Одной из специализаций медсестры является сестринское дело в стоматологии. В этой роли медицинская сестра фактически является ассистентом стоматолога.
В статье расскажем, должна ли медсестра иметь отдельный сертификат для работы в стоматологическом кабинете. Также вы узнаете, какие обязанности следует включать в должностную инструкцию.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Какая квалификация нужна
Отдельной квалификации «сестринское дело в стоматологии» в действующем справочнике должностей сферы здравоохранения (приказ Минздрава 541н от 23.07.2010 года) не содержится.
Специальность «сестринское дело» относится к среднему медперсоналу. Выполнять обязанности ассистента врача-стоматолога может каждый специалист, освоивший профессию медсестры.
Это значит, что медсестрой врача-стоматолога может любой медработник, у которого есть диплом фельдшера, акушерки или медицинской сестры, а также действующее разрешение на медицинскую деятельность – аккредитация или сертификат.
Приказ № 541н или профстандарт: на что ориентироваться при приеме на работу нового сотрудника? Ответ на этот вопрос в Системе Главный врач.
Таким образом, для работы по направлению «сестринское дело в стоматологии» требования к медсестре складываются из двух условий:
- наличие среднего медицинского образования (фельдшерское, сестринское, акушерское);
- наличие действующего свидетельства об аккредитации или сертификата, причем необязательно в нем должно быть написано именно сестринское дело в стоматологии.
Однако в некоторых клиниках при трудоустройстве у соискателей продолжают требовать отдельный сертификат «сестринское дело в стоматологии». Со стороны таких медучреждений это незаконно.
В приказе Минздрава № 541н нет такой специальности, как сестринское дело в стоматологии. Профстандарты, принятые на данный момент, также не содержат указаний на такую специальность. Такой должности просто нет во всех существующих источниках.
Таким образом, для работы по направлению сестринское дело в стоматологии профессиональная переподготовка обычной медсестре не требуется.
Существуют отдельные образовательные циклы, которые позволяют медсестре получить базовые знания о работе врача-стоматолога, ее специфике, материалах и инструментах.
Окончив курсы, лекции, семинары или иные образовательные мероприятия, медсестра будет выполнять свои новые обязанности более уверенно. Однако прохождение таких курсов является добровольным желанием медсестры, такой обязанности у нее нет.
Требовать переподготовки или дополнительного обучения для работы в стоматологическом кабинеты не могут ни работодатель, ни надзорные органы.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
АктивироватьКакие обязанности у медсестры стоматологического кабинета
Рассмотрим более подробно обязанности специалиста, который работает по направлению сестринское дело в стоматологии, то есть выполняет функции ассистента врача-стоматолога.
Что грозит медсестрам за ошибки в работе с персональными данными и как этого избежать. В каких случаях ошибки персонала в работе с персданными грозят наказанием, расскажем в журнале «Главная медицинская сестра».
- Медсестра подготавливает рабочие места врачей-стоматологов к приему пациентов: готовит документацию, инвентарь, медикаменты. Кроме того, перед началом приема больных она должна убедиться, что оборудование и бормашина находятся в исправном состоянии.
- Готовит к работе стерильный столик и раскладывает на нем стерильные инструменты.
- Контролирует соблюдение требований инфекционной безопасности:
- правил стерилизации и применения медизделий;
- правил хранения и обработки медизделий;
- противоэпидемического режима;
- санитарно-гигиенического режима;
- норм асептики и антисептики.
- Медсестра, работающая на направлению сестринское дело в стоматологии, должна своевременно выполнять лечебные, профилактические и лечебные процедуры, назначенные врачом.
- При выполнении простых операций и лечебно-диагностических процедур в условиях стационара или амбулатории медицинская сестра ассистирует врачу-стоматологу.
- Медсестра оказывает необходимую помощь пациентам при неотложных и острых состояниях, при несчастных случаях с последующим вызовом врача к больному.
- При экстренных состояниях специалист вводит больных противошоковые средства, а также иные медикаменты по жизненным показаниям. При этом медсестрой должен быть соблюден алгоритм действий для конкретных случаев.
- При наличии осложнений у пациентов, связанных с заболеванием или медицинским вмешательством, медсестра должна незамедлительно сообщить об этом заведующему отделением, дежурному или лечащему врачу.
- Медсестра сообщает дежурному или лечащему врачу о нарушении больным условий пребывания в медицинском учреждении.
- В своей работе медсестра должна соблюдать правила применения медицинских инструментов, оборудования, нормы расходования пломбировочного материала и медикаментов. Для пополнения запасов медикаментов и расходных материалов медсестра врача-стоматолога обращается с письменным требованием к старшей медсестре.
- Ассистент врача-стоматолога должен следить за исправностью медицинского оборудования, если обнаружена неисправность – немедленно выключает прибор из сети и сообщает об этом ответственному должностному лицу.
