Портал для медицинских работников

Дефицит сна убивает иммунитет

• 29 февраля 2012

По мнению американских специалистов, время суток является важным фактором, влияющим на риск получить инфекцию. Они показали, как белки иммунной системы изменяют химические процессы, происходящие в организме в течение дня. Таким образом, тяжесть заболевания зависит от того, в какое время суток произошло заражение, передает Би-би-си.

Растения, животные и даже бактерии проходят через циркадные ритмы. Их сбой может произойти, например, при пересечении часовых поясов. Уже известно, что в течение дня иммунная система тоже изменяется, и ученые из Медицинской школы Йельского университета (Yale University School of Medicine) изучили этот процесс в деталях. По их словам, прежде чем бороться с инфекцией, иммунная система должна распознать патоген. Эксперты особое внимание уделили одному из белков, задействованных в процессе обнаружения толл-подобного рецептора 9 (TLR9), выявляющего ДНК бактерий и вирусов. В ходе экспериментов с мышами выяснилось, что количество, вырабатываемое TLR9, и его функционирование зависело от биологических часов. Если мышей прививали в момент максимальной активности рецептора, то иммунный ответ значительно улучшался.

Наблюдение за людьми показало, что больший риск смерти от сепсиса – между 02:00 и 06:00. У мышей степень тяжести сепсиса зависела от времени суток и изменения в активности TLR9. Руководитель работы, профессор Эрол Фикриг сказал, что он обнаружил «прямую связь между молекулярными циркадными ритмами и восприимчивостью иммунной системы к патогенам» и это открытие может иметь «большое значение для профилактики и лечения заболеваний». «Нарушение биологических ритмов влияет на нашу восприимчивость к бактериям и вирусам», – добавил Э.Фикриг. Ученые считают, что их открытие поможет создать новый класс препаратов, которые смогут остановить снижение активности TLR9 и снизить риск развития инфекции в организме.

Отчет об исследовании ученых опубликован в журнале Immunity.