Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Внедрение системы управления качеством в медучреждении: проблемы и перспективы

27 июня 2019
88
Средний балл: 0 из 5

Требования МинздраваОдно из новых требований Минздрава – внедрение в медучреждении внутренней системы качества и безопасности медицинской деятельности.

Как эти требования соотносятся с рекомендациями Росздравнадзора, по каким чек-листам идет проверка надзорных органов – подробно расскажем в статье.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Проблемы внедрения системы управления качеством

Очевидно, что существует достаточно большое число проблем, связанных с внедрением системы управления качеством.

Надо сказать, что в этом плане РФ пока не может сказать о тотальном внедрении системы управления качеством и о том, чтобы была единая система управления качеством, которая применялась в большинстве медицинских организаций нашей страны.

1. Мы видим целый ряд проблем, связанный с доминированием архаичного подхода к управлению качеством, где по большому счету важно наказание за выявленное какое-либо нарушение, нежели решение системных проблем и корректировка процессов, которые приводят к различным проблемам для организации.

2. Сегодня в медорганизациях недостаточно квалифицированных специалистов, которые могли бы применить инструменты управления, бережливости, снижение потерь и ряд других управленческих инструментов, которые применимы в медицинской деятельности.

3. Отсутствие целевой финансовой поддержки со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Росздравнадзор при проверках выясняет, как организована система управления качеством меддеятельности и налажен внутренний контроль качества.

Чтобы внедрить ВКК, нужно утвердить локальные нормативные акты. В памятке в Системе Главный врач – список основных документов.

Скачать акты

Необходимы определенные затраты, в том числе финансовые для того, чтобы внедрить эффективно систему управления качеством и здесь важно то, на каком уровне находится внимание, в том числе со стороны региональных органов управления здравоохранения, в проблеме управления качеством находится вопрос внедрения системы управления качеством в своих подведомственных медицинских организациях.

4. Непрозрачная и малоэффективная система сбора и учета статистической информации.

Самый простой пример, например, связанный с внутрибольничной инфекцией, с инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи где мировая статистика говорит, что 8-12% случаев регистрируются подобные осложнения, если мы посмотрим на статистику РФ, то это менее одного процента на сегодня, очевидно, что эта статистика искажает действительность, которая существует сегодня в медицинской организации.

5. Низкая эффективность управления ресурсами. К сожалению, это тоже остается достаточно злободневной проблемой на уровне медицинской организации и сохраняется структурный и функциональный подход к оказанию медицинской помощи, игнорирование процессного и системного подходов.

Подобная трехлетняя работа по внедрению предложений Росздравнадзора по взаимодействию с медицинскими организациями позволяет делать ряд определенных выводов и один из таких выводов, что на сегодня требуется унификация подходов по управлению качеством медицинской организации, которая будет положена в основу стандартизации.

Внутренний контроль в медучреждении

Очевидно, что система требований, которые предъявляются в медицинской организации в части управления качеством должна быть единообразной.

Специалисты, которые занимаются этим в медицинских организациях должны говорить на одном языке, должны использовать одни подходы, должны оценивать одни показатели для того, чтобы иметь возможность выявлять существующие проблемы и находить эффективные инструменты решения этих проблем для того, чтобы в конечном итоге повышать уровень безопасности пациентов и персонала.

Пошаговый алгоритм внедрения внутреннего контроля в системе Главный врач.

Подобный подход был положен в основу проекта приказа Минздрава России "Об утверждении требований к организации проведения внутреннего контроля, качества и безопасности медицинской деятельности".

Первая версия этого проекта была разработана во исполнение изменений в ст. 99 323 ФЗ, где в соответствии с изменениями, которые вступили в силу 25 декабря 2018 года введено требование о проведении внутреннего контроля, качества и безопасности медицинской деятельности

Внутренний контроль по большому счету не вносит новых требований, которые будут предъявляться к медицинской организации.

Методология, которая положена в основу проекта приказа содержит в себе интеграцию всех существующих требований различных нормативных актов по разным направлениям деятельности к медицинской организации и позволяет на через внутренний контроль осуществлять как раз обеспечение этих процессов, обеспечение соблюдения обязательных требований, которые установлены различными нормативно-правовыми актами.

Важным элементом проекта приказа является то, что в проекте приказа установлены виды безопасности медицинской деятельности, которые на базовом уровне требуются для соблюдения, обеспечения и реализованы в формате чек-листов, с помощью которые организация может осуществлять планирование, реализацию и внутренний контроль в своей деятельности.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Формы внутреннего контроля

Установлены две формы внутреннего контроля:

  1. Форма оценки, по большому счету аудита, как инструмента проверки каждого направления необходимого для обеспечения безопасности медицинской деятельности.
  2. Мониторинг, то есть это сбор, анализ и определение целевых показателей качества деятельности медорганизации, а также регистрация нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности.

На сегодня это очень прогрессивное нововведение, которое используется абсолютно во всем мире в части регистрации неблагоприятных, нежелательных событий при оказании медицинской помощи и дает возможность медицинской организации работать с теми нежелательным событиями, которые имеют место при оказании медицинской помощи.

Кроме этого и без внутреннего контроля существует два ключевых мониторинга, это:

1. Фармаконадзор и все, что связано с нежелательными событиями при применении лекарственных препаратов.

2. Мониторинг безопасности медизделий, связанный с регистрацией неблагоприятных событий при использовании медицинских изделий.