- Медсестра реализует все этапы сестринского процесса – от сбора данных о пациенте до оценки достигнутых результатов.
- Заполняет необходимую медицинскую документацию.
- Медсестра должна повышать свой профессиональный уровень, периодически посещая тематические образовательные мероприятия.
Обработка стоматологических инструментов в ЦСО, смотрите видеообзор в Системе Главная медсестра.
Примерный тематический план дополнительного обучения
Стандартный курс профессионального усовершенствования «Сестринское дело в стоматологии» длится 144 академических часа.
Ниже приведем примерный перечень тем, которые в ходе обучения должна освоить медсестра врача-стоматолога.
№ | Тема | Теория | Практика | Всего |
1. | Система и политика здравоохранения в РФ. Организация стоматологической помощи населению | 2 | 2 | |
2. | Теоретические основы сестринского дела | 2 | 4 | 6 |
3. | Этические и психологические аспекты деятельности медицинской сестры стоматологического отделения (кабинета). Основы сестринской педагогики | 2 | 4 | 6 |
4. | Правовые аспекты деятельности медицинской сестры | 1 | 1 | |
5. | Инфекционная безопасность пациентов и персонала. Инфекционный контроль в | 2 | 2 | 4 |
5.1 | Санитарно-противоэпидемический режим в отделении (кабинете). Обработка изделий медицинского назначения и предметов ухода. | 1 | 1 | 2 |
5.2 | Социально-опасные и инфекционные заболевания | 1 | 1 | 2 |
6. | Основные виды манипуляций в сестринском деле | 4 | 6 | 10 |
7. |
Общая стоматология |
11 | 16 | 27 |
7.1 | Общие вопросы анатомии, гистологии, физиологии органов полости рта. Возрастные особенности. | 1 | 1 | |
7.2 | Клинические, лабораторные и инструментальные методы исследования. Роль м/с в их подготовке и проведении. | 2 | 4 | 6 |
7.3 | Материаловедение. | 2 | 4 | 6 |
7.4 | Лекарствоведение. Обезболивание | 2 | 4 | 6 |
7.5 | Реабилитация пациентов в стоматологии. Физиотерапевтические методы | 2 | 2 | 4 |
7.6 | Профилактика стоматологических заболеваний. Гигиеническое обучение и воспитание в деятельности медицинской сестры. | 2 | 2 | 4 |
8. |
Частная стоматология |
34 | 34 | 68 |
8.1 |
Терапевтическая стоматология |
12 | 12 | 24 |
8.1.1 | Организация работы отделения (кабинета) терапевтической стоматологии. | 2 | 2 | 4 |
8.1.2 | Сестринский процесс при заболеваниях твердых тканей зуба. | 6 | 6 | 12 |
8.1.3 | Сестринский процесс при заболеваниях пародонта. | 2 | 2 | 4 |
8.1.4 | Сестринский процесс при заболеваниях слизистой оболочки полости рта, языка и красной каймы губ. | 2 | 2 | 4 |
9. |
Хирургическая стоматология |
14 | 14 | 28 |
9.1. | Организация работы отделения (кабинета) хирургической стоматологии. | 2 | 2 | 4 |
9.2 | Сестринский процесс при операции удаления зуба. | 2 | 2 | 4 |
9.3 | Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области. | 2 | 2 | 4 |
9.4 | Сестринский процесс при травмах челюстно-лицевой области. | 2 | 2 | 4 |
9.5 | Сестринский процесс при заболеваниях и повреждениях нервов челюстно-лицевой области. | 2 | 2 | 4 |
9.6 | Сестринский процесс при заболеваниях слюнных желез. | 2 | 2 | 4 |
9.7 | Сестринский процесс при новообразованиях челюстно-лицевой области. | 2 | 2 | 4 |
10 |
Ортопедическая стоматология |
4 | 4 | 8 |
10.1 | Организация работы отделения (кабинета) ортопедической стоматологии. | 2 | 2 | 4 |
10.2 | Сестринский процесс в ортопедической стоматологии. | 2 | 2 | 4 |
11. |
Стоматологическая помощь детям. Ортодонтия |
4 | 4 | 8 |
12 | Медицина катастроф. Неотложная помощь | 4 | 4 | 8 |
13 | Региональный компонент | 6 | 6 | |
14 | Экзамен | 6 | 6 | |
15 | Всего | 68 | 76 | 144 |
Материал проверен экспертами Актион Медицина
![]() |
Как составить пятилетний график обучения: рекомендация Минздравасохранить файл >>
Состав аптечки «АнтиВИЧ» – памяткасохранить файл >>
План по зарплатам медиков-2020: доклад Скворцовойсохранить файл >>
|
![]() |
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |