text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения

  • 25 октября 2010
  • 1119
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения

Выводы

1. Счетной палатой РФ в 2009 г. был проведен комплексный анализ Докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполни­тельных органов государственной власти) субъектов Российской Феде­рации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и о планируемых значениях этих показате­лей на трехлетний период. Руководители органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в 2008 г. проделали определенную работу по решению задач, поставленных Правительством Российской Федерации, направленных на повышение уровня и качества жизни на­селения, включая улучшение здоровья и повышение рождаемости на­селения, а также обеспечение доступности и повышение качества ме­дицинских услуг.

2. Анализ достаточности действующего нормативного регулирова­ния и методического обеспечения подготовки и использования Докладов, включая методику оценки эффективности деятельности органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, показал следующее.

2.1. Система показателей, утвержденная постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, не позволяет полноценно оценить эффективность деятельности органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год по отрасли здравоохранения. Дело в том, что:

  • в Перечне показателей, утвержденных Указом Президента Рос­сийской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффектив­ности деятельности органов исполнительной власти субъектов здравоохранения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, наиболее полно представлены показатели, отражающие эффективность расходования средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и уровень реализации территориальных программ государствен­ных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бес­платной медицинской помощи;
  • в условиях острого демографического кризиса, связанного с продолжающейся естественной убылью населения, конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации оцениваются без учета показате­лей, позволяющих в целом судить о демографической ситуации в регионе (показателей смертности, рождаемости, естественной убыли населения), а также без учета показателей ожидаемой продолжительности жизни при рождении, заболеваемости, осо­бенно социально значимыми болезнями;
  • по данным Минздравсоцразвития России дефицит финансового обеспечения территориальных программ госгарантий в 49 субъ­ектах Российской Федерации в 2008 г. составил 42,8 млрд руб. Однако в Перечне финансовых показателей, утвержденных поста­новлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, отсутствует показатель расчетной стоимости территори­альных программ госгарантий, позволяющий оценить фактиче­ский дефицит их стоимости;
  • при возрастающей роли первичного звена здравоохранения, усилении профилактической направленности его деятельности в Перечне показателей, утвержденных постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, отсутству­ют показатели обеспеченности врачебными кадрами и средними медицинскими работниками первичного звена здравоохранения (в том числе врачами-специалистами), их доли в общем количе­стве медицинских работников региона. Наличие показателей, характеризующих обеспеченность врачами и средним медицин­ским персоналом первичного звена здравоохранения, опреде­ление их доли в общей численности медицинских работников региона и укомплектованность штатов медицинских учреждений способствовали бы результативной оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на­правленной на регулирование структуры кадровых ресурсов для реализации приоритетных стратегических направлений развития отрасли здравоохранения, связанных, в первую очередь, с по­вышением эффективности ее деятельности;
  • для оценки некоторых показателей деятельности органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации исполь­зуются абсолютные данные, которые дают представление об общей характеристике явления, признака. Для проведения срав­нительного анализа распределения признака (смертности, за­болеваемости, инвалидности) среди населения более наглядны относительные величины интенсивных показателей, выраженные в процентах, а также на 10 тыс., на 100 тыс. населения.

2.2. Методика оценки эффективности деятельности органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, позволяет расчетным путем достаточно условно определить долю неэффективных расходов в сфере здравоохранения, так как в формуле расчета объема неэффективных расходов на кадровое обе­спечение на 10 тыс. чел. населения не применяются социальный нор­матив обеспеченности врачами (41 чел. на 10 тыс. населения) и норма­тив обеспеченности средними медицинскими работниками (114,3 чел. на 10 тыс. населения), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р (с изменениями), а ис­пользуется фактически сложившийся показатель средней по Российской Федерации численности работников (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения, что недостаточно корректно.

В расчете не применяется показатель совместительства, характе­ризующий укомплектованность лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами исходя из штатной численности, а учитывается абсолютное число физических лиц. Это может привести к формированию необъективной оценки объема неэффективных расходов на кадровое обеспечение в расчете на 10 тыс. чел.

Для расчета объемов неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (врачи, средний медицинский персонал) исполь­зуется численность всех работников (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения; среди них есть и немедицинские работники.

С учетом стратегической направленности политики Правительства Российской Федерации на приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, возможно, рациональнее было бы оценивать объ­ем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (врачи, средний медицинский персонал) по видам медицинской помощи в расчете на единицу объема медицинской помощи.

