Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Специфика сестринского процесса при бронхиальной астме

17 августа 2019
26
Средний балл: 0 из 5

сестринский процесс при бронхиальной астме у детейДля поддержания состояния больному необходим сестринский уход при бронхиальной астме – распространенном хроническом неизлечимом заболевании. При обострении астмы пациент помещается в стационар до нормализации состояния.

Из статьи вы узнаете, как медсестра выполняет уход, каких ошибок она не должна допустить при общении с пациентом и его родными, чему обязана научить больного.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Задачи и виды сестринского ухода

Распространенность бронхиальной астмы продолжает расти. Заболевание является неизлечимым, при его обострении пациентов госпитализируют в стационар.

Сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых предполагает создание оптимальных условий для его лечения и улучшения состояния здоровья.

К задачам медсестры на всех этапах ухода относятся следующие:

  • своевременное реагирование на начало приступа;
  • оказание медпомощи в рамках своей квалификации;
  • выявление основных потребностей пациента и причин появления приступов;
  • обучение пациента справляться с приступами в отсутствие медперсонала.

Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей организуют с главной целью преодоления астматических приступов и облегчения состояния здоровья астматика.

Об утверждении стандарта медпомощи больным астмой. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 600 в Системе Главная медсетра.

В рамках ухода за пациентом медсестра выполняет следующие виды вмешательств:

  1. Зависимые – проводятся только по назначению и указанию лечащего врача больного (например, медсестра выдает пациенту препараты, назначенные врачом).
  2. Независимые – могут проводиться по решению медсестры (например, помощь в составлении диеты, измерение пульса и давления).
  3. Взаимозависимые – осуществляются в рамках коллективного решения медработников (проведение лабораторных анализов, консультации узких специалистов и т.д.).


Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме

Сестринский уход при бронхиальной астме включает в себя 5 основных этапов:

  • обследование больного;
  • выявление его потребностей и проблем;
  • планирование ухода;
  • реализация ухода;
  • оценка достигнутых результатов.

Рассмотрим все эти этапы более подробно.

Спецподборка: все о внутреннем контроле в Системе Главная медсестра.

Первый этап. Сестринское обследование пациента

Работа с пациентом начинается с сестринского обследования. Первый источник информации – сам пациент. В ходе беседы медсестра узнает от него основные жалобы и трудности, симптомы болезни:

  • одышка;
  • повышенная температура;
  • кашель, его особенности утром и вечером;
  • трудности с дыханием;
  • особый характер дыхания (свистящее).

Также медсестра собирает семейный анамнез. Беседа с родственниками позволяет понять, у кого из членов семьи пациента есть бронхиальная астма. Это позволяет понять, связано ли развитие болезни с наследственной предрасположенностью.

Следующий шаг – узнать подробности о приступах удушья:

  • что чаще всего провоцирует приступы;
  • при каких обстоятельствах происходит начало приступов;
  • как часто они проявляются;
  • интенсивность и характер приступов;
  • необходимо ли постороннее вмешательство для окончания приступа, какие препараты использует пациент для купирования приступа.

Кроме того, следует выяснить, есть ли у пациента аллергия, на какие раздражители.

Как идентифицировать пациента при диагностике и лечении, СОП в Системе Главная медсестра.

процесс при бронхиальной

Скачать СОП

Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра осматривает больного во время приступа.

В этот момент она может наблюдать следующие симптомы:

  • раздувание крыльев носа;
  • тяжелое и громкое дыхание со свистами и хрипом;
  • наличие одышки;
  • приступы кашля;
  • посинение кожи в области носогубного треугольника;
  • наличие вязкой мокроты после кашля;
  • характерная поза пациента (пациент находится в положении сидя, пытается опереться руками о горизонтальную поверхность).

Во время осмотра медсестра также измеряет пульс и артериальное давление больного.

Собранная медсестрой информация, а также данные проведенных обследований позволяют лечащему врачу совместно с ней составить план лечения и сестринского ухода.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Второй этап. Выявление проблем больного

На втором этапе медсестра выявляет все проблемы больного, в том числе связанные с трудностями при реализации основных жизненных потребностей.

