Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Способы подстраховки от пациентских претензий для клиник

  • 8 июля 2019
  • 17
руководитель юридической компании

Способы подстраховки от пациентских претензий для клиникГлавврач не отреагировал на жалобу пациента оперативно. Гражданин позвонил в Росздравнадзор — в клинику пришла проверка.

В статье медицинский юрист предложил использовать претензии пациентов как профилактику инспекций. На примерах из практики разобрал типичные нарушения в работе с пациентами и объяснил, как исправить, привел образцы документов, которые обезопасят клинику от санкций.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Медработник нагрубил

Медработники обязаны соблюдать принципы этики и деонтологии (ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). За их нарушение пациент вправе требовать компенсацию морального вреда.
Если медработник нагрубил пациенту, предложите составить жалобу. Порядок работы с жалобами пациентов регламентирует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Пример

Врача, который разговаривал с пациентом на повышенных тонах и грубил, привлекли к дисциплинарной ответственности. Медработник обжаловал решение. Но суд признал наказание законным (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.03.2016 № 33–5660/2016 по делу № 2–2022/2015).

Совет юриста

Поместите на стенде и в открытом доступе для сотрудников информацию о порядке работы с жалобами пациентов. Так клиника получит возможность оперативно реагировать на претензии пациентов и не доводить дело до суда.

Изучите обоснованность жалобы. Если в клинике есть видеонаблюдение, посмотрите записи с камер. Проверьте работу сотрудников. Установите, есть ли у пациента основания требовать возмещение. Используйте доводы жалобы, чтобы провести с подчиненным разъяснительную работу.

Если обнаружили, что сотрудники нарушили принципы этики и деонтологии, можете привлечь их к административной ответственности — скачать образец приказа о дисциплинарном взыскании Но учтите, так вы признаете вину. Если дойдет до суда — это станет решающим аргументом против клиники. Если доказательств нарушения нет, сообщите об этом пациенту.

Оказали некачественную помощь

Если пациент утверждает, что ему оказали некачественную помощь — соберите врачебную комиссию. Пациент, который недоволен качеством медпомощи, вправе пожаловаться руководителю клиники или подать иск в суд. Обоснованность жалобы подтвердит судмедэкспертиза (ст. 55 ГПК).

Пример

Пациент подал на клинику иск из-за осложнений после операции. Суд назначил судебно-медицинскую экспертизу, которая подтвердила, что вред здоровью связан с дефектами оказания медпомощи. Клиника выплатила компенсацию морального вреда (апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2018 по делу № 33–34362/2018).

Что делать, если оказали некачественную помощь

Приказ об обращении ПКУ препаратовСкачать документ

Неверно оформили записи в медкарте

Если неверно оформили записи в медкарте — проверьте, как персонал ведет документацию

Заполнение меддокументации — часть медуслуги, которая тоже отражает качество медпомощи. Требования установил приказ Минздрава от 15.12.2014 № 834н <Об утверждении унифицированных форм медицинской документации…>. Пациент вправе требовать моральную компенсацию, если медперсонал неправильно оформит меддокументы.

Пример

Пациент подал иск к медучреждению за некачественные услуги. Причинно-следственную связь между медпомощью и вредом здоровью истца суд не выявил. Однако клинике пришлось выплатить моральную компенсацию за ошибки в оформлении медкарты (апелляционное определение Московского областного суда от 20.08.2018 по делу № 33–63/2018).

Лайфхак от юриста в полной версии статьи. Там же привели еще три ситуации, которые могут спровоцировать жалобу пациента, разъяснили, как поступить, привели образцы документов, которые помогут в защите медорганизации.

Читать полную версию статьи >>



Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.