Пресс-конференция директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, хирурга, доктора медицинских наук, профессора, президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля

3661
Пресс-конференция директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, хирурга, доктора медицинских наук, профессора, президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля

Вступительное слово Л.Рошаля.
Не знаю, известно ли вам, что приблизительно две недели назад Минздравсоцразвития собрало руководителей региональных департаментов здравоохранения и заместителей по социальным вопросам с повесткой дня "о модернизации здравоохранения". И совершенно неожиданно для присутствующих вдруг возникает вопрос, который в повестке дня не стоял - о необходимости создания общероссийской врачебной ассоциации, которая называется "Российское медицинское общество". Российское медицинское общество - это не новая организация, ей лет 15. Я совершенно ответственно заявляю, что за время своего существования она ничего для российского здравоохранения - как для пациентов, так и для врачей - не сделала. И надо было Минздравсоцразвития, вероятно, найти какую-то форму, внести новое содержание, сделать послушную Минздравсоцразвития ассоциацию медицинских работников, противопоставив это Национальной медицинской палате.
Я расцениваю это как очередную мелкую месть Минздравсоцразвития за нашу принципиальную позицию, надо было что-то им сделать. И я очень сожалею, что они уговорили Чазова, мной очень уважаемого человека, действительно заслуженного человека, возглавить эту ассоциацию. Чазова, которому я лично, как на духу говорю, когда мы создавали Национальную медицинскую палату, звонил и просил возглавить ее, стать президентом этой Национальной медицинской палаты. Мне это не нужно, я проживу и без этого. Это хотелось мне сделать, но он отказал, сказав, что сложности возникают. Он вообще осторожный человек с правительством. Но он относится к федеральным учреждениям, и есть определенные задачи, которые он должен решить. И он сдался.
Эту организацию поддержали те, кто выступал за скороспелое принятие закона об охране здоровья, те, кто выступал - их пять человек - в Общественной палате. На следующий день они же пришли в Государственную думу, где не дали слова сказать ни одному человеку, кто имеет конкретные замечания к этому закону - как будто нельзя было найти еще несколько человек других. И сейчас эти все люди, которые относятся непосредственно к Минздравсоцразвития, являются активными сторонниками создания "ручной" ассоциации. Это известные такие в медицинском мире люди, например доктор Багненко из Санкт-Петербурга, который дышит в рот Минздраву. Это ректор медико-стоматологического института, венчающий основные кадры. И еще там есть несколько человек. Они же выступали на встрече у Грызлова, когда решался вопрос, ставить или не ставить на второе слушание, за то, что надо немедленно принимать этот закон.
Это такая обойма, и сейчас она выстрелила. Это довольно серьезная вещь. Я разговаривал с президентом Ингушетии. В Северо-Кавказском округе они решили уже провести совещание по образованию в Северо-Кавказском округе общественной ассоциации Российского медицинского общества. И это в регионе, где в одном из первых была создана Медицинская палата, до образования Национальной медицинской палаты. Национальная медицинская палата не была создана сверху. Она объединила те медицинские палаты, которые в России уже были созданы. До Национальной медицинской палаты была создана медицинская палата Южного федерального округа, Калининградская, Смоленская медицинские палаты. Сейчас развиваются медицинские ассоциации Татарстана, Башкортостана, Ярославль на подходе, Новосибирск. Сегодня создана Сибирская медицинская палата, куда входят все регионы Сибири. Сейчас мы работаем с Приволжским округом. Мы говорим о том, что надо создать палату действенную, которая защищала бы, с одной стороны, интересы пациентов от некачественного лечения и врачебных ошибок, а с другой стороны, защищала бы врачей от того положения, в котором они оказываются. Мы работаем плотно с Лигой защиты пациентов, мы вместе обсуждаем документы, находящиеся в работе, и, конечно, Минздравсоцразвития не нравится наша позиция. Мы пытались войти в контакт, полтора года тому назад я пытался встретиться с С.Голиковой, попросил ее о пятиминутной встрече и жду ее до сих пор. Но получилось чуть больше, когда В.Путин позвал нас всех, но разговоры не идут. Им не нужно никакой ассоциации, не нужно коллегии министерства, не нужны контакты с различными медицинскими ассоциациями, которые есть сегодня в России.
Ведь каким образом Госдума пригласила медицинские ассоциации к участию в работе над этим законом? Очень просто. Когда в результате вступления в Народный фронт можно было сидеть напротив Владимира Владимировича и рассказать ему о том, что по-настоящему происходит с законом, почему закон сырой, почему над ним нужно работать. Закон нужен, но надо отвечать там на конкретные вопросы. Мы об этом тоже сможем с вами поговорить сегодня. Мы его спрашиваем, почему такая спешка? Ведь, посмотрите, все законы, которые проталкивал Минздрав - по лекарственному обеспечению, по ОМС (обязательному медицинскому страхованию), по новым формам устройства больниц: автономные и бюджетные, пролетали, как из пушки снаряды. Какая-то сила была мощная, что остановить ее было совершенно невозможно. Национальная медицинская палата через Народный фронт. Я прямо говорю, то, что этот закон не был принят во втором чтении, это правильно. Впервые был остановлен этот поезд.
Я спросил: "Владимир Владимирович, куда мы торопимся? Почему мы принимаем законы так быстро? Надо же обсудить их сначала с обществом - может быть, там все так, общество скажет: "Да-да, это так, все нормально", и все, все согласны. Давайте мы обсудим этот вопрос". И он сказал: "Нечего торопиться. Куда торопиться? Не надо. Давайте, работайте и привлеките медицинские ассоциации к этому". Тогда в комитете Государственной думы, которая создала рабочую группу по этому закону, появились представители общественных организаций, которые начали там работать вместе с Думой.

