Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Внедрение системы управления качеством в медучреждении: проблемы и перспективы

  • 27 июня 2019
  • 46

Требования МинздраваОдно из новых требований Минздрава – внедрение в медучреждении внутренней системы качества и безопасности медицинской деятельности.

Как эти требования соотносятся с рекомендациями Росздравнадзора, по каким чек-листам идет проверка надзорных органов – подробно расскажем в статье.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Проблемы внедрения системы управления качеством

Очевидно, что существует достаточно большое число проблем, связанных с внедрением системы управления качеством.

Надо сказать, что в этом плане РФ пока не может сказать о тотальном внедрении системы управления качеством и о том, чтобы была единая система управления качеством, которая применялась в большинстве медицинских организаций нашей страны.

1. Мы видим целый ряд проблем, связанный с доминированием архаичного подхода к управлению качеством, где по большому счету важно наказание за выявленное какое-либо нарушение, нежели решение системных проблем и корректировка процессов, которые приводят к различным проблемам для организации.

2. Сегодня в медорганизациях недостаточно квалифицированных специалистов, которые могли бы применить инструменты управления, бережливости, снижение потерь и ряд других управленческих инструментов, которые применимы в медицинской деятельности.

3. Отсутствие целевой финансовой поддержки со стороны органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Росздравнадзор при проверках выясняет, как организована система управления качеством меддеятельности и налажен внутренний контроль качества.

Чтобы внедрить ВКК, нужно утвердить локальные нормативные акты. В памятке в Системе Главный врач – список основных документов.

Скачать акты

Необходимы определенные затраты, в том числе финансовые для того, чтобы внедрить эффективно систему управления качеством и здесь важно то, на каком уровне находится внимание, в том числе со стороны региональных органов управления здравоохранения, в проблеме управления качеством находится вопрос внедрения системы управления качеством в своих подведомственных медицинских организациях.

4. Непрозрачная и малоэффективная система сбора и учета статистической информации.

Самый простой пример, например, связанный с внутрибольничной инфекцией, с инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи где мировая статистика говорит, что 8-12% случаев регистрируются подобные осложнения, если мы посмотрим на статистику РФ, то это менее одного процента на сегодня, очевидно, что эта статистика искажает действительность, которая существует сегодня в медицинской организации.

5. Низкая эффективность управления ресурсами. К сожалению, это тоже остается достаточно злободневной проблемой на уровне медицинской организации и сохраняется структурный и функциональный подход к оказанию медицинской помощи, игнорирование процессного и системного подходов.

Подобная трехлетняя работа по внедрению предложений Росздравнадзора по взаимодействию с медицинскими организациями позволяет делать ряд определенных выводов и один из таких выводов, что на сегодня требуется унификация подходов по управлению качеством медицинской организации, которая будет положена в основу стандартизации.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Внутренний контроль в медучреждении

Очевидно, что система требований, которые предъявляются в медицинской организации в части управления качеством должна быть единообразной.

Специалисты, которые занимаются этим в медицинских организациях должны говорить на одном языке, должны использовать одни подходы, должны оценивать одни показатели для того, чтобы иметь возможность выявлять существующие проблемы и находить эффективные инструменты решения этих проблем для того, чтобы в конечном итоге повышать уровень безопасности пациентов и персонала.

Пошаговый алгоритм внедрения внутреннего контроля в системе Главный врач.

Подобный подход был положен в основу проекта приказа Минздрава России "Об утверждении требований к организации проведения внутреннего контроля, качества и безопасности медицинской деятельности".

Первая версия этого проекта была разработана во исполнение изменений в ст. 99 323 ФЗ, где в соответствии с изменениями, которые вступили в силу 25 декабря 2018 года введено требование о проведении внутреннего контроля, качества и безопасности медицинской деятельности

Внутренний контроль по большому счету не вносит новых требований, которые будут предъявляться к медицинской организации.

Методология, которая положена в основу проекта приказа содержит в себе интеграцию всех существующих требований различных нормативных актов по разным направлениям деятельности к медицинской организации и позволяет на через внутренний контроль осуществлять как раз обеспечение этих процессов, обеспечение соблюдения обязательных требований, которые установлены различными нормативно-правовыми актами.

Важным элементом проекта приказа является то, что в проекте приказа установлены виды безопасности медицинской деятельности, которые на базовом уровне требуются для соблюдения, обеспечения и реализованы в формате чек-листов, с помощью которые организация может осуществлять планирование, реализацию и внутренний контроль в своей деятельности.



Формы внутреннего контроля

Установлены две формы внутреннего контроля:

  1. Форма оценки, по большому счету аудита, как инструмента проверки каждого направления необходимого для обеспечения безопасности медицинской деятельности.
  2. Мониторинг, то есть это сбор, анализ и определение целевых показателей качества деятельности медорганизации, а также регистрация нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности.

На сегодня это очень прогрессивное нововведение, которое используется абсолютно во всем мире в части регистрации неблагоприятных, нежелательных событий при оказании медицинской помощи и дает возможность медицинской организации работать с теми нежелательным событиями, которые имеют место при оказании медицинской помощи.

Кроме этого и без внутреннего контроля существует два ключевых мониторинга, это:

1. Фармаконадзор и все, что связано с нежелательными событиями при применении лекарственных препаратов.