При отсутствии нормативного числа больничных коек в государ­ственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 тыс. населения и уровня госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения из расчета на 100 чел. населения опреде­ление объема неэффективных расходов вследствие излишнего количе­ства больничных коек в государственных (муниципальных) учреждени­ях здравоохранения и высокого уровня госпитализации производится по отношению к фактически сложившемуся среднему значению указан­ных показателей по Российской Федерации по итогам отчетного перио­да, что недостаточно корректно.

3. Правильная организация статистического учета и отчетности создает необходимые условия для проведения объективного анализа, для разработки на его основе эффективных стратегических мероприя­тий и выбора правильных управленческих решений.

По результатам анализа приведенных в Докладах значений пока­зателей и их соответствия официальной статистической информации Федеральной службы государственной статистики, а также результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и информации, полученной по запросам Счетной палаты Российской Федерации, было установлено, что по ряду индика­торов сведения, приведенные в Докладах, не соответствуют официаль­ным данным, полученным по запросам Счетной палаты Российской Федерации из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Росстата, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, уполномоченным представ­лять информацию по утвержденным показателям в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322.

Несоответствие данных, представленных в Докладах, сведениям официальной и ведомственной статистики, свидетельствует о невысоком качестве подготовки Докладов и ставит под сомнение конечную объ­ективную оценку результатов деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Анализ приведенной в Докладах динамики изменения показате­лей и мер по достижению в отчетном году планируемых значений по­казателей, принятых органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, и поднятых в Докладах вопросов, в том числе ка­сающихся финансовой и иной поддержки обеспечения жизнедеятель­ности и развития регионов в условиях финансово-экономического кризиса, управления финансами в субъектах Российской Федерации, а также предложенных направлений и мер по решению этих вопросов в отрасли здравоохранения показал следующее.

4.1. Высокая смертность населения является одной их самых острых медико-социальных проблем в Российской Федерации. Население Российской Федерации стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны. По официальным данным число умерших в 2008 г. составило 2080,96 тыс. чел., что на 517 чел. больше, чем в 2007 г. Коэффициент смертности по итогам отчетного года практически не изменился - 14,7 на 1 тыс. чел. (2007 г. - 14,6 на 1 тыс. чел.).

Снижение уровня смертности населения - одна из целей приори­тетного национального проекта "Здоровье" и "Концепции демографиче­ской политики Российской Федерации на период до 2025 г.". Однако по итогам 2008 г. наибольшего снижения достигла лишь смертность на­селения трудоспособного возраста от внешних причин (на 6,3%). Смерт­ность населения трудоспособного возраста от всех причин снизилась всего на 1,4%, а показатели смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения и от новообразований, напротив, увеличились по сравнению с 2007 г. соответственно на 0,6 и на 0,2%.

4.2. Несмотря на сокращение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 6,9% общего числа лиц, впервые признанных инвалидами, доля лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, в общей численности лиц, впервые признанных инвалидами, составляет в сред­нем по Российской Федерации 41,8%.

4.3. В "Докладе о результатах и основных направлениях деятель­ности Министерства здравоохранения и социального развития Россий­ской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 г. и на период до 2010 г." поставлен ряд задач. Одна из них - повышение эф­фективности функционирования отрасли здравоохранения. Результа­тами повышения эффективности функционирования системы здраво­охранения должны стать увеличение объема амбулаторно-поликлини-ческой помощи, оптимизация деятельности стационаров, службы скорой медицинской помощи, переход на страховой принцип финансирования здравоохранения.

По итогам проведенного анализа установлено, что в 2008 г. объем медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, был ниже норматива на 14,0%, объем амбулаторной медицинской помощи - на 0,8%. В то же время фактически выполненные объемы по наиболее за­тратным скорой и стационарной медицинской помощи превысили нор­мативы соответственно на 7,9 и 2,3%. Высокие показатели объема скорой медицинской помощи при низких значениях показателя объема амбулаторной медицинской помощи свидетельствуют о недостаточной эффективности работы первичного звена здравоохранения, в частно­сти - его профилактического направления.

На это также указывает увеличение в 2008 г. на 1,4% показателя средней продолжительности временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего. По сравнению с 2007 г. значения данного показателя увеличились в 46 регионах в пределах от 0,9 до 7,5%. В 45 субъектах Российской Федерации (54,2% от общего количества субъектов Российской Федерации) средняя продолжитель­ность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в рас­чете на одного работающего в 2008 г. имеет уровень выше среднерос­сийского (в пределах от 0,8 до 42,6%).

