Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Специфика сестринского процесса при гипертонической болезни

  • 20 июля 2019
  • 14

повышением артериального давленияСестринский процесс при гипертонической болезни включает в себя 5 этапов. В ходе них медсестра выявляет и решает основные проблемы пациента.

В статье расскажем об особенностях сестринского процесса при гипертонической болезни, о проявлениях заболевания и рекомендациях, которые медсестра должна дать пациенту.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Сестринский уход при гипертонической болезни

Стойкое или периодическое повышение артериального давления – одно из самых распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы среди взрослого населения.

Гипертоническая болезнь проявляется с возрастом. Опасным является само по себе повышение давления, но также опасность для пациента несут такие осложнения, как развитие атеросклероза сосудов, инсульты, ишемическая болезнь риска и т.д.

Когда у пациента диагностирована гипертоническая болезнь сестринский процесс включает в себя пять основных этапов:

  • сбор информации о больном;
  • выявление проблем;
  • составление плана ухода;
  • реализация составленного плана;
  • оценка достигнутых результатов.

Артериальная гипертония: принципы профилактики в Системе Главная медсестра

Отметим самые важные составляющие сестринского ухода при ведении пациентов с гипертонической болезнью на всех его этапах:

1. Беседа с пациентом и его родными. Медсестра объясняет важность соблюдения диеты с пониженным содержанием соли.

2. Убеждение больного в необходимости соблюдения щадящего режима дня – при необходимости изменить условия работы, отдыха, пребывания дома и т.д.

3. Рассказать о важности качественного сна и условиях, которые ему способствуют – не принимать пищу перед сном, не смотреть тревожные телепрограммы, проветривать помещение перед сном и т.д. Если у пациента есть проблемы с засыпанием – посоветоваться с врачом о приеме снотворных препаратов.

4. Обучение пациента приемам снятия тревоги, напряжения и релаксации.

5. Узнать о наличии у пациента вредных привычек, объяснить характер влияния алкоголя и сигарет на уровень давления.

6. Рассказать о правилах приема препаратов, назначенных врачом – об их сочетании с приемом пищи, о курсовом приеме и недопустимости нарушения курса.

7. Побеседовать о гипертонической болезни, ее проявлениях и возможных осложнениях.

8. Контроль соблюдения режима труда и отдыха, сна, питания. Контроль веса пациента.

9. Проверять состав продуктов, которые родственники и близкие люди передают пациентам в стационаре.

10. Обучение больного и его родных:

  • распознавать признаки развития гипертонического криза;
  • измерять артериальное давление;
  • измерять частоту пульса;
  • методы оказания доврачебной помощи.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Первый этап. Сбор информации

Сестринский процесс при гипертонической болезни на первом этапе включает в себя подробный опрос пациента, изучение медицинской документации и беседу с лечащим врачом.

План сестринского процесса по большей части базируется именно на объективной и субъективной информации, которая будет получена медсестрой на первом этапе.

Главные задачи первого этапа:

  • установить контакт с пациентом, создать атмосферу доверия;
  • узнать, что ожидает пациент от лечения;
  • проанализировать информацию, которая необходима для создания правильного плана лечения.

Второй этап. Проблемы пациента

Для любого пациента, у которого подтверждена гипертоническая болезнь сестринский процесс включает в себя выявление всех его реальных и потенциальных проблем.

Необходимо диагностировать каждую жалобу, все психологические, социальные, потенциальные и физиологические проблемы.

1. Психологические проблемы:

  • пациент не умеет измерять давление;
  • недостаток знаний о заболевании;
  • незнание принципов диетического питания при гипертонии;
  • нерегулярный прием лекарств;
  • недоверие к медперсоналу;
  • тревога и беспокойство по поводу заболевания.

Стандартные операционные процедуры в папку главной медсестры. В Библиотеке СОПов в журнале «Главная медицинская сестра» вы найдете готовые и проверенные на практике образцы.

2. Социальные проблемы, например, стеснение по поводу заболевания, проблемы с общением, боязнь потерять работу.

3. Потенциальные проблемы:

  • ТЭЛА;
  • острая сердечная недостаточность;
  • отслойка сетчатки;
  • ОИМ;
  • острое нарушение мозгового кровообращения.

4. Физиологические проблемы:

  • тошнота;
  • повышенное сердцебиение и неприятные ощущения в области сердца;
  • головные боли, наиболее интенсивные в конце дня, разной локализации;
  • общая слабость;
  • раздражительность;
  • плохое настроение;
  • ухудшение зрения;
  • повышенная возбудимость;
  • недомогание;
  • бессонница и т.д.


Третий этап. Планирование ухода

На этапе планирования ухода главной целью медсестры является составление индивидуального плана ухода.

Медсестра должна сформулировать задачи ухода:

  • краткосрочные – рассчитаны на реализацию в течение 7-10 дней;
  • долгосрочные – рассчитаны на реализацию в течение всего курса лечения.