Первая группа проблем связана с обеспечением ключевых потребностей:

  • ограничение меню в связи с наличием пищевой аллергии;
  • одышка и кашель мешают нормальному дыханию;
  • проблемы со сном из-за частых ночных приступов астмы;
  • снижение физической нагрузки как провоцирующего фактора для приступов.

Вторая группа проблем – социально-психологические трудности:

  • ограничение общения (эмоции и общение провоцируют приступы, поэтому пациент вынужден ограничивать общение);
  • пациент испытывает страх внезапного начала нового приступа;
  • из-за болезни пациент находится в подавленном и тревожном состоянии;
  • ограничение трудоспособности – пациенту противопоказаны эмоциональные или физические нагрузки;
  • депрессивные состояния из-за ограничения в самореализации.

Таким образом, сестринский уход при бронхиальной астме должен учитывать самые важные проблемы пациентов с этим заболеванием:

  • недостаток полноценного отдыха;
  • проблемы с дыханием;
  • недостаточный сон;
  • ограничения в еде;
  • недостаток общения.

На всех этапах процесса медсестра помогает больному преодолевать эти трудности.

Как не допустить ошибок в общении с пациентами: подборка полезных материалов в Системе Главная медсестра.

Третий и четвертый этапы. Планирование и реализация ухода за больным в стационаре

Во время нахождения в стационаре все усилия медработников направлены на улучшение и стабилизацию состояния больного.

Для этого они контролируют режим его досуга, отдыха, питания, создают в медучреждении благоприятные условия для пребывания пациентов.

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей или малоподвижных пациентов также предполагает помощь при осуществлении физиологических отправлений, гигиенических процедурах, при питании.

Медсестра дает пациентам и его родным необходимую информацию о заболевании:

  • особенности заболевания и его опасность;
  • причины развития бронхиальной астмы;
  • значение рекомендаций лечащего врача;
  • способы профилактики возможных осложнений.

Пациенты часто недооценивают опасность заболевания и прекращают следовать врачебным назначениям после выписки из стационара. Медсестра должна убедить их в значимости выполнения всех правил и назначений, в следовании лечебной диете.

Укладка для экстренной медпомощи при бронхиальной астме. Подробнее о документе и процедуре в Системе Главная медсестра.

Важный элемент лечения – медикаментозная терапия. Медсестра должна не только сама точно и правильно делать все назначения, но и обратить внимание пациента на то, как важно вовремя и правильно принимать все препараты.

Другие задачи медсестры:

  1. Сопровождение пациента на процедуры и анализы.
  2. Обучение больного фиксировать особенности своего состояния в специальном дневнике.
  3. Психологическая поддержка больного и его родных.
  4. Наблюдение за пациентом для своевременного определения начала приступов.
  5. Оповещение врача о результатах лечения, сообщения о неэффективности тех или иных препаратов для корректировки плана лечения.

Осуществляя сестринский уход при бронхиальной астме, медсестра ежедневно общается с больным. Другая ежедневная работа:

  • получение жалоб от больного на состояние здоровья;
  • измерение частоты дыхания, ЧСС, пульса, давления;
  • контроль состояния больного в процессе приступа;
  • сообщает врачу об осложнениях и ухудшении состояния больного.

Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

Большинство манипуляций, выполняемых медсестрой, проводятся по назначению врача.

Медсестра может самостоятельно обучить больного навыками пользования ингалятором для купирования приступов удушья.

Кроме того, медсестра проводит пикфлоуметрию. Этот диагностический метод позволяет оценить результаты терапии путем определения пиковой объемной скорости форсированного воздуха. После оценки медработники понимают степень обструкции дыхательных путей.

Правила использования ДАИскачать / открыть >>

Пятый этап. Оценка эффективности ухода

Правильно организованный сестринский процесс при бронхиальной астме позволяет добиться ремиссии заболевания.

В этом случае пациента выписывают из стационара и направляют на динамическое наблюдение к терапевту, аллергологу и пульмонологу.