Я не из тех людей, которые любят жаловаться, я сам решаю жизненные проблемы и не боюсь их решать. Но в данном случае я просто был вынужден на очередной встрече координационного совета Народного фронта дня два тому назад Владимиру Владимировичу об этом сказать. Для него это было неожиданностью. Он интересно ответил: "Если это был когда-то мертворожденный ребенок, то так оно и останется. И административными способами создать какие-то эффективно функционирующие общественные организации практически невозможно. Поэтому пускай вас это не беспокоит, я об этом слышу в первый раз, но я узнаю, что там такое происходит". Должна быть какая-то сила, которая заставит разговаривать Минздравсоцразивтия с гражданским обществом. Клянусь Богом, другой силы я не вижу. Можно было не вступать в Народный фронт, можно выходить с плакатами, писать заявления. Однако мы попали в такое положение, что только через Народный фронт можно говорить, непосредственно участвовать в активной политике, мы можем что-то сделать доброе. Я благодарен Народному фронту за то, что мы не пропустили этот закон.
Потом раз и наступил вакуум - Госдума не приняла. Дальше что? Кто дальше будет работать над законом? Мы никому не запрещаем. Мы подумали, что это может оказаться первой победой. Мы заняли активную позицию, которая состояла в том, что мы разослали письма почти по 2 тыс. интернет-адресов (может кто-то из вас получал) медработников. Проведена была хорошая работа, и я благодарю всех, и вас в том числе, за эту работу. Мы разослали проект основ о здоровье, послали дискуссионные вопросы и попросили ответить. Кроме того, мы использовали сайт нашей Национальной медицинской палаты (кто хочет посмотреть – пожалуйста), мы использовали "Живой журнал", Twitter и т.д., то есть все, что возможно. Это заставило меня выйти в интернет, до этого ничего у меня этого не было. Сейчас у меня на столе 357 страниц тех предложений и замечаний, которые пришли со всех концов России. Знаете откуда приходили? От сельского врача с Дальнего Востока (Амурская область) до Калининграда. Мы сейчас имеем этот материал, над которым нужно работать, мы идем на контакт. Мы договорились с Госдумой, непосредственно с Б.Грызловым, что Национальная медицинская палата на площадке Народного фронта совместно с Госдумой проведет сейчас 4 "круглых стола", на каждом из которых будут по две темы – это 31 августа -1 сентября и 8-9 сентября. Сейчас составлены списки тех, кого мы приглашаем. И приглашать будем не мы, а Госдума. Б.Грызлов поручил это очень известному человеку Морозову. Мы с ним совместно обсудили эти темы, тематику дискуссионных вопросов, которые мы будем проводить, и сейчас будут вестись две работы одновременно.
Одна работа конкретно над этими поправками, вторая работа - над этими "круглыми столами". На "круглых столах" мы не будем править, это совершенно невозможно, если соберутся 60-70 человек, править каждый пункт. Там главное определить принципиальные вопросы, "да" или "нет". Что такое платность, распределение полномочий, за что конкретно отвечают регионы? Очень много вопросов связано с тем, что такое качество оказания и доступность помощи. Если под доступностью понимают проведение так называемой модернизации и реструктуризации, закрытие ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов), закрытие сельских больниц, что уже позакрывали, то когда человеку надо за 50-100 километров - это что, доступность увеличивается? Скажите мне, что такое доступность?