Помощь пациенту будет более эффективной, если поставленные медсестрой задачи будут отвечать следующим требованиям:

  • участие пациентов в их реализации;
  • срочность осуществления;
  • реальность достижения.

При планировании конкретного вмешательства медсестра должна определить, способен ли пациент к самообслуживанию, какие действия способен делать самостоятельно, а для каких ему требуется посторонняя помощь.

Положение о системе контроля качества сестринской деятельности, в Системе Главная медсестра.

повышением артериального давленияСкачать документ

Четвертый этап. Реализация плана ухода

Сестринский процесс при гипертонической болезни на четвертом этапе включает в себя формулирование стандарта и плана сестринских вмешательств. После этого запланированные действия подлежат реализации.

В план включаются следующие пункты:

  • лечебная диета;
  • проблемы больного;
  • результаты вмешательства;
  • мероприятия по оказанию медпомощи пациенту;
  • самочувствие пациента после вмешательства;
  • целевая дата.

Каждый пункт плана может включать в себя несколько возможных вариантов решения проблемы. Благодаря этому лечение и его задачи будут более эффективными.

При реализации плана медицинская сестра должна помнить о нескольких правилах:

  • сестринский уход за пациентами с повышенным артериальным давлением должен быть систематическим;
  • для достижения поставленных задач к реализации плана могут привлекаться родственники пациента и он сам;
  • план необходимо корректировать при появлении новых жалоб и общем изменении состояния пациента;
  • все процедуры, включенные в план, должны выполняться в соответствии с алгоритмами сестринских процедур при гипертонической болезни.

Пятый этап. Оценка эффективности ухода

Важным этапом в формировании дальнейшего образа жизни больного и профилактики гипертонической болезни является компетентная оценка и анализ результатов сестринских вмешательств.

Для качественной оценки медсестра должна получить ответы на следующие вопросы:

  • позволило ли лечение добиться прогресса в состоянии здоровья пациента;
  • достигнуты ли ожидаемые результаты;
  • были ли вмешательства медсестры эффективными для пациента;
  • требует ли план ухода пересмотра.

Результаты оценки будут более точными, если ее будет проводить та же медсестра, которая проводила первичное обследование пациента.

Оценка эффективности терапии будет недостоверной, если следующие правила специалистами не будут соблюдены:

  • не все медицинские вмешательства были зарегистрированы и учтены при анализе;
  • не все действия медработников были отражены в медицинской документации;
  • в состоянии здоровья пациента не были зарегистрированы какие-либо изменения;
  • условия лечения не соответствовали ожидаемым;
  • в плане лечения остались пустые графы.

В алгоритме действий при гипертоническом кризе укажите три критерия криза, список лекарств и медизделий, которые понадобятся для оказания помощи пациенту в Системе Главная медсестра.

Правила измерения артериального давления

Сестринский процесс при гипертонической болезни включает в себя обучение пациента правильному измерению артериального давления. Кроме того, сама медсестра повторяет эту процедуру очень часто.

Для достижения адекватного лечения и профилактики гипертонического криза важное значение имеет самоконтроль пациентом уровня артериального давления.

Не все приборы, которые применяются пациентами в домашних условиях для измерения давления, являются точными. Для того, чтобы данные измерений отражали реальную картину болезни, приборы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Прибор должен пройти обязательную сертификацию.
  2. Аппараты прошли тесты на соответствие стандартам точности по утвержденным требованиям.
  3. Не рекомендуется применение аппаратов на пальце и на запястье, наиболее точным является измерение давления на плече.
  4. Для правильного измерения давления следует применять манжеты, которые соответствуют размеру плеча больного.
  5. Выбор следует останавливать на приборах с автоматически регулируемой манжетой.

Классический тонометр для измерения давления по методу Н.С. Короткова состоит из:

  • груши для набора воздуха с клапаном для его стравливания;
  • пневмоманжеты;
  • специализированного фонендоскопа (стетофонендоскопа);
  • манометра.

Для того, чтобы измерение было точным важно строго соблюдать правила измерения. Это очень важно, так как тактика лечения зависит от того, является давление повышенным или пониженным.

Требования Минздрава к школам пациентов в журнале «Главная медицинская сестра»

Рекомендации по измерению артериального давления:

1. Правильное положение больного и подготовка к процедуре:

  • пациент сидит в удобной позе, его рука лежит на столе, а не на весу;
  • манжета располагается следующим образом – ее размещают на плече на уровне сердца, нижний край манжеты находится выше локтевого сгиба на 2 см. Следует помнить о том, что смещение манжеты относительно уровня сердца приводит к снижению или завышению уровня измеряемого давления на 4 мм рт. ст.;
  • за 30 минут до исследования нельзя купить, за час – пить крепкий чай и кофе;
  • перед исследованием нельзя применять глазные и назальные капли;
  • непосредственно перед измерением пациент должен пребывать в состоянии покоя в течение 5 минут. После нагрузки (физической или эмоциональной) период отдыха следует продлить до 20-30 минут.

