Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Новые права пациента в 2020 году

31 октября 2019
86
Средний балл: 0 из 5

права пациента фз 323 статья

Нередко права пациента – предмет споров и пристального внимания. Опытные юристы сетуют: система защиты прав пациента в России пока так и не сложилась. Однако в 2020 году специалисты ожидают всплеска исков к медорганизациям.

Какие нормативные документы в этой сфере являются определяющими, что за 16 пунктов содержит декларация прав российских пациентов, какие запросы и чаяния больных пока не находят ответа?

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Права пациента

Хотя права пациента в России защищены Конституцией и другими законодательными инструментами, однако различные барьеры до сих пор ограничивают доступ многих людей к качественной медпомощи.

Правозащитники считают, что именно это часто становится причиной ухудшения состояния их здоровья, приводит к установлению инвалидности и летальному исходу.

Какие права пациентов при оказании медицинской помощи нарушают чаще всего? По информации ФФОМС, проблемы чаще всего возникают из-за оказания некачественной помощи. Халатное отношение к правам пациента увеличивает сроки госпитализации, приводит к удорожанию лечения.

Часто специалисты вовсе отказывают пациентам – не направляют на прием к врачу, отказывают пациентам, нуждающимся в неотложных медуслугах.

Что делать, если пациент - скандалист

Врач вправе отказать скандальному пациенту в лечении. Однако гражданин может требовать компенсацию морального вреда через суд.

Читайте, какие документы подготовить, чтобы обезопасить клинику, в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении».

Пациенты жалуются на длительное ожидание консультации у нужного специалиста, плановой операции и сложных исследований.

Другая сторона – халатное и неэтичное поведение медперсонала, что нередко приводит к конфликтам, которые разрешаются в суде.

Ниже приведен далеко не полный перечень случаев, когда нарушаются права пациента:

  • отказ в получении медуслуг при обращении не по месту прописки;
  • отказ в прикреплении к медучреждению в другом регионе РФ;
  • «приписки» в медицинской документации, когда пациент обнаруживает в медкарте сведения об услугах, которые он на самом деле не получал;
  • получение бесплатных услуг на платной основе – оплата анализов, рентгена и т.д.;
  • пациенты платят за расходные материалы, лекарства, шприцы и т.д.;
  • оплата пломбировочного материала, дисков для записи МРТ и других расходников в условиях поликлиники;
  • требование об оплате консультации у узкого специалиста без очереди;
  • требование оплаты лекарств от онкобольных;
  • отказ в плановой госпитализации;
  • преждевременное окончание госпитализации, которое приводит к ухудшению состояния здоровья;
  • отказ скорой помощи в выезде к пациенту на дом.

Пациент имеет право на получение бесплатной медпомощи, названной в программе госгарантий. Именно этот пункт – самое популярное нарушение в современных условиях.

Страховщики даже составили свой ТОП-10 бесплатных медуслуг, за которые клиники, работающие в системе ОМС могут потребовать деньги.

При выявлении подобных фактов специалисты советуют пациентам связываться со своими представителями.



Что пациент вправе получить бесплатно:

  • расходные материалы в условиях стационара – системы для инфузий, иглы, шприцы, лекарства и т.д.;
  • металлоконструкции и иные медизделия, вживляемые в организм человека;
  • в условиях амбулатории – диски для записи МРТ и КТ, рентгенопленка, пломбировочный материал в стоматологическом кабинете и т.д.;
  • аппаратные методы диагностики в стационаре или поликлинике;
  • оказание медпомощи при стоматологических заболеваниях;
  • лекарства при лечении онкологии;
  • анализы крови, в том числе на гормоны;
  • сокращенное время ожидания гастроскопии, рентгенографии, УЗИ;
  • реабилитационные процедуры, назначенные врачом (например, физиотерапия, массаж);
  • консультация у врачей-специалистов, например, кардиолога, хирурга, окулиста, онколога и т.д.

Пациентские организации нередко создают свои документы. В частности, права пациентов в России задекларировал Всероссийский союз пациентов.

В документе перечислили 16 пунктов. Документ не является нормативным, но его авторы утверждают, что уже повлияли на законодателей, и ряд пожеланий получил отражение в законах.

Какие 16 пунктов содержит Декларация прав пациентов в России, смотрите в файле в начале статьи.

Клиника рискует, если…

Если в медорганизации нет информации для пациентов о порядке, объеме и условиях оказания медпомощи в соответствии с программой госгарантий, она грубо нарушает законодательство.