После выписки пациент и его родные должны знать особенности заболевания и протекания приступов.

Пациент обязан уметь пользоваться ингалятором для самостоятельного купирования приступов, знать и соблюдать лечебную диету и выполнять другие назначения врача.

Оказание помощи при приступе

Для своевременного оказания помощи при приступе астмы медсестра должна знать его основные признаки:

  • часто – кашель в начале приступа;
  • удлиненный выдох;
  • свистящее, шумное дыхание;
  • потливость, страх, беспокойство больного;
  • набухание вен на шее;
  • артериальная гипертензия и тахикардия;
  • стридор (иногда).

Жизнеугрожающие приступы бронхиальной астмы сопровождаются симптомами «тревоги»:

  • участие в дыхании вспомогательной мускулатуры;
  • из-за одышки пациент не может говорить;
  • тахикардия более 110 в минуту;
  • стремительно нарастающая одышка (более 25 за минуту у взрослых).

Также об угрозе для жизни свидетельствуют следующие симптомы:

  • брадикардия или ЧСС свыше 120 ударов в минуту;
  • кома или спутанность сознания;
  • артериальная гипотензия;
  • «немое легкое»;
  • ЧДД менее 12 в минуту или более 30 в минуту;
  • слабый вдох;
  • цвет кожи – сероватый, цианоз.

Для купирования приступа используют инфузионные формы медикаментов и ингаляционную терапию.

Астма у детей. Как своевременно диагностировать и избежать обострений: памятки в Системе Главная медсестра

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме у детей отличается следующими особенностями:

  1. Медсестра должна успокоить пациента в ходе разговора для устранения страха, который может спровоцировать приступ. Для этого она должна говорить с ребенком спокойным, мягким, но убедительным голосом.
  2. Уход основывается на доверительных отношениях между ребенком и медсестрой.
  3. Медсестре следует обучить родителей навыкам успокоения ребенка во время приступа, его снятию и активной поддержке.
  4. Во время приступа медсестра должна помочь ребенку принять удобное положение и дополнительно поддерживать его.
  5. Для ингаляционной терапии используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медсестра должна знать, что во время приступа у пациента может развиваться гипоксия, которая сопровождается снижением артериального давления. При наличии такого симптомы следует ввести ребенку стимуляторы ЦНС внутримышечно.

Образовательная программа для детской астма-школы. Пример в Системе Главная медсестра.

Профилактика

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, полное излечение от которого невозможно. Однако, если пациент будет следовать назначениям врача и принимать меры профилактики приступов, их частота существенно сократится.

Предотвращение приступов

Организованный сестринский уход при бронхиальной астме у детей и взрослых позволяет выявить факторы, которые чаще всего вызывают приступы астмы. Зная эти факторы, пациент сможет их избежать.

Например:

  • убрать из комнаты цветы при наличии аллергии нам них;
  • не держать дома птиц, собак, кошек;
  • заменить наполнитель подушки на гипоаллергенный;
  • убрать из комнаты паласы, ковры и плюшевые мягкие игрушки;
  • исключить из жизни некоторые аллергические раздражители – резкий парфюм, химические вещества и т.д.;
  • исключить прием некоторых медицинских препаратов.

Кроме того, снижению частоты приступов способствует также исключение ситуаций эмоционального перенапряжения.

Пример стандарта оснащения для «Школы больных бронхиальной астмой», скачайте в Системе Главная медсестра.

Сестринские вмешательства при бронхиальной астме

Скачать пример

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой   

Организация школы для больных бронхиальной астмой позволяет всем желающим узнать подробную информацию об этом заболевании, получить некоторые практические навыки.

На курсах пациенты и их родные изучают темы, связанные с профилактикой приступов астмы и предотвращением осложнений.

Кроме того, в рамках школы пациентам и их родным показывают, какие экстренные меры нужно предпринять при возникновении приступа.

Подобные школы и курсы функционируют на базе пульмонологических центров и больным. Для пациентов детского возраста занятия проходят более просто и доходчиво, чем для взрослых.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
 

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главная медсестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Главная медицинская сестра»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.