Из информации, изложенной в Докладах, следует, что медленное снижение показателя объема скорой медицинской помощи связано с низкой доступностью медицинской помощи в сельских районах. При этом число коек в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности в 2008 г. составило 42,4 едини­цы на 10 тыс. населения и сократилось по сравнению с 2007 г. на 6,0%, а число коек в государственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения в городской местности составило 105,4 на 10 тыс. населения и сократилось в 2008 г. на 2% по отношению к предыдущему году.

Комплексный анализ обеспечения населения медицинской помо­щью показал, что в регионах, имеющих низкие показатели объемов амбулаторной, стационарной, скорой и стационарозамещающей меди­цинской помощи или низкие показатели объемов амбулаторной и ста­ционарной медицинской помощи при высоких показателях скорой ме­дицинской помощи, высоки показатели смертности населения. Это может свидетельствовать об ограничении доступности медицинской помощи для населения данных регионов.

Полноценный анализ эффективности обеспечения граждан Рос­сийской Федерации качественной доступной медицинской помощью возможен при сопоставлении показателей объемов медицинской по­мощи с уровнем и динамикой показателей здоровья населения, которые отсутствуют в индикаторах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ финансового обеспечения единицы объема медицинской помощи показал, что приведенный показатель (без учета районных коэффициентов) стоимости одного койко-дня в 2008 г. в среднем по Российской Федерации составил 123,2% от финансового норматива, утвержденного Программой госгарантий на 2008 г. (935,3 руб. при нор­мативе 758,9 руб.), одного посещения - 117% от норматива (155,9 руб. при нормативе 133,3 руб.). При этом приведенные показатели стоимости единицы объема оказанной медицинской помощи в дневных стациона­рах и единицы объема оказанной скорой медицинской помощи в 2008 г. не достигли норматива соответственно на 7,7% (247,5 руб. при норма­тиве 268,5 руб.) и на 23,6% (927,2 руб. при нормативе 1213,3 руб.).

Фактические и приведенные показатели стоимости единиц объемов медицинской помощи увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. по всем видам медицинской помощи в среднем на 24,8%, однако в боль­шинстве субъектов Российской Федерации они остаются ниже среднего их значения по РФ.

Как следует из Докладов, рост стоимости единицы объема оказан­ной в 2008 г. стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи, а также помощи, оказанной в дневных стациона­рах, объясняется увеличением расходов на оплату труда, ростом цен на медикаменты, продукты питания, расходные материалы, на коммуналь­ные услуги и повышением других затрат, связанных с оказанием меди­цинской помощи населению.

Таким образом, низкие показатели стоимости одного вызова скорой медицинской помощи неизбежно отражаются на качестве предоставле­ния указанного вида медицинской помощи (недостаточность расходов на лекарственное обеспечение вызова скорой медицинской помощи).

Назовем индикаторы эффективности работы отрасли здравоохра­нения и обеспечения доступности для населения медицинской помощи. Это показатели средней продолжительности пребывания пациента на койке в государственных и муниципальных учреждениях здравоохране­ния, среднегодовой занятости койки в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, уровень госпитализации в государствен­ные и муниципальные учреждения здравоохранения. Анализ указанных показателей свидетельствует о недостаточно высокой эффективности работы койки в году и о неэффективности мероприятий, проводимых субъектами Российской Федерации по оптимизации стационарной ме­дицинской помощи и интенсификации работы амбулаторно-поликлинического звена.

Так, в 2008 г. среднегодовая занятость койки в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения была недостаточно вы­сокой и составила в целом по Российской Федерации 323 дня, увели­чившись лишь на 0,9% по сравнению с 2007 г. При этом средняя про­должительность пребывания пациента на койке в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в 2008 г. составила в целом по Российской Федерации 13,0 дней (2007 г. - 13,1 дня).

Уровень госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения остался практически на уровне 2007 г. и в 2008 г. составил 21,7 случая на 100 чел. населения (2007 г. - 21,6 слу­чая на 100 чел. населения). При этом в 58 субъектах Российской Феде­рации (69,9% от общего количества субъектов Российской Федерации) уровень госпитализации в государственные и муниципальные учрежде­ния здравоохранения в 2008 г. был выше среднероссийского (в пределах от 1,8 до 76,0%).

Сравнительный анализ фактически достигнутых в 2008 г. показа­телей уровня госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и объема амбулаторной медицинской по­мощи показал, что в 57% случаев регионы с высоким уровнем госпита­лизации в государственные и муниципальные учреждения здравоохра­нения имеют показатели объемов амбулаторной медицинской помощи ниже среднероссийского значения и федерального норматива. Это также свидетельствует о недостаточно эффективной работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения по профилактике за­болеваний и об ограничении доступности для населения медицинской помощи на самом востребованном участке.