Примеры других нарушений – в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении».

Нормативные документы

В РФ отсутствует единый документ, где законодательно закреплены права пациента.

Они содержатся в разных нормативных актах, исходя из чего все права пациентов можно разделить на 4 основные группы:

  1. Конституция РФ содержит базовые права любого гражданина.
  2. Гражданский кодекс РФ содержит права участников гражданско-правовых отношений.
  3. ФЗ «О защите прав потребителей» содержит права пациента, как потребителя медицинской услуги.
  4. ФЗ «Об охране здоровья» содержит права пациентов, как субъекта российского здравоохранения.

При обращении в любую медорганизацию любой гражданин РФ автоматически приобретает статус пациента. Это значит, что на него распространяются все положения ФЗ «Об охране здоровья».

Согласно правам, которые закреплены в Конституции РФ и ФЗ-323, любой пациент может получать медпомощь всегда, когда ему это необходимо.

Основные права пациента определены в ФЗ «Об охране здоровья» следующим образом:

  • правами пациента обладают граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства;
  • пациенты в РФ вправе получать полный комплекс необходимых им услуг в надлежащих санитарно-гигиенических условиях;
  • пациент имеет право на облегчение боли всеми способами, доступными современной медицине;
  • при необходимости пациент вправе посетить узкого специалиста;
  • в условиях стационара пациенты могут получать лечебное питание;
  • право на возмещение вреда, причиненного в результате оказания некачественной медпомощи.

Права пациента в системе здравоохранения РФ 2019 включают в себя также возможность выбора любой медорганизации и специалиста, который будет работать с больным. Данное правило действует в рамках программы госгарантий.

До выбора медорганизации пациент может получать от ее сотрудников всю интересующую его информацию о правилах работы этой организации, о врачах, которые оказывают в ней услуги, об их образовании и т.д.

Названные права пациента в больнице достаточно детализированы в специальных нормативных актах, в частности, в приказах Минздрава:

  • правила выбора и смены медорганизации;
  • частоты выбора и смены медорганизации;
  • определены права больных, которые проживают на закрытых территориях и находятся под влиянием вредных природных факторов.

Например, в порядке четко указано, что пациент выбирает медорганизацию по принципу территориальной доступности.

Однако если пациенту не удалось найти самое близкое медучреждение к месту своего проживания, один раз в год он может его сменить. Заявление об этом можно направить главному врачу соответствующей организации.

Кроме того, права пациентов также включают в себя гарантии на беспрепятственное получение информации о состоянии своего здоровья.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

2020 год: что нового

С 1 октября 2019 года закреплен официальный статус коллективных исков пациентов в клиниках. Соответствующие изменения были приняты Госдумой этим летом.

Данное нововведение существенно расширяет права пациентов и дает им дополнительный инструмент в отстаивании своих прав.

Внимание!

К первым процессам по групповым искам к клиникам внимание СМИ будет повышено, поэтому юристам клиник нужно особенно тщательно планировать защиту. Как это сделать – читайте в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении».

Если на медорганизацию подали коллективный иск, юристы советуют проверить, все ли требования закона были соблюдены:

  • ответчик должен быть общим для всех заявителей;
  • предметом спора должны вступать однородные или общие права и законные интересы;
  • все иски должны быть объединены схожими обстоятельствами;
  • коллективный иск подается при наличии не менее 20 истцов, которые избрали одинаковый статус защиты своих прав;
  • иск должен быть подан по месту нахождения ответчика.

Если полученный иск не соответствует этим или другим требованиям, которые перечислены в ГПК РФ, необходимо подготовить свои возражения и ходатайствовать о его отклонении.

Защита прав пациентов

Медицинские юристы утверждают: система защиты прав пациентов в России не сложилась. Хотя тема по-прежнему остается очень актуальной и Минздрав предпринимает попытки решать проблемы пациентов с помощью страховщиков.

О правах пациента, как мы говорили выше, говорится в разных документах. В 2010 году добавился еще один - представители общественных организаций по защите прав пациентов разработали и подписали Декларацию прав пациентов в России. Часть предложений пациентского сообщества, как мы уже упоминали, нашли свое отражение в государственных актах.

Сегодня и правозащитники, и общество признают – настал тот момент, когда накопившиеся с правами пациентов проблемы необходимо решать. И абсолютно ясно, что в этом отношении нам есть куда развиваться.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.