Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Нанотехнологии в медицине

14 июля 2019
Средний балл: 5 из 5

Применение нанотехнологий в медицинеНанотехнологии в медицине предоставляют новые возможности для качественного лечения и обследования пациентов.

Последние разработки исследователей подняли медицину на новый уровень.

В статье расскажем, какие прорывы в науке случились в последнее время.

Актуальная информация, которую нужно знать медработникам.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Нанотехнологии: новые возможности

Применение нанотехнологий в медицине расширяет привычные методы лечения пациентов. Так, традиционная медицина продолжает использовать иглы, капсулы и таблетки, которые доставляют в организм больного лечебные препараты, затрагивающие здоровые клетки и органы.

Однако, новые разработки способны минимизировать риски, которые вводят лекарственное средство только туда, где это необходимо – без уколов и глотания неприятных лекарств.

Сегодня наномедицина использует «интеллектуальные» частицы, представляющие собой самостоятельные объекты, размером от 1 до 100 нанометров.

Такой пример систем доставки лекарств транспортирует активные вещества препарата только в непосредственные источники болезни.

Как работают такие нанотехнологии в медицине и в каких странах они уже применяются?

Как организовать вакцинопрофилактику. В рекомендации Системы Главный врач  – шаблоны, формулы и стандарты оснащения.

Вакцинация

Многолетние разработки исследователей из американского университета Стоуни-Брук позволили получить перспективный способ доставки вакцины в кровь пациента - Immuno-Matrix.

Он представляет собой не инвазивный пластырь, который состоит из нановолокон, доставляющих препарат в кровь через кожный покров. Для того, чтобы пройти природные барьеры кожи, исследователи используют специальный полимерный абсорбент.

В сочетании с разными видами вакцин ученые добились впечатляющей пропускной способности до уровня молекул, которые в 250 крупнее.

Преимущества новинки:

• пациент не испытывает болевых ощущений;
  • пластыри могут храниться в обычных условиях до 8-10 недель;
  • пластырь компактен и легко транспортируется.

Еще одно преимущество Immuno-Matrix состоит в том, что его удобно применять в условиях стихийных бедствий и массовых эпидемий. Он уже доказал свою эффективность в борьбе с опасными вирусными инфекциями, в том числе с коклюшем, сибирской язвой, гриппом.

На данный момент авторы разработки оформляют патент на него.

• В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Лечение рака

На сегодня нанотехнологии в медицине примеры не ограничиваются борьбой с инфекционными заболеваниями.

Одно из важных направлений исследований – создание новых технологий для борьбы с раком. Это очень важно – миниатюрные нанороботы могут воздействовать только на опухоль, не разрушая здоровые ткани.

Так, исследователи из Торонто разработали нанопластырь, основная функция которого – доставка в организм дозированное количество препарата в кровь с помощью наночастиц. Они сами находят пораженные болезнью клетки, разрушают их и выводятся вместе с ними без негативных последствий.

Разработка имеет высокую ценность по сравнению с традиционной химиотерапией, так как пластырь можно эффективно использовать даже на ранних стадиях онкозаболевания.

Перечень дефектов онкологической помощи, которые грозят медорганизации финансовыми потерями, в журнале «Здравоохранение»

Наночастицы

Одна из серьезных проблем, решение которой пока не найдено - респираторно-синцитиальный вирус (RSV). Это опасная инфекция дыхательных путей у детей и новорожденных, которая приводит к тяжелым последствиям.

Группа исследователей из США разработала новый метод вакцинации. Он заключается в доставке мембраны белка RSV к клеткам иммунной системы через нанотрубки, поверхность которых покрыта тонким слоем золота.

Они обладают уникальной способностью – мгновенно вызывать ответ иммунной системы, реагировать на вирус и полностью копировать его поведение.

Таким образом, организм фактически учится процесс инфицирования и своевременно на него реагировать.

Данное открытие является одним из самых перспективных.

Операции на клетках

Нанотехнологии в медицине сегодня предоставляют новые возможности специалистам в плане работы на клеточном уровне. Ученые создали «биороботы», размер которых составляет всего несколько нанометров.

Что могут делать эти роботы?

1. Доставка молекулярных частиц в клеточное ядро через его собственные мембраны. Для доставки частиц применяются специальные миниатюрные иглы и нанотрубки.

Трубки покрыты тончайшим слоем нанозолота и помогают врачу доставлять «полезную нагрузку» их содержимого в клеточное ядро.

2. Активизация формирования новых кровеносных сосудов.

В науке этот процесс называется ангиогенез. В нормальных условиях он может быть активирован только при регенерации поврежденных тканей, для ликвидации очагов воспаления и рубцов.

Если же в организме присутствуют злокачественные опухоли – процесс выходит из-под контроля и становится стремительным.

Решением этой проблемы занялась группа американских и британских исследователей. Они создали биоразлагаемые наноиглы из кремния.

Их острые коны пронимают через мембрану клетки, не травмируя ее. При этом происходит доставка нуклеиновых кислот в саму клетку.

Результаты оказались впечатляющими – только за неделю рост формирования кровеносных сосудов увеличился в 6 раз.

Как еще можно применить эти нанотехнологии в медицине – для перепрограммирования повреждённых клеток и их регенерации с полным восстановлением утраченных функций.

Посмертная молекулярно-генетическая диагностика: о возможностях в журнале «Здравоохранение»

Применение нанотехнологий в медицине: другие примеры

Нанотехнологии в медицине не стоят на месте и уже сегодня позволяют создавать приложения и устройства, которые расширяют возможности врачей в разных областях медицины.

За последние 10-15 лет исследователи стали гораздо больше понимать, что происходит с человеком на клеточном, молекулярном и наноуровне.

Рассмотрим другие примеры таких технологий.

1. Визуализация. Нанотехнологии расширяют возможности медицинской визуализации, что расширяет возможности для диагностики различных заболеваний.
  2. Стволовые клетки. Открытия ученых фактически делают возможным преобразование стволовых клеток в любой вид клеток.
  3. Имплантация устройств. Специальные нанороботы вживляются в организм человека для формирования внутри тела необходимых структур.
  4. Борьба со старением. Наноустройства помогают бороться с некоторыми признаками старения, например, с морщинами, возрастными линиями и пятнами и т.д.
  5. Нанороботы. Это базовые устройства, на совершенствование которых направлены все нанотехнологии в медицине. Они могут делать сложные вычисления, чувствовать окружающую среду и адаптироваться к ней, делать ремонт, размножаться.
  6. Нанопинцеты. С помощью этих пинцетов специалисты работают со многими наноструктурами для их размещения в организме или перемещения.
  7. Борьба с эпилепсией. Специальные чипы способны управлять эпилептическими приступами. Устройство считывает сигналы мозга, анализирует их и помогает эффективно контролировать приступ.
  8. Сахарный диабет. Нанотехнологии в медицине предлагают отказаться от ежедневного сбора крови при сахарном диабете. Вместо этого предлагается использовать специальные линзы, которые меняют свой цвет при изменении уровня сахара крови.
  9. Костная регенерация. Специальные наночастицы позволяют соединить вместе кости после переломов, в которых случаях они эффективны даже при повреждениях спинного мозга.
  10. Клеточная регенерация. Клетки имеют очень маленький размер, что затягивает период их восстановления. Однако, последние разработки ученых позволяют избежать этого – с помощью специальных устройств они манипулируют атомами и молекулами для улучшения регенерации.
  11. Заболевания сердца. Нанороботы способны выполнять ряд функций, связанных с работой сердца. Например, очищение артерий от атеросклеротических бляшек и т.д.
  12. Хирургия. Во многих медучреждениях уже применяют роботы-хирурги, развивает эту идею нанохирургия. Миниатюрные устройства можно запрограммировать для выполнения любых медицинских операций.
  13. Протезирование. С помощью нанотехнологий пациенты смогут управлять своими протезами.
  14. Сенсорные навыки. Разработки ученых помогут пациентам, которые утратили способность чувствовать части своего тела. Микрочипы смогут перехватывать электрические импульсы и интерпретировать их.
  15. Диагностика в период беременности. Нанотехнологии в медицине существенно расширяют возможности пренатальной диагностики.

Например, нанороботы могут проникать внутрь матки и даже внутрь плода, не травмируя внутренние органы и ткани. Это позволит устранить многие проблемы на той стадии, когда ребенок находится в утробе матери.

Прогноз по наномедицине

Нанотехнологии в медицине открывают новую стадию развития здравоохранения. Так, к лечению многих заболеваний можно подходить по-иному, делать лечение более индивидуальным и эффективным.

Встроенные устройства позволяют предотвратить болезни и скорректировать имеющиеся проблемы раньше, чем они приведут к серьезным последствиям.

Нанотехнологии позволяют врачам более точно подстроиться под геном каждого человека и настроить план его человека в соответствии с индивидуальными особенностями организма.

Применение нанотехнологий в медицине существенно продвигает многие медицинские исследования, предоставляя ученым новые инструменты познания особенностей строения и функционирования человеческого организма.

Вместе с разработками в области физики и химии возможным стало получать новый строительный материал для организма.

Материал проверен экспертами Актион Медицина