, то сегодня это 29 субъектов РФ и 129 медицинских организаций, которые на разных этапах, на разных стадиях занимаются внедрением практических рекомендаций Росздравнадзора.

методология организации

Из них 18 медицинских организаций уже сегодня подтвердили соответствие предложениям Росздравнадзора, показали результат более 80%

Это абсолютно разные организации - частные, государственные, достаточно удаленные от столицы, разные типы, в том числе и разного уровня медицинские организации.

Это показывает то, что методология организации внутреннего контроля, построения системы управления качеством на основе предлагаемых подходов достаточно жизнеспособны в самых разных условиях вне зависимости от географии, размера и принадлежности медицинской организации.

Результаты внедрения практических рекомендаций в некоторых регионах

Предложения Росздравнадзора являются основой для построения эффективной системы управления медицинскойорганизацией, обеспечивающей высокое качество и безопасность медицинской деятельности.

Приведем результаты некоторых регионов.

  1. Снижение летальности: общей летальности, досуточной летальности от ОИМ, летальности от ОНМК, сочетанной тяжелой травмы и др.
  2. Увеличение показателей удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи.
  3. Увеличение эффективности оборота койки, снижение койко-дня, оптимизация коечного фонда в медицинских организациях.
  4. Оптимизация ресурсного управления (снижение не эффективных финансовых затрат в результате рационального использования лекарственных средств,уменьшение числа дублирующих клинических анализов,снижение количества штрафных санкций).
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.