Портал для медицинских работников

Авторы отозвали вторую ключевую статью о вирусной природе хронической усталости

• 28 декабря 2011

Вторая ключевая публикация, свидетельствующая в пользу вирусной природы синдрома хронической усталости (СХУ), была отозвана из научного журнала, сообщает The New York Times.

Группа исследователей под руководством Шыцзин Ло (Shyh-Ching Lo) из Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) опубликовала результаты своей работы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в августе 2010 года. Как сообщалось ранее, специалисты выполнили генетический анализ образцов крови 37 пациентов с СХУ и 44 здоровых добровольцев. По данным исследования, последовательности генов, характерные для ретровируса MLV-RV (murine leukemia virus-related virus; вирус, связанный с вирусом лейкоза мышей), были обнаружены у 86,5 процента больных и лишь в семи процентах контрольных образцов крови.

Отзывая работу из научного журнала, авторы выразили ряд сомнений в полученных результатах. Они отметили, что другим лабораториям не удалось подтвердить эти данные. Кроме того, Ло и его коллеги так и не смогли обнаружить антитела к вирусу MLV-RV, а также выделить чистую культуру возбудителя и найти вирусные гены, встроенные в геном человека. В связи с этим группа Ло приняла решение убрать свою статью из PNAS. Эта публикация стала второй ключевой статьей о вирусной природе хронической усталости, отозванной из рецензируемых журналов. 23 декабря авторитетное издание Science официально отказалось от статьи сотрудников невадского Института нейроиммунных заболеваний Уиттморов и Петерсона, обнаруживших связь СХУ с ретровирусом XMRV (xenotropic murine leukemia virus-related virus; ксенотропный вирус, связанный с вирусом лейкоза мышей). Среди причин отзыва были названы предшествовавший этому частичный отказ от материала, а также невоспроизводимость полученных результатов в других лабораториях, недостаточный контроль качества экспериментов и признания ряда авторов в неполном отражении данных.