Таким образом, уровень значений и динамика указанных показа­телей не согласуются с поставленной Минздравсоцразвития России задачей по оптимизации и структурной реорганизации деятельности учреждений здравоохранения в целях повышения качества и доступ­ности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения.

4.4. Один из основных индикаторов, отражающих доступность для населения качественной бесплатной медицинской помощи, - удовлет­воренность населения медицинской помощью. Анализ приведенных в Докладах за 2008 г. данных, касающихся удовлетворенности населения медицинской помощью (в процентах от числа опрошенных), показал, что только в одном из 83 субъектов Российской Федерации (в Чукотском автономном округе) значение данного показателя составляет более 50% - 57,3%. В остальных 82 субъектах Российской Федерации оно со­ставляет менее 50% и варьирует от 17,3 в Калининградской области до 48,3% в Республике Мордовия. В целом по Российской Федерации среднее значение показателя "удовлетворенность населения медицин­ской помощью" составляет 32,7%.

4.5. В целях повышения эффективности функционирования отрас­ли здравоохранения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусматривается решить ряд задач:

  • осуществить перевод учреждений здравоохранения, оказываю­щих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повысить уровень оплаты труда;
  • внедрить стандарты оказания медицинской помощи и унифици­рованные методы финансирования медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных в соот­ветствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • создать преимущественно одноканальную систему финансиро­вания здравоохранения.

Анализ достигнутых значений указанных показателей показал сле­дующее:

  • количество государственных и муниципальных учреждений здра­воохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование (не менее 70% от общего объема финансиро­вания за счет средств обязательного медицинского страхования) через систему обязательного медицинского страхования, в 2008 г. составило в целом по Российской Федерации 13,5% от общего количества государственных и муниципальных учрежде­ний здравоохранения (10 731 ед.). Только в пяти регионах на преимущественно одноканальное финансирование переведено свыше 80% учреждений;
  • медико-экономические стандарты оказания медицинской по­мощи внедрены в 62,7% государственных и муниципальных медицинских учреждений здравоохранения, причем в 100%-ном объеме - лишь в 11 субъектах Российской Федерации;
  • количество государственных и муниципальных медицинских учреждений, финансирование которых осуществляется по ре­зультатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное население, в целом по Российской Федерации составило 6,6% (710 ед.) от общего количества государственных (муниципальных) учреждений (10 731 ед.), при этом лишь в 11 регионах все амбулаторно-поликлинические учреждения переведены на финансирование по результатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное насе­ление;
  • количество государственных и муниципальных больничных учреждений, финансирование которых осуществляется по ре­зультатам деятельности по законченному случаю в целом по Российской Федерации, составило 30,3% (3250 ед.) от общего количества учреждений (10 731 ед.). Только в 13 субъектах Рос­сийской Федерации все учреждения переведены на финансиро­вание по результатам деятельности по законченному случаю;
  • количество государственных (муниципальных) учреждений здра­воохранения, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, в 2008 г. состави­ло в целом по Российской Федерации 2,5% (2411 ед.) от общего количества учреждений (10 731 ед.). Только в 12 субъектах Рос­сийской Федерации учреждения здравоохранения полностью переведены на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ори­ентированную на результат;
  • только в 22 регионах доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих единые информа­ционные технологии для учета объемов и стоимости оказанной медицинской помощи, составляет более 80%. Таким образом, уровень фактически достигнутых и планируемых на среднесрочный период показателей, характеризующих внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения, свидетель­ствует о низкой эффективности реализации институциональных реформ в отрасли.

4.6. Неотложные меры в здравоохранении не могут быть решены без хорошо подготовленных компетентных работников здравоохранения. Кадровые ресурсы - ключевой фактор, определяющий эффективность функционирования служб здравоохранения.

Численность врачей (физические лица) в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения (на конец 2008 г.) в целом по Российской Федерации составила 36,3 чел. на 10 тыс. населения, сред­них медицинских работников - 89,2 чел. на 10 тыс. населения (в странах Евросоюза по итогам 2006 г. обеспеченность врачами на 10 тыс. насе­ления составила 32,0, медицинскими сестрами - 74,5[1]).