Чтобы контролировать работу персонала, своевременно реагировать на изменения, минимизировать риски оказания медпомощи, стандартизируйте процессы в вашей медорганизации с помощью регламентов, СОПов и алгоритмов.

В системе Главный врач, рассмотрим, как разработать и внедрить такие документы.

Кроме этого, в методологию внутреннего контроля заложен анализ 4 источников информации, кроме документации, которая также используется при организации внутреннего контроля и при проведении оценки, как формы внутреннего контроля.

Мониторинг, это инструмент, который позволяет оперативно собирать информацию по наиболее чувствительным разделам, которые позволяют оценить безопасность медицинской деятельности.

В рамках медицинской деятельности трехуровневая система контроля качества, где государственный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти Росздравнадзором и четко структурирован, разработан и отражён в нормативно-правовых актах, которые посвящены вопросам государственного контроля.

Важным элементом и важным уровнем является ведомственный контроль, который осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которые имеют полномочия для осуществления подобной работы. Это и орган исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения.

В этой связи внутренний контроль не является контролем "классическим", это больше элемент управления и управленческих действий, которые необходимо выстроить на уровне медицинской организации для того, чтобы управлять качеством и обеспечить должный уровень безопасности.

Именно внутренний контроль, как элемент управления нуждается сегодня в стандартизации, упорядочивании, и в том числе в оценке.

Стандартизация системы внутреннего контроля

Важно отметить, что именно стандартизация сегодня является тем ключом, который позволит решить проблемы, в том числе достижения тех показателей, которые заложены в национальном проекте здравоохранения.

Очевидно, что для достижения целевых показателей национального проекта необходимы определенные управленческие инструменты, на уровне медицинских организаций подобным управленческим инструментом является именно стандартизация медицинской деятельности и четкое регулирование с точки зрения управления качеством для того, чтобы единообразно выстраивать систему, повышать эффективность работы, снижать потери, использовать рационально существующие ресурсы, которые сегодня немногочисленны с точки зрения медицинской организации в любом субъекте РФ.

Безусловно, именно инструменты стандартизации сегодня могут быть ответом обществу на те запросы, проблемы, которые существуют сегодня в здравоохранении, у людей, которые работают в здравоохранении.

Новый приказ Минздрава о внутреннем контроле обсудили в Росздравнадзоре. Ответы на главные вопросы руководителей клиник в  журнале «Здравоохранение»

Отличие практических рекомендаций и проекта приказа Минздрава

Важно понимать, что проект приказа в отличие от практических рекомендаций не содержит количественных характеристик и уровней соответствия этим характеристикам.

Он лишь обозначает ключевые реперные точки, на которые следует обращать внимание в своей работе в медицинских организациях, поэтому проект приказа отличается от практических рекомендаций тем, что в нем не закладываются категорические требования, которые должны быть выполнены в полном объеме, либо не в полном объеме.

Проект приказа позволяет выявить риски на уровне медорганизации и тем самым сформировать систему мер по управлению этими рисками.

В этой связи, если по каким-либо разделам будет определенный уровень соответствия, либо несоответствие, это лишь исключительно лежит в плоскости самой медицинской организации и тех мер, которые будет принимать сама медицинская организация.

Отметим, что оценочные листы, который являются приложением к проекту приказа не являются проверочными листами для сотрудников Росздравнадзора, по ним никто из Росздравнадзора, либо других контрольно-надзорных органов проверять медицинскую организацию не будет.

Это исключительно инструмент, применимый на уровне медицинской организации, инструмент, который применяется в самой организации и применяется именно для того, чтобы выявлять и управлять этими рисками.

Таким образом, можно сказать, что по большому счету приказ является лишь инструментом управления для самой медицинской организации, но нисколько не карательным инструментом для органов контроля и надзора.

Это очень важно понимать, поскольку подобный внутренний контроль сформулирует единообразие требований к организации системы управления качеством в медицинской организации, который будет единообразным для различных медицинских организаций и позволит упорядочить систему критериев оценки качества и безопасности медицинской деятельности.

Безусловно, это базовый уровень, содержащий минимальные требования применимые для всех медицинских организаций.

Может быть продвинутый уровень, когда медицинская организация будет подтверждать свое соответствие уровню качества и безопасности на предмет различным системам добровольной сертификации и в добровольном режиме в случае такового желания самой медицинской организации сможет проходить различную сертификацию, внедрение требований различных стандартов, либо других систем (ISO, JCI или т.д.).

В этой связи представляется интересным и перспективным именно стандартизация медицинской деятельности и в последующем применение различных международных и национальных стандартов для своей работы с точки зрения реализации еще одного раздела национального проекта,связанного с экспортом медицинских услуг.

Работники здравоохранения прекрасно понимают, что единственным важным показателем для международных медицинских туристов является то, каким требованиям соответствует медицинская организации, насколько эти требования сопоставимы с международными ожиданиями, которые существуют у пациентов, желающих воспользоваться медицинской услугой в той или иной стране.

В связи с этим, представляется важным построение подобной иерархии требований, построение рейтингов безопасности и качества медицинской деятельности в РФ и использование этих рейтингов как конкурентного преимущества медицинской организации для обеспечения должного уровня безопасности пациентов при оказании медицинской помощи.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

начните обучение на новом курсе
Школы Главного врача

Посмотрите программу

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.