Когда мы разговаривали с депутатами Думы по медицинским вопросам, то по-человечески я их понимал: каждый из них решал свою жизненную судьбу. Если бы они выступили очень резко против этого, они бы, значит, выступали против Минздравсоцразвития. Если человека не изберут в Думу - надо трудоустраиваться. Куда он придет? Придет в Минздрав: "Дайте работу" - "А ты кто такой?" Что Минздрав умеет делать, мы знаем. Поэтому тогда не очень получился разговор. Но сейчас, я думаю, должен получиться разговор, потому что мы приглашаем всех депутатов Государственной думы, приглашаем Минздравсоцразвития, Минфин, Минэкономики, Счетную палату, экспертов, причем с позицией некоторых из них я не согласен, а они не согласны со мной. Ну и что? Мы должны услышать все полярные точки зрения и выработать вектор. Нужно согласие для того, чтобы этот закон был принят и чтобы он работал.
Параллельно с этим законом мы работаем над другим документом - программа Народного фронта. Я беспартийный, друзья мои, беспартийным остаюсь, и Национальная медицинская палата - это беспартийная организация. Если каждый там имеет какие-то пристрастия, это его личное дело. Но участие в этой программе сейчас позволяет нам поставить вопросы, за которые должны будут отвечать "Единая Россия", правительство, Минздравсоцразвития. Например, мы ставим такой вопрос: надо сделать так, чтобы за пять лет довольных здравоохранением у нас стало в два раза больше, чем сейчас. Лозунг вполне сбыточный, если работать. А если не делать ничего, то так и будет. У нас 30% населения довольны здравоохранением. Это не я говорю, это В.Путин сказал. И что, так и будем жить дальше? Мы должны поставить такую задачу, чтобы она решалась. Можно решить эту задачу? Можно, если мы от болтовни перейдем, например, конкретно к кадровому вопросу. Видите, я даже не начинаю с финансирования.
Только что я прилетел из Пскова. Там проходила конференция (не я ее проводил, меня пригласили на нее) муниципальных городов для того, чтобы посмотреть на распределение полномочий, то, что здесь есть в этом законе. И одновременно с этим были различные разговоры. Я, когда приезжаю, обязательно посещаю больницы, скорые помощи и т.д. Сегодня проблема кадров в здравоохранении близка к катастрофе. На скорой помощи в Пскове ставка врача 12 тыс. руб., это как несколько раз сходить в магазин (шутка). Там уже сегодня недокомплект, половина бригад врачебные, половина - фельдшерские. Врачей катастрофически не хватает. В последнее время три врача уже уволились. Сейчас в городах, где есть коммерческие структуры, наметилась тенденция перехода врачей туда. Так было в Новосибирске сейчас - там было хорошее гинекологическое отделение, и 4 гинеколога по разным причинам собрались и ушли, а потому что тут платят 15-20 тыс. руб., а в коммерческих структурах 80-90 тыс. руб. Это какую надо иметь внутреннюю силу, чтобы продолжать работать в госучреждениях, не бросать это и служить людям!
У нас нет государственной программы выхода из этого состояния, и мы просим, чтобы эта программа была написана. Как мы будем выходить из этого состояния? То, что социальные вопросы врачей надо увеличивать, надо увеличивать, мы с вами грохнемся. Путин десять лет тому назад сделал правильную вещь. Мы на грани фола были по поликлиникам, когда заработная плата врачей в поликлиниках была 6 тыс. руб. Когда было совещание у Путина в присутствии Зурабова, министра финансов и так далее, Зурабов при мне говорил Путину, что здравоохранению денег не нужно. Я тогда сказал Зурабову, что может вам не нужно, а здравоохранению нужны эти деньги. Тогда мы пришли, показали Путину графики, чертежи, все цифры - и родился проект "Здоровье". По этому проекту в поликлиниках была увеличена заработная плата врачам - добавлено каждому по десять тысяч. Не шесть тысяч, а шестнадцать тысяч каждый стал получать. И этим было спасено поликлиническое звено. Я не говорю еще о качестве, повышение заработной платы - это еще не есть параллельное повышение качества работы. Об этом мы с вами тоже сейчас поговорим. На этой конференции были псковские врачи, и я спросил их: "Скажите откровенно, как вам кажется, сколько врач должен нормально получать?" Вы думаете, сказали 100 тыс., 150 тыс.? Сказали 50-60 тыс. Надо понимать, что у нас нормальные люди, и терпение тоже может лопнуть.
Есть регионы, где стали муниципальные власти внимательно относиться к социальным вопросам. Например, в Хабаровске создана специальная программа для подготовки кадров, там, как рассказывают, выделяют и жилье, и вне очереди в детские садики. Это, между прочим, все было написано в предыдущем законе "Об охране здоровья". Когда получили закон, который написало Минздравсоцразвития - этого ничего не было, этого ничего не надо. Кого Минздрав защищает, объясните мне пожалуйста? Кадры должны иметь возможность учиться, а они у нас в стране не учатся так, как должны учиться. Всегда повторяю одно и то же и буду повторять: "Хороший доктор и в хлеву вылечит". А плохому доктору и компьютерная томография не нужна - он все равно ничего не сделает.


