Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения

1103
Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения

Выводы

1. Счетной палатой РФ в 2009 г. был проведен комплексный анализ Докладов высших должностных лиц (руководителей высших исполни­тельных органов государственной власти) субъектов Российской Феде­рации о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и о планируемых значениях этих показате­лей на трехлетний период. Руководители органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в 2008 г. проделали определенную работу по решению задач, поставленных Правительством Российской Федерации, направленных на повышение уровня и качества жизни на­селения, включая улучшение здоровья и повышение рождаемости на­селения, а также обеспечение доступности и повышение качества ме­дицинских услуг.

2. Анализ достаточности действующего нормативного регулирова­ния и методического обеспечения подготовки и использования Докладов, включая методику оценки эффективности деятельности органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, показал следующее.

2.1. Система показателей, утвержденная постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, не позволяет полноценно оценить эффективность деятельности органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год по отрасли здравоохранения. Дело в том, что:

  • в Перечне показателей, утвержденных Указом Президента Рос­сийской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффектив­ности деятельности органов исполнительной власти субъектов здравоохранения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, наиболее полно представлены показатели, отражающие эффективность расходования средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и уровень реализации территориальных программ государствен­ных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бес­платной медицинской помощи;
  • в условиях острого демографического кризиса, связанного с продолжающейся естественной убылью населения, конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации оцениваются без учета показате­лей, позволяющих в целом судить о демографической ситуации в регионе (показателей смертности, рождаемости, естественной убыли населения), а также без учета показателей ожидаемой продолжительности жизни при рождении, заболеваемости, осо­бенно социально значимыми болезнями;
  • по данным Минздравсоцразвития России дефицит финансового обеспечения территориальных программ госгарантий в 49 субъ­ектах Российской Федерации в 2008 г. составил 42,8 млрд руб. Однако в Перечне финансовых показателей, утвержденных поста­новлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, отсутствует показатель расчетной стоимости территори­альных программ госгарантий, позволяющий оценить фактиче­ский дефицит их стоимости;
  • при возрастающей роли первичного звена здравоохранения, усилении профилактической направленности его деятельности в Перечне показателей, утвержденных постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, отсутству­ют показатели обеспеченности врачебными кадрами и средними медицинскими работниками первичного звена здравоохранения (в том числе врачами-специалистами), их доли в общем количе­стве медицинских работников региона. Наличие показателей, характеризующих обеспеченность врачами и средним медицин­ским персоналом первичного звена здравоохранения, опреде­ление их доли в общей численности медицинских работников региона и укомплектованность штатов медицинских учреждений способствовали бы результативной оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на­правленной на регулирование структуры кадровых ресурсов для реализации приоритетных стратегических направлений развития отрасли здравоохранения, связанных, в первую очередь, с по­вышением эффективности ее деятельности;
  • для оценки некоторых показателей деятельности органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации исполь­зуются абсолютные данные, которые дают представление об общей характеристике явления, признака. Для проведения срав­нительного анализа распределения признака (смертности, за­болеваемости, инвалидности) среди населения более наглядны относительные величины интенсивных показателей, выраженные в процентах, а также на 10 тыс., на 100 тыс. населения.

2.2. Методика оценки эффективности деятельности органов ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322, позволяет расчетным путем достаточно условно определить долю неэффективных расходов в сфере здравоохранения, так как в формуле расчета объема неэффективных расходов на кадровое обе­спечение на 10 тыс. чел. населения не применяются социальный нор­матив обеспеченности врачами (41 чел. на 10 тыс. населения) и норма­тив обеспеченности средними медицинскими работниками (114,3 чел. на 10 тыс. населения), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р (с изменениями), а ис­пользуется фактически сложившийся показатель средней по Российской Федерации численности работников (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения, что недостаточно корректно.

В расчете не применяется показатель совместительства, характе­ризующий укомплектованность лечебно-профилактических учреждений медицинскими кадрами исходя из штатной численности, а учитывается абсолютное число физических лиц. Это может привести к формированию необъективной оценки объема неэффективных расходов на кадровое обеспечение в расчете на 10 тыс. чел.