2. Подготовка необходимого оснащения:

  • для измерения подходят как полуавтоматические и автоматические аппараты, так и классический тонометр Короткова. Для применения последнего необходим опыт использования такого тонометра;
  • манжета тонометра должна соответствовать обхвату руки – не быть слишком узкой или свободной. Для полных лиц и детей следует применять специальные манжеты;
  • манжеты располагают на голой руке. Не допускается закатывать рукава – это может создать эффект сдавливания руки, что приведет к неверному измерению;
  • шкала тонометра размещается на уровне глаз – для того, чтобы избежать ошибки при считывании показаний.

3. Проведение процедуры измерения давления:

  • в манжету быстро накачивается воздух до уровня, превышающего систолическое АД на 20 мм рт. ст. (до исчезновения пульса);
  • далее медсестра снижает уровень давления в манжете до 2-3 пунктов в секунду;
  • уровень воздуха снижается до появления первого тона – он соответствует систолическому АД;
  • уровень давления, при котором происходить исчезновение тонов считается диастолическим артериальным давлением;
  • при очень слабых тонах руку пациента следует поднять и сделать несколько сжимающих движений кистью. Затем измерение повторяется.

Результаты измерений следует записывать в дневник и показать врачу – это позволит скорректировать план лечения.

Давление измеряется 2 раза в день – утром и вечером.

Помощь больному при гипертоническом кризе

При первых признаках развития гипертонического криза пациенту требуется немедленная помощь медсестры.

Наличие криза определяется по трем главным критериям:

  1. 1. Внезапное начало гипертонического криза – от нескольких минут до нескольких часов.
  2. 2. Высокий уровень артериального давления. Уровень нижнего (диастолического давления) превышает 120 мм рт. ст, а верхнего (систолического) – 180 мм. рт. ст. О кризе можно говорить в том случае, если давление повысилось на 30% и более от привычных для больного цифр.
  3. 3. Характерная клиническая картина.

Сестринский процесс при гипертонической болезни должен учитывать три группы симптомов, которые характерны для гипертонического криза:

  • церебральные симптомы – головокружение, двоение в глазах, тошнота, головная боль;
  • кардиальные симптомы –нарушение сердечного ритма, тяжесть в области сердца, учащенное сердцебиение, нехватка воздуха. В тяжелых случаях – отек легких, сердечная астма, развитие острого коронарного синдрома;
  • вегетативные симптомы – сухость во рту, жар, чувство страха, влажность кожи и дрожь.

Сестринские вмешательства при гипертоническом кризе

Осуществляя сестринский процесс при гипертонической болезни, медсестра должна быть готова к оказанию неотложной помощи пациентом с гипертоническим кризом:

1 шаг. Посадите пациента в удобную позу, измерьте его давление и вызовите врача.

2. Подготовьте необходимые лекарства и медикаменты:

  • 2 одноразовых шприца на 10 мл;
  • 2 пары медицинских перчаток;
  • венозный жгут;
  • медпрепараты – Моксонидин, Нифедипин, Каптоприл, Урапидил (эбрантил), Энап, Натрия хлорид;
  • стерильные салфетки с раствором антисептика.

3 шаг. Оказание медпомощи пациенту под руководством врача.

4 шаг. Контроль состояния пациента после купирования гипертонического криза. В течение 2 часов строгое соблюдение постельного режима.

Скачать Вопросник по оценке знаний слушателей Школы артериальной гипертонии в Системе Главная медсестра.

Организация школы для больных гипертонией

Сестринский процесс при гипертонической болезнивключает в себя образовательные мероприятия. Одним из вариантов повышения образовательного уровня пациентов является организация школы пациентов.

Задачи школы:

  • предоставление пациентам информации о заболевании, его осложнениях и факторах риска;
  • повышение ответственности больных за сохранение здоровья;
  • мотивация пациентов к оздоровлению, выполнению рекомендаций врача;
  • формирование активного и здорового образа жизни;
  • формирование навыков самопомощи в неотложных ситуациях;
  • формирование у больных умений и навыков по снижению неблагоприятного влияния на здоровье прогнозируемых факторов риска.

В процессе групповых занятий пациенты не только более эффективно усваивают полученные знания, но и получают социальную поддержку, имеют возможность поделиться своими проблемами с другими больными.

Главным принципом организации школы пациентов с гипертонической болезнью является формирование целевой тематической группы больных со сходными характеристиками.

Требования к организации и посещаемости школы:

  • пациенты должны посетить весь цикл занятий;
  • численность группы не должна превышать 10-12 человек;
  • контроль посещаемости занятий;
  • для групповых занятий необходимо оборудовать помещение со столами, раздаточным и демонстрационным материалом, блокнотами и т.д.

В процессе занятий пациенты имеют возможность:

  • научиться измерять давление и пульс;
  • обучиться практическим навыкам;
  • получать советы от специалистов;
  • задавать вопросы, делиться своими проблемами и т.д.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.