Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Как медорганизации выстроить модель взимоотношений врача и пациента

19 ноября 2019
192
Средний балл: 0 из 5

модели взаимоотношений врача и пациента по витчу

Какие модели взаимоотношений врача и пациента сделают процесс выздоровления эффективнее, усилят приверженность пациента лечению?

Исследованием моделей взаимоотношений между медработниками и пациентами занимались многие ученые, наиболее подробно их описал Роберт Витч. Также изучением этого вопроса занимается медицинская биоэтика.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Модели взаимоотношений

Эксперты по-разному классифицируют модели взаимоотношения пациента с врачом, но едины в одном – выздоровление сильно зависимо от того, насколько эффективно специалист выстраивает работу с пациентом, его окружением и коллегами.

Основные модели взаимоотношений врача и пациента изложены в работе американского специалиста по биоэтике Роберта Витча.

Он выделил 4 модели взаимодействия:

  • инженерная;
  • патерналистская;
  • партнерская;
  • контрактная.

Для эффективного взаимодействия с пациентами важно развивать доверие, обмениваться информацией, достигать совместных решений.

Как врачу помогает знание психологии, читайте в Системе Главный врач.

Особенностью патерналистской модели взаимоотношений врача и пациента по Витчу является покровительственное отношение медика к пациенту.

В этом случае огромное значение имеет влияние морально-этического фактора и наполнение взаимоотношений этико-нравственным содержанием.

Именно патерналистская модель преобладает в российской медицинской практике, что связано с рядом культурно-исторических причин.

Избавиться от патерналистских установок, которые преобладают в общественном мнении и в профессиональном самосознании врачей сложно, и этот процесс может занять более 30-40 лет.

В основе действий врача – стремление помочь больному в силу своих возможностей, концептуальное содержание модели составляют такие нравственные характеристики, как справедливость, милосердие, благотворительность и любовь к ближнему.

При контрактной модели взаимодействия врача и пациента подход другой – мнение доктора не преобладает над мнением больного.

Специалист понимает, что при принятии важного для жизни пациента решения именно за ним остается свобода управлять своей жизнью и судьбой.

Данная модель часто применяется в России, однако понимание отличается от общемировой практики.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Инженерная

Инженерная модель взаимоотношений врача и пациента предполагает несколько формальное отношение специалиста к подопечному.

При данной модели врач видит свою задачу буквально и узко – «наладить» организм больного, который представляется в виде некого механизма.

«Поломка» в данном случае интерпретируется как отклонение механизма (организма) от нормального и естественного функционирования.

Как минимизировать риски, связанных с передачей информации и результатов? Пример документа – в Системе Главный врач.

Речевой модуль общения с пациентом: как устно передать результаты исследования

Коллегиальная

В основу коллегиальной или партнерской модели взаимоотношений врача и пациента биоэтика вкладывает огромные возможности медспециалиста, который реализует ценности отдельно взятой личности.

Согласно этому подходу пациент рассматривается как равноправный партнер доктора, равноценно с ним действующий субъект.

Известно, что точное совпадение интересов разных людей в партнерских отношениях встречается крайне редко.

Однако в медицинской практике все происходит иначе. Несмотря на разные ценностные ориентации, принадлежность к разным социальным классам, расам, этносу и религиозные предпочтения, интересы врача и больного совпадают и направлены на выздоровление последнего.

Это является исключением из правил реального общественного устройства.

Коллегиальная модель взаимоотношений врача и пациента в сравнении с другими моделями наиболее эффективно защищает моральные ценности отдельной личности.

Врач и пациент взаимодействуют таким образом, что каждый из них несет свои обязательства и достигает целей продуктивного общения.

С моральной точки зрения эта модель наиболее притягательна из других моделей коллегиального типа по следующим причинам:

  • пациент и врач выступают как коллеги, цель которых – борьба с болезнью;
  • другие факторы, такие как образование, возраст и социальный статус какого-либо влияния на данное равноправие не оказывают;
  • единственный момент, который выбивается из модели – это то, что врач не испытывает страданий, которые испытывает больной из-за болезни, у него нет аналогичных моральных и психологических проблем.

Как спасти репутацию клиники, если врач нагрубил пациенту. Пять главных этических нарушений медработников – в журнале «Здравоохранение».

Контрактная модель близка к партнерской и является ее разновидностью, но с некими отличиями.

Объем обязанностей каждой стороны и способ взаимоотношения между ними устанавливается письменным или устным соглашением (контрактом).

Сегодня эта модель распространена в США, Европе и начинает развиваться в России.

В чем преимущества контрактной модели:

  • она позволяет избежать отказа от сочувствия по отношению к пациенту, что характерно для моделей инженерного типа;
  • вместе с тем сохраняется моральная ответственность пациента, что устраняет недостатки моделей сакрального типа;
  • позволяет уйти от неконтролируемого и ложного равенства типичной модели коллегиального типа.


Биоэтика

Биоэтика развивается и формируется параллельно с традиционной этикой вообще, в этот процесс вовлекается биологическая и медицинская этика.

Эта тенденция связана с резко усиливающимся вниманием к правам человека, а в случае с медициной – медработника, пациента, испытуемого и т.д.

Кроме того, совершенствуются существующие и создаются новые медицинские технологии, что порождает новые проблемы, которые могут решить как правовые механизмы, так и моральные взаимоотношения.

На формирование биоэтики влияют масштабные изменения в оснащении современной медицины, также в клинико-диагностической и медико-практической отрасли происходят огромные сдвиги, связанные с рядом причин:

  • развитие трансплантологии и генной инженерии;
  • появление техники для искусственного поддержания жизни;
  • накопление теоретических и практических знаний;
  • появление новых инвазивных и малоинвазивных диагностических методик.

Рассматривая модели взаимоотношений врача и пациента и биоэтику, следует отметить, что биоэтика не заменяет мораль, но часто берет на себя ее функции.

Во многих странах в последние годы произошла биоэтическая революция, которая состоит в изменении способов принятия медицинских решений врачом.

Акцент смещается на некую автономию пациента и его самоопределения, что помогает избегать недостатков медицинского патернализма, когда мнение доктора – единственно верное и не учитывает интересы больного.

Принцип уважения автономии появился в медицинской этике около 40 лет назад. Он выражает признание моральной уникальности и индивидуальности больного, и выражает не только этическую, но и юридическую норму. Среди всех основных принципов биоэтики именно этот является ключевым.

Такой подход меняет цели врача во взаимоотношениях с пациентом. Он должен не только проинформировать больного о возможных вариантах лечения, исхода болезни и т.д., но и помочь пациенту принять самостоятельный, осознанный выбор.

Важно, чтобы принцип информированности соотносился с принципом автономии пациента.

Любую информацию врач может сообщить пациенту так, чтобы навязать свое мнение, и он примет решение, выгодное ему.

На практике это часто переходит в другую крайность – когда отношения пациента и врача сводятся к предоставлению услуг, к клиентским отношениям.

 

тест Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

начните обучение на новом курсе
Школы Главного врача

Посмотрите программу

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.