Национальная медицинская палата пытается перевести от болтовни на нормальные рельсы вопросы последипломной постоянной персонифицированной подготовки медицинских кадров, бесплатной. Но мало того, есть люди, которые уже посчитали, сколько на это нужно денег, и рассчитали, что если мы уйдем или даже на 1% уменьшим, то мы получим 500 млн руб. прибыли государству, на каждый вложенный рубль сюда мы получаем прибыли. Это же дармоеды – медики, раз прибыли не дают, а только просят – дай-дай! В некоторых странах, например в Великобритании, государство платило врачам по 200 фунтов несколько раз в год для того, чтобы они могли поехать и поучиться, с контролем, естественно, потом. В конце годы они набирают баллы и в конце года пишут отчеты, где они были, что делали. Все компьютеризировано, все в его ячеечке, все это знают. Они умные и понимают. А у нас один раз в пять лет институт совершенствования.
Я не люблю американскую систему здравоохранения, я хорошо знаю Америку, мне она не нравится. Вот уж где доллар впереди всего! Это точно. Как у нас сейчас делают - рубль впереди. Рентабельность. Нельзя в здравоохранении говорить "рентабельность". Вы создайте все условия для тех, кто остался там, чтобы все было нормально. В американском здравоохранении доктор - настоящий доктор. Там выстроена такая мощная система подготовки, что качество этого врача высочайшее. И потом ни Министерство здравоохранения, а Национальная медицинская ассоциация следит за этим. Вы знаете, что в мире профессиональными делами министерства не занимаются, а занимаются профессиональные медицинские организации – в Германии это медицинская палата, во Франции - это Орден, в Бельгии - это Орден. Государство не побоялось передать им функцию аттестации, сертификации, развития протоколов, лечения, стандартов, контроля. Это оказалось более качественно, чем этим занимается исполнительная власть или еще кто-то. Там 80% населения довольны врачами (я подчеркиваю, а не только здравоохранением). Ясно, что для того, чтобы быть довольным, надо многое иметь. У нас есть проблемы. В Пскове, например, я делал обход в одной больнице. Интеллигентная дама стояла, и я у нее спросил, довольна ли она здравоохранением в городе. Там были камеры, она застеснялась и все же сказала: "Вы знаете, порой врачи и говорить не умеют, грубят. Сделают все нормально, а слово, знаете, как лечит, ну, улыбнись добрыми глазами, ну успокой, не беги, как сумасшедший, объясни человеку, что у него такое". Вот это беда. В Германии, если доктор нарушает этические законы, если доктор профессионально делает прокол за проколом, его исключают из Медицинской палаты и он не имеет права заниматься профессиональной деятельностью. Не имеет права: жесткий контроль. Потом эта дама говорит: "Конечно, надо повышать заработную плату". Я говорю: "Вы почему тихо говорите? Скажите громко, что врачам надо повышать, если вы считаете так". Потому что получается, что шкуродеры-врачи орут: "Дайте нам другую заработную плату", а народ доволен и не обращает на это внимания. Там камеры стоят, и она говорит: "Врачи хорошие, но те условия, в которых они находятся, конечно, не годятся, им надо повышать заработную плату". Я говорю: "Вот, хорошо, так надо говорить". Без введения распределения выпускников медицинских институтов - как бы на меня не ополчались, что я говорю о проблемах, которые нарушают Конституцию Российской Федерации, - мы с вами кадровые вопросы не решим, как бы не хотели, не решим. Кто-то учится за государственный счет все шесть лет, - найдите мне еще такое государство, покажите - я говорю: "Вот и плати". Он шесть лет учится и все.
Сейчас в отдельных регионах, например в Хабаровске, спохватились, шесть лет тому назад создали такую систему: сейчас 150 врачей приходят в здравоохранение. Но у нас же Россия большая, не все же спохватились. Мы говорим о том, что надо это сделать временно, сейчас, пока другие контрактные формы не заработают. С этого года надо работать. И очень трудно. Если катастрофа, война, то у нас идет призыв. Сегодня, я считаю, этот вопрос - это призыв, это кадровый вопрос. Второй вопрос - материально-техническое обеспечение. В этом плане что-то делается, мы сейчас точно гораздо лучше, чем 10-15 лет тому назад. То, что сейчас 460 млрд дополнительно, - это же хорошо, и действительно народ чуть воспрял. Деньги распределяются по регионам, и я видел, как на эти деньги уже что-то строится - это хорошо, планы такие есть. Но для того, чтобы мы лечили хорошо, -у нас есть гарантия оказания медицинской помощи.
Есть Конституция, 41-я статья, что обязаны, а гарантия - как это воплощается. У нас эти гарантии не покрываются финансово, они идут с минусом приблизительно около 20%. Как можно гарантировать, если мы эти гарантии не насыщаем полностью, на 100% финансами? Объясните мне, пожалуйста! Для того, чтобы гарантии эти сегодня покрыть, чтобы действительно у нас было бесплатно, нам нужны те же 460 млрд долл., а не рублей. Вот правительство получило 460 млрд и они решали, куда их дать, я так думаю - на гарантии или на этот огромный объем работы - подкрасить, подмазать, построить, сделать, зарплату увеличить, и решили по второму пути пойти. Но на гарантии тоже же нужны деньги. И мы сегодня в этой программе написали (не знаю, пропустят ее или нет, в конце концов), что хотя бы за 5 лет нужно довести долю здравоохранения во внутренней валовом продукте (ВВП) до 6%. И то это пока ниже нижней границы тех стран, которые близки с нами: в Германии - 8-9%, во Франции - тоже около этого, в США - 15%. Там ментальность по отношению к здоровью народа значительно выше.
В отношении здравоохранения, это, кстати, покрывает все здоровье народа, вы понимаете, что там масса всяких иных факторов. В этих Основах здоровья говорится все про медицинскую помощь, нужно даже было бы по-другому этот закон и назвать. Наше здоровье - это вода, это пища качественная, это качество лекарственного обеспечения, это настроение, это спорт, борьба с алкоголем, это курение. Это, если хотите, школа. Есть школы, где есть система борьбы и где низкий показатель наркомании, курения, венерических заболеваний, раннего вступления девочек в половую жизнь, там люди реально работают. Что нужно сделать? Надо просто распространить этот хороший опыт по стране. Это основная задача Минздрава.