Разница в численности врачебных кадров в разных регионах до­ходит до 3,7 раза, а в численности средних медицинских работников - до 2,7. Соотношение численности врачей и численности средних медицин­ских работников в Российской Федерации составляет 1 : 2,5 (на одного врача приходится 2,5 медицинских сестры), тогда как по рекомендации ВОЗ это соотношение должно составлять 1 : 4 (Мюнхенская декларация, июнь, 2000 г.). Эти цифры свидетельствуют о недостатке средних меди­цинских работников в Российской Федерации. Между тем эффектив­ность работы отрасли здравоохранения напрямую зависит от их числен­ности, так как сестринское обслуживание рассматривается как один из наиболее востребованных ресурсов по предоставлению услуг в здраво­охранении. По мнению специалистов Европейского бюро ВОЗ, исполь­зование в большей степени сестринского обслуживания для оказания простых медицинских услуг способствует повышению экономичности системы здравоохранения.

В Российской Федерации по данным проведенного анализа в 2008 г. отмечается уменьшение численности медицинских сестер по сравнению с 2007 г. на 0,78%. В 59 регионах численность данной категории среднего медицинского персонала уменьшилась в среднем на 2,0%. Наибольшее снижение отмечается в Тюменской области (на 19,5%), в Республике Кал­мыкия (на 8,5), в Калининградской (на 5,9) и Псковской (на 4,7%) областях.

Из анализа следует, что численность медицинских сестер сокра­щается из-за невысокой заработной платы, которая по итогам 2008 г. составила в среднем по Российской Федерации 11 982,71 руб. При этом в 57 субъектах Российской Федерации заработная плата среднего ме­дицинского персонала ниже среднего значения по Российской Федера­ции (в пределах от 2,7% в Калужской области до 44,5% в Карачаево-Черкесской Республике).

В 2009-2011 гг. регионами прогнозируется увеличение численности средних медицинских работников в среднем по Российской Федерации на величину, меньшую, чем величина прироста врачебных кадров. Таким образом, в регионах отсутствует единая согласованная кадровая по­литика по устранению несбалансированности кадровых ресурсов, кото­рая могла бы содействовать повышению эффективности деятельности отрасли здравоохранения, обеспечению доступности качественной ме­дицинской помощи.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата вра­чей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 2008 г. составила 20 134,0 руб. В 53 субъектах Российской Федерации (63,9%) ее размер был ниже среднероссийского (в пределах от 0,2 в Республике Бурятия до 49,6% в Чеченской Республике).

4.7. По определению ВОЗ доля расходов на здравоохранение в общем государственном бюджете отражает степень приоритетности вопросов охраны здоровья в распределении государственных ресурсов для полноценного решения таких ключевых стратегических задач, как обеспечение финансовой защиты и равноправного доступа к услугам здравоохранения.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Фе­дерации на здравоохранение в 2008 г. оставались по-прежнему невы­сокими и составляли в среднем 10,9% от общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа Докладов установлено, что в 32 регионах доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение ниже среднего значения по Российской Федерации (10,9%).

Наибольшая доля расходов на здравоохранение (без учета средств по подразделу 09 08 "Физическая культура и спорт") в общих расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в 2008 г. отмечается в Ханты-Мансийском АО (17,4%), наименьшая - в Чукотском АО (2,4%).

В структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации расходы на увеличениие стоимости основных средств по итогам 2008 г. составили 20,7%, в части текущих расходов - 65,6%, в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату тру­да - 40% от общих расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение (681 220 002,0 тыс. руб.).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Фе­дерации на здравоохранение в 2008 г. (без учета расходов по подраз­делу 09 08 "Физическая культура и спорт") уменьшились по отношению к 2007 г. на 0,6%, а в сопоставимых ценах - на 16,6%.

Уменьшение расходов на здравоохранение в 2008 г. отмечалось в 48 субъектах Российской Федерации: от 72,4% в Чукотском АО (в сопо­ставимых ценах - 76,8%) до 1,4% - в Пермском крае (в сопоставимых ценах - 17,3%). Расходы консолидированного бюджета Чукотского АО на здравоохранение являются минимальными в Российской Федерации.

Анализ Докладов показал, что в 2009 г. в связи с сокращением в условиях финансового кризиса объемов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации размеры финансирования здравоохранения (с учетом расходов по подразделу 09 08 "Физическая культура и спорт") из консолидированных бюджетов субъектов Россий­ской Федерации уменьшатся по сравнению с 2008 г. на 21,9%.