2. Мониторинг безопасности медизделий, связанный с регистрацией неблагоприятных событий при использовании медицинских изделий.

Чтобы контролировать работу персонала, своевременно реагировать на изменения, минимизировать риски оказания медпомощи, стандартизируйте процессы в вашей медорганизации с помощью регламентов, СОПов и алгоритмов.

В системе Главный врач, рассмотрим, как разработать и внедрить такие документы.

Кроме этого, в методологию внутреннего контроля заложен анализ 4 источников информации, кроме документации, которая также используется при организации внутреннего контроля и при проведении оценки, как формы внутреннего контроля.

Мониторинг, это инструмент, который позволяет оперативно собирать информацию по наиболее чувствительным разделам, которые позволяют оценить безопасность медицинской деятельности.

В рамках медицинской деятельности трехуровневая система контроля качества, где государственный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти Росздравнадзором и четко структурирован, разработан и отражён в нормативно-правовых актах, которые посвящены вопросам государственного контроля.

Важным элементом и важным уровнем является ведомственный контроль, который осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которые имеют полномочия для осуществления подобной работы. Это и орган исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения.

В этой связи внутренний контроль не является контролем "классическим", это больше элемент управления и управленческих действий, которые необходимо выстроить на уровне медицинской организации для того, чтобы управлять качеством и обеспечить должный уровень безопасности.

Именно внутренний контроль, как элемент управления нуждается сегодня в стандартизации, упорядочивании, и в том числе в оценке.

Стандартизация системы внутреннего контроля

Важно отметить, что именно стандартизация сегодня является тем ключом, который позволит решить проблемы, в том числе достижения тех показателей, которые заложены в национальном проекте здравоохранения.

Очевидно, что для достижения целевых показателей национального проекта необходимы определенные управленческие инструменты, на уровне медицинских организаций подобным управленческим инструментом является именно стандартизация медицинской деятельности и четкое регулирование с точки зрения управления качеством для того, чтобы единообразно выстраивать систему, повышать эффективность работы, снижать потери, использовать рационально существующие ресурсы, которые сегодня немногочисленны с точки зрения медицинской организации в любом субъекте РФ.

Безусловно, именно инструменты стандартизации сегодня могут быть ответом обществу на те запросы, проблемы, которые существуют сегодня в здравоохранении, у людей, которые работают в здравоохранении.

Новый приказ Минздрава о внутреннем контроле обсудили в Росздравнадзоре. Ответы на главные вопросы руководителей клиник в  журнале «Здравоохранение»

Отличие практических рекомендаций и проекта приказа Минздрава

Важно понимать, что проект приказа в отличие от практических рекомендаций не содержит количественных характеристик и уровней соответствия этим характеристикам.

Он лишь обозначает ключевые реперные точки, на которые следует обращать внимание в своей работе в медицинских организациях, поэтому проект приказа отличается от практических рекомендаций тем, что в нем не закладываются категорические требования, которые должны быть выполнены в полном объеме, либо не в полном объеме.

Проект приказа позволяет выявить риски на уровне медорганизации и тем самым сформировать систему мер по управлению этими рисками.

В этой связи, если по каким-либо разделам будет определенный уровень соответствия, либо несоответствие, это лишь исключительно лежит в плоскости самой медицинской организации и тех мер, которые будет принимать сама медицинская организация.

Отметим, что оценочные листы, который являются приложением к проекту приказа не являются проверочными листами для сотрудников Росздравнадзора, по ним никто из Росздравнадзора, либо других контрольно-надзорных органов проверять медицинскую организацию не будет.

Это исключительно инструмент, применимый на уровне медицинской организации, инструмент, который применяется в самой организации и применяется именно для того, чтобы выявлять и управлять этими рисками.

Таким образом, можно сказать, что по большому счету приказ является лишь инструментом управления для самой медицинской организации, но нисколько не карательным инструментом для органов контроля и надзора.

Это очень важно понимать, поскольку подобный внутренний контроль сформулирует единообразие требований к организации системы управления качеством в медицинской организации, который будет единообразным для различных медицинских организаций и позволит упорядочить систему критериев оценки качества и безопасности медицинской деятельности.

Безусловно, это базовый уровень, содержащий минимальные требования применимые для всех медицинских организаций.

Может быть продвинутый уровень, когда медицинская организация будет подтверждать свое соответствие уровню качества и безопасности на предмет различным системам добровольной сертификации и в добровольном режиме в случае такового желания самой медицинской организации сможет проходить различную сертификацию, внедрение требований различных стандартов, либо других систем (ISO, JCI или т.д.).

В этой связи представляется интересным и перспективным именно стандартизация медицинской деятельности и в последующем применение различных международных и национальных стандартов для своей работы с точки зрения реализации еще одного раздела национального проекта,связанного с экспортом медицинских услуг.

Работники здравоохранения прекрасно понимают, что единственным важным показателем для международных медицинских туристов является то, каким требованиям соответствует медицинская организации, насколько эти требования сопоставимы с международными ожиданиями, которые существуют у пациентов, желающих воспользоваться медицинской услугой в той или иной стране.

В связи с этим, представляется важным построение подобной иерархии требований, построение рейтингов безопасности и качества медицинской деятельности в РФ и использование этих рейтингов как конкурентного преимущества медицинской организации для обеспечения должного уровня безопасности пациентов при оказании медицинской помощи.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.