Вопрос из зала: Складывается впечатление, что Вы выступаете все-таки за государственное здравоохранение, чем за частное?

Л.Рошаль: Частное остановить невозможно и останавливать не нужно. Я даже скажу. Что рынок частных услуг еще не полностью заполнен, он сам будет регулироваться. Я знаю, что частными услугами могут пользоваться только 20% населения, а я говорю о народе, который не может платить. Что мы сделали, будучи в Общественной палате? Это наше предложение, что "деньги должны идти за больным". Это значит, что больной приходит в частную клинику, как мы предлагали, там операция стоит 100 тыс. руб., а в государственной – 20 тыс. руб., и тогда государство обязано отдать ему его 20 тыс. руб., а 80 тыс. руб. он, если хочет, может доплатить, но не так уродливо, как сделали это сейчас. Мало того, мы сейчас ставим вопрос о возможности софинансирования в государственных учреждениях. Есть какие-то стандарты. Известно, что есть такой-то тазобедренный сустав, который стоит энную сумму. А кто-то лично хочет, чтобы ему поставили с бриллиантовыми вкраплениями, золотой оболочкой и говорящий, и стоит он уже других денег. Хочешь – пожалуйста. Это твои деньги (сколько стоит этот сустав), они в государство должны идти, и здесь речь идет о софинансировании. Мы, таким образом, раскроем угол тех, кто может пользоваться частной практикой. Сейчас я говорил 12%, с введением – может будет 25-30%. Это шаг вперед. Я убежден в том, что народ должен получить бесплатную медицинскую помощь в соответствии с Конституцией РФ. Вы против Конституции? Нет? Значит, мы с вами заодно. Статья 41 Конституции гласит, что каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях.

Р.Юлборисов (Здоровье Инфо.ру): Какую оценку Вы можете дать нашему сегодняшнему здравоохранению? Насколько у нас все плохо или хорошо по сравнению с Германией, США?

Л.Рошаль: Я сказал, что 30% населения довольны здравоохранением. Сегодня здравоохранение лучше по оснащению, чем это было. Это правда. Если только мы будем говорить, встав в позу Минздравсоцразвития, отчет: "30 миллионов туда, 60 сюда", то мы никогда не двинемся вперед. Нам надо говорить о тех проблемах, которые нам мешают, которые мы должны решать. Поэтому я говорю об этом. Мы не просто говорим об этом, но предлагаем конкретные вещи, что сделать для этого. Я пытался перечислить, что надо сделать. Можно не говорить, но тогда что будет? По сравнению с названными зарубежными странами, я думаю, раза в два хуже. Я директор Института неотложной детской хирургии и травматологии, по результатам лечения и подходам могу поспорить с любой клиникой мира - американской, французской, другой, но я не об этом говорю. Я говорю про поликлиники, ФАПы - проблемы с лекарствами, с медоборудованием в целом. Вот такой пример. В Германии вы не найдете ни одного лечебного учреждения, принимающего больных с черепно-мозговой травмой, в котором бы не было компьютерного томографа. Мы поняли это, и сейчас идут закупки, мы начали получать. У нас есть еще лечебные учреждения, которые оперируют без компьютерного томографа - диагностические трепанации черепа делают и другие вещи. Я постарался вам ответить.

Д.Данилова (Сити-ФМ): Вы говорите о "ручной" ассоциации Минздрава. В чем ее опасность?

Л.Рошаль: Они создают "ручную" ассоциацию, которая ни в чем не будет противиться Минздравсоцразвития. Она создается административным методом: не народ создает ассоциацию, а фактически Минздрав собрал всех и предложил в нее вступить. У нас народ, знаете, какой послушный. Они сейчас будут проводить политику. Ассоциаций может быть много, совсем не обязательно одна Национальная медицинская палата. Но надо посмотреть, за кем пойдет народ. Нужно, чтобы шло снизу, а не сверху: приказали, сделали - и потом это называется "разделяй и властвуй". Опасность заключается в том, что те люди, которые организуют, достаточно хорошо показали свое лицо перед медицинским сообществом. Важно еще, кто это делает.

Л.Гурова (телеканал "Подмосковье"): Через две недели наши дети пойдут в школу. И вопрос к Вам, как к главному детскому доктору страны – какие советы родителям?

Л.Рошаль: Я никогда не был главным детским врачом страны. А за две недели вы ничего не сделаете. За это время вы можете сделать ребенку праздник, его можно одеть. Я сейчас посчитал, сколько стоят форма, книги, портфельчик, а это 40 тыс., и подумал: "Бедные родители, где они возьмут деньги, чтобы одеть своего ребеночка нормально". Я хотел бы, чтобы и родители, и дети пришли в школу как на праздник, потому что это очень важно. У меня ведь тоже сын ходил в школу. Я так эмоционально реагирую, потому что это очень трогательный день, комок в горле стоит, когда твой ребенок идет в первый класс и выстраивается вместе со всеми с этими цветочками. По большому счету детьми нужно заниматься все время, они не должны быть брошенными. А родители должны быть примером порядочности, прежде всего, нормального отношения к своему здоровью, вовлекать в это детей – пешие прогулки, велосипеды, для этого больших денег не надо. Нужно делать так, чтобы отвести ребенка от этой заразы интернетом, это же болезнь и заразное дело, и отвести от этого ребенка – большое искусство. Самое главное быть примером и не жаловаться потом, значит, не досмотрели. Генетически может быть так, что ребенок плохой, но воспитание играет большую роль, хотя генетику я не сбрасываю никогда. Знаете, я иногда смотрю на личико маленького ребенка и представляю, какое это лицо будет, когда он повзрослеет.

А.Коваленко (ВКТ): Почему закон об охране здоровья все-таки еще сырой, хотя Вы сказали, что он нужен?