Наибольшее снижение расходов по подразделу 09 00 в 2009 г., по данным Докладов, отмечается в ЦФО (-51,1%). В УФО уменьшение объемов финансирования здравоохранения в 2009 г. составит -26,9%, в ЮФО - -22,5, в СЗФО - -18,7%. В СФО, напротив, объем расходов на здравоохранение в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации увеличивается на 8,9%, в ДФО - на 4,1, в ПФО - на 2,4%. В региональном разрезе снижение финансирова­ния прогнозируется (по данным Докладов) в 35 субъектах Российской Федерации; в 41 регионе бюджет, напротив, увеличивается.

Таким образом, в региональном аспекте бюджетная стратегия на среднесрочный период имеет разнонаправленный характер.

Разные подходы наблюдаются также в определении структуры бюджетных расходов по отрасли здравоохранения на среднесрочный период в условиях финансового кризиса. В одних регионах планируется уменьшение затрат на приобретение основных средств, сокращение капитальных расходов при увеличении доли финансирования текущих расходов и расходов на оплату труда. При этом предусматривается про­ведение мероприятий по оптимизации и повышению эффективности расходования бюджетных средств посредством приоритетного развития первичного медико-санитарного звена здравоохранения, сокращения коечного фонда и вакантных штатных должностей.

В других регионах (Сахалинская область, Республика Бурятия) предполагается увеличить расходы на укрепление материально-технической базы здравоохранения, на увеличение объемов платных медицинских услуг (Ханты-Мансийский АО).

4.8. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Россий­ской Федерации в расчете на одного жителя в 2008 г. составили по Российской Федерации в среднем 6532,0 руб., что на 31,0% больше, чем в 2007 г., и на 45% выше утвержденного Программой госгарантий фе­дерального норматива в размере 4503 руб. (2207,1 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования, 2295,9 руб. - за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации).

В то же время в 60 субъектах Российской Федерации (72,3% от общего числа регионов) указанные расходы ниже среднероссийского уровня - в пределах от 3% (Республика Алтай) до 70,0% (Республика Ингушетия).

Стоимость территориальных программ обязательного медицинско­го страхования, утвержденных субъектами Российской Федерации, в целом по Российской Федерации составила 412 748 014,8 тыс. руб., что на 26,3% больше, чем в 2007 г. Однако по-прежнему сохраняется существенная дифференциация подушевых показателей финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий -от 1959,1 руб. в Республике Ингушетия до 10 739,1 руб. в Чукотском автономном округе (без учета районных коэффициентов).

4.9. Для оценки метода целевого планирования показателей про­ведено сравнение фактически достигнутых значений со значениями, запланированными субъектами Российской Федерации на 2008 г. в До­кладах 2007 г.

В большинстве регионов плановые значения показателей не до­стигнуты. Процент выполнения субъектами Российской Федерации предусмотренных значений неудовлетворительно низкий или необо­снованно сверхвысокий.

В регионах сохраняется существенная дифференциация достигну­тых значений практически по всем показателям. Так максимальная стоимость одного койко-дня в государственных и муниципальных учреж­дениях здравоохранения (без учета видов расходов, возмещаемых в рамках территориальной программы ОМС) превышает минимальную в 1686,4 раза (от 1,7 руб. во Владимирской области до 2866,9 руб. в Ханты-Мансийском АО).

Отклонения планируемых регионами значений объемов медицин­ской помощи от утвержденных федеральных нормативов не соответ­ствуют основным стратегическим направлениям развития отрасли здравоохранения по повышению эффективности ее деятельности, по обеспечению доступности и повышению качества оказываемых меди­цинских услуг.

4.10. В целях достижения среднесрочных целей развития отрасли в Докладах предусмотрено индикативное планирование целевых по­казателей на среднесрочную перспективу. Индикаторы определяются как параметры границ (минимальные и максимальные), в пределах которых система, включающая организационные механизмы, техноло­гические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться в направлении реализации стратеги­ческих целей.

Анализ свидетельствует о невысоком качестве индикативного пла­нирования регионами целевых показателей на среднесрочную перспек­тиву (без учета фактически достигнутых результатов) и об отсутствии четкой стратегии при определении их значений.

Отклонения фактических значений от плановых показателей, пла­новых значений от утвержденных нормативов свидетельствуют об от­сутствии системности в подходе к формированию исходных значений указанных показателей, о слабой системе прогнозирования в регионах и о серьезных недостатках в системе планирования показателей, а так­же о низкой эффективности организации мероприятий, планируемых в сфере здравоохранения, и об отсутствии четкой, последовательной, единой политики, направленной на реализацию поставленных задач.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.