Л.Рошаль: То, что в этом законе прописаны положительные вещи, я подтверждаю. Да, это есть. Но есть вещи, на которые нет ответа. Возьмем, к примеру, вопрос распределения полномочий между региональными и муниципальными образованиями. Ведь закон сегодня ставит вопрос о ликвидации муниципального здравоохранения. У нас в Конституции написано "государственного муниципального", а в законе о ликвидации муниципального здравоохранения. Все его функции с потрохами будут переделываться в государственные. Хорошо ли это или плохо? Нигде с народом по этому поводу не посоветовались. Был только один "круглый стол" в Госдуме, который не решил никаких вопросов, и все. Я приехал с конференции "Муниципальное здравоохранение России", принимали врачи, то есть руководители медицинских ассоциаций от Хабаровска и Омска до Смоленска. Там обсуждали вопрос, пойдем ли мы на то, что рекомендует Минздравсоцразвития? Минздравсоцразвития написало, что "на муниципальном уровне нужно создавать условия". Что это такое – создавать условия? Цветочки сажать или бегать и вытирать пот со лба хирурга? В результате введения этого закона улучшится ли доступность и качество медпомощи? Большинство сомневалось в том, что оно улучшится. На вопрос, может ухудшиться состояние муниципального здравоохранения после введения этого закона, большинство ответило: "Да, может". Это важный вопрос? Да, это очень важный вопрос, потому что если бы мы оставили все в том виде, который есть, это так бы и было, разброд и шатание. Интересно, что сейчас и в правительстве нет единства. Муниципалитеты – разные. Хабаровск – миллионный город, а тот же Псков – 200 тыс., а есть муниципальные образования и по 10 тыс.
Что же получается, всех под одну гребенку? Есть муниципальные образования, которые достаточны, которые много денег вкладывают, строят, а теперь у них все забирают. Один человек из Астраханской области выступил и спросил: "Мы, допустим, все деньги заберем, а потом обратно будем отдавать. А откуда мы увеличим число денег для каждого региона? Где мы их возьмем?". Причем сегодня через ОМС каждый регион может давать сколько нужно, лишь бы были деньги в ОМС. Больничку какую-то, которая захолустная не потому, что не хотят, а потому, что не могут. Денег нет ремонтировать, но можно отремонтировать, сделав программу. Региональная программа позволяет дойти до муниципалитета и построить там больницу. А перевести деньги - мы так построили - напрямую нельзя и не надо. Я подробно рассказал в отношении одного вопроса, могу подробно рассказать в отношении другого - платность и бесплатность. Вы сами понимаете, за что вы должны платить, а за что не должны? Не понимаете. А хотели бы знать? Хотели бы. Вот и ответ на вопрос. Или, допустим, проблема услуги: медицинская помощь - это комплекс услуг, определяемый финансовой составляющей. Есть закон о потребителях: если услуга финансовая, нас судят как продавцов, и пошли уже колоссальные иски. Это важно. Я могу продолжать. Есть вещи, на которые надо дать ответ, центральные вещи, поэтому этот закон сырой. Что сделал Минздрав? Он вбросил этот закон в правительство и в Госдуму сырой и потом заставил нас всех и депутатов Госдумы доделывать этот закон. Сегодня он в таком состоянии, в каком он должен был бы быть, если бы сегодня Минздрав вносил бы его в Госдуму. В дурачков играют. Осталось бы несколько каких-то кардинальных вопросов, которые должна разбирать Госдума. Все остальные вопросы нужно было бы разрешать и посоветоваться с общественностью, со всеми. Какое-то общее должно быть решение.

Е.Рашникова (Москва): Как Вы считаете, насколько действенными и реализуемыми будут основы СанПиНа Роспотребнадзора, который начнет действовать с 1 сентября 2011г.? Документ, в частности, предполагает регламентацию веса ранца для разных классов, введение третьего урока физкультуры в неделю, запрет на 3-ю смену, а также запрет на оценки и домашнее задание для "первоклашек".

Л.Рошаль: Это ведь Онищенко говорил, что это последний профессионал, который остался в этой системе. Совсем недавно я прочитал, что у Онищенко забирают санитарные нормы, теперь этим инспектора будут заниматься. Я думаю, что они постепенно ведут к ликвидации Роспотребнадзора, как это было и с Росздравнадзором. Все это делается как-то кулуарно. Я думаю, что регламентация веса ранца для разных классов – это правильно. Сколиозы возникают и т.д. Когда маленький ребенок, первоклассник нагружает на спину по 10 кг и идет – это неправильно. Я полностью "за" введение третьего урока физкультуры в неделю, запрет на 3-ю смену. Что же касается запрета на оценки и домашнее задание для "первоклашек", то об этом надо посоветоваться с педагогами.

М.Курганская (ИА "Рекс"): Леонид Михайлович, на митинге "Справедливой России" напротив Минздрава, где требовали отставки Голиковой, предлагали Вашу кандидатуру на пост министра здравоохранения. Известно ли Вам об этом и как Вы на это смотрите, что Вы об этом думаете?

Л.Рошаль: Я про себя вообще в интернете много чего прочитал, но я как шел своей дорогой, так и иду. Говорю "нет", не потому, что боюсь, а реально. У меня есть институт, где я хочу что-то сделать. Я из Общественной палаты ушел, потому что хотел создать Национальную медицинскую палату. Это цель моей жизни. Мне 78 лет, я хочу успеть сделать что-то конкретно. А в шутку я могу сказать: если Голикова будет моим замом, тогда да. Но это, всем говорю, шутка.

И.Мельникова (РБК-ТВ): Есть ли какие-то более-менее вменяемые данные относительно строительства детских поликлиник в Москве? Потому что очень многие объекты заморожены и не строятся. Второй вопрос: сейчас в школах очень много новшеств, в частности, Минздрав предлагает разнообразить уроки физкультуры, фитнес ввести и т.д. А каковы Ваши конкретные предложения, что бы Вы предложили в школах для здоровья детей?

Л.Рошаль: Сейчас в Москве сделана программа здравоохранения. На сайте она выложена для всеобщего обсуждения. Там есть таблицы, и в них указано, где и какие поликлиники и больницы будут строиться и что будет реконструироваться. Чтобы дети были здоровы в школах, я думаю, во-первых, их не надо перегружать. Я учился в нормальной советской школе, и если убрать все эти коммунистические составляющие, а оставить только собственно учебный процесс, то это было совершенно потрясающее образование. Я помню до сих пор фамилию преподавателя физкультуры (Долгов), который смог сделать так, что мы любили не только его, но и его предмет – физкультуру. Нужно распространить опыт тех школ, где хорошо поработали в борьбе с наркотиками, с курением, с венерическими заболеваниями, с ранним вступлением девочек в половую жизнь. Но школа здоровье не сделает. Сделает только совместно семья и школа. А что такое хорошая семья? Где вы видели пропаганду хорошей семьи у нас на телевидении, в кино? Каждая новая семья строит свои отношения по-новому, никто не учит молодоженов отношению друг к другу, не воспитывает в них чувства семьи, что такое семья, какой она должна быть. Я думаю, это такой комплекс: и финансовый достаток в семье, и этика взаимоотношений - должен привести к результатам. Это такие общие и понятые вещи, которыми нужно каждодневно заниматься.

Дмитрий (Новосибирск): В 2007-2008гг. я Вам задавал вопрос на сайте www.rbc.ru: Верите ли Вы в то, что у нас будет хорошая медицина? Вы ответили: "Да, верю". По крайней мере, все для этого сделаем. По прошествии более трех лет хочу Вам задать тот же самый вопрос: верите ли Вы в то, что у нас будет хорошая медицина?

Л.Рошаль: Да, верю.

П.Рюмина (Москва): Нужно ли увеличивать в России число детских клиник и как снизить бесконечные очереди к педиатрам?

Л.Рошаль: Честно говорю, для меня неожиданный вопрос. Я не знал, что есть бесконечные очереди к педиатрам. Я знал, что есть бесконечные очереди к узким специалистам. Когда педиатрам повысили заработную плату на 10 тыс., а узким специалистам ничего не повысили, то многие стали уходить. Я поинтересуюсь, общее ли это явление. Хотелось бы знать, о какой конкретно поликлинике идет разговор, потому что мы сейчас вводим предварительную электронную запись и другую. В этом направлении работает департамент здравоохранения, и я думаю, что этот вопрос решаемый.

Вопрос: Я слышала, что Минздрав разработал новые медико-экономические стандарты, которые якобы обеспечивают переход на полное финансирование по полному тарифу ОМС, говорят, что деньги по ним уже пошли. Как Вы оцениваете перспективы финансирования нашего здравоохранения? Были ли в связи с новым законопроектом какие-то экономические расчеты, сколько всего нужно денег, чтобы все было нормально?

Л.Рошаль: Я вообще директор Института неотложной детской хирургии и травматологии, я не экономист, это не моя задача. Моя задача знать, что происходит. Но мы об этом сказали: для того, чтобы у нас все нормально было со здравоохранением, его финансирование надо увеличить в два раза. Сегодня те стандарты, которые хотят ввести, не обеспечиваются финансовой поддержкой. При введении стандартов мы должны увеличить финансирование здравоохранения, но при этом я не слышал, чтобы Кудрин сказал: "Да, мы увеличим". В связи с этим очень много вопросов. У меня есть предложение, откуда взять деньги. Я его озвучил на форуме, организованном Минздравсоцразвития. Я им сказал: "Из тумбочки".

С.Батова (Газета "Все в курсе"): Наша газета выходит в трех районах Подмосковья – Красногорск, Истринский район, Химки и Волоколамск тоже. У нас нет ни одного центра детской экстренной медпомощи, то есть детского травмопункта. Я знаю, что эта проблема характерна для Московской области. Будут ли как–то развиваться клиники детской экстренной помощи?

Л.Рошаль: Я думаю, что, конечно, травматологические отделения должны быть, но там есть взрослые отделения, которые оказывают помощь детям, и есть специалисты, которые работают там и их достаточное число. Если на все отделение, где должны быть три травматолога, а работает только один, то тогда что можно сделать? Надо, чтобы специалисты были. Если полный комплект, то тогда один или два проходят специализацию по детской травме и работают как детские травматологи. Надо еще посмотреть по объему, сколько этих детей. Если держать две ставки, а там в месяц будет поступать всего 2-3 ребенка, то это действительно нерационально. Можно делать межрайонные травматологические пункты, но я думаю, что их делать не нужно, а экстренные должны быть, наоборот, приближены к этим регионам. В Московской области есть ортопедо-травматологическая центральная больница, в задачу которой и входит руководство всей детской травматологической службой Московской области.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×