Для расчета объемов неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (врачи, средний медицинский персонал) исполь­зуется численность всех работников (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения; среди них есть и немедицинские работники.

С учетом стратегической направленности политики Правительства Российской Федерации на приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, возможно, рациональнее было бы оценивать объ­ем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами (врачи, средний медицинский персонал) по видам медицинской помощи в расчете на единицу объема медицинской помощи.

При отсутствии нормативного числа больничных коек в государ­ственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 10 тыс. населения и уровня госпитализации в государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения из расчета на 100 чел. населения опреде­ление объема неэффективных расходов вследствие излишнего количе­ства больничных коек в государственных (муниципальных) учреждени­ях здравоохранения и высокого уровня госпитализации производится по отношению к фактически сложившемуся среднему значению указан­ных показателей по Российской Федерации по итогам отчетного перио­да, что недостаточно корректно.

3. Правильная организация статистического учета и отчетности создает необходимые условия для проведения объективного анализа, для разработки на его основе эффективных стратегических мероприя­тий и выбора правильных управленческих решений.

По результатам анализа приведенных в Докладах значений пока­зателей и их соответствия официальной статистической информации Федеральной службы государственной статистики, а также результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и информации, полученной по запросам Счетной палаты Российской Федерации, было установлено, что по ряду индика­торов сведения, приведенные в Докладах, не соответствуют официаль­ным данным, полученным по запросам Счетной палаты Российской Федерации из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Росстата, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, уполномоченным представ­лять информацию по утвержденным показателям в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 № 322.

Несоответствие данных, представленных в Докладах, сведениям официальной и ведомственной статистики, свидетельствует о невысоком качестве подготовки Докладов и ставит под сомнение конечную объ­ективную оценку результатов деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Анализ приведенной в Докладах динамики изменения показате­лей и мер по достижению в отчетном году планируемых значений по­казателей, принятых органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, и поднятых в Докладах вопросов, в том числе ка­сающихся финансовой и иной поддержки обеспечения жизнедеятель­ности и развития регионов в условиях финансово-экономического кризиса, управления финансами в субъектах Российской Федерации, а также предложенных направлений и мер по решению этих вопросов в отрасли здравоохранения показал следующее.

4.1. Высокая смертность населения является одной их самых острых медико-социальных проблем в Российской Федерации. Население Российской Федерации стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны. По официальным данным число умерших в 2008 г. составило 2080,96 тыс. чел., что на 517 чел. больше, чем в 2007 г. Коэффициент смертности по итогам отчетного года практически не изменился - 14,7 на 1 тыс. чел. (2007 г. - 14,6 на 1 тыс. чел.).

Снижение уровня смертности населения - одна из целей приори­тетного национального проекта "Здоровье" и "Концепции демографиче­ской политики Российской Федерации на период до 2025 г.". Однако по итогам 2008 г. наибольшего снижения достигла лишь смертность на­селения трудоспособного возраста от внешних причин (на 6,3%). Смерт­ность населения трудоспособного возраста от всех причин снизилась всего на 1,4%, а показатели смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения и от новообразований, напротив, увеличились по сравнению с 2007 г. соответственно на 0,6 и на 0,2%.

4.2. Несмотря на сокращение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 6,9% общего числа лиц, впервые признанных инвалидами, доля лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, в общей численности лиц, впервые признанных инвалидами, составляет в сред­нем по Российской Федерации 41,8%.

4.3. В "Докладе о результатах и основных направлениях деятель­ности Министерства здравоохранения и социального развития Россий­ской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 г. и на период до 2010 г." поставлен ряд задач. Одна из них - повышение эф­фективности функционирования отрасли здравоохранения. Результа­тами повышения эффективности функционирования системы здраво­охранения должны стать увеличение объема амбулаторно-поликлини-ческой помощи, оптимизация деятельности стационаров, службы скорой медицинской помощи, переход на страховой принцип финансирования здравоохранения.

По итогам проведенного анализа установлено, что в 2008 г. объем медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, был ниже норматива на 14,0%, объем амбулаторной медицинской помощи - на 0,8%. В то же время фактически выполненные объемы по наиболее за­тратным скорой и стационарной медицинской помощи превысили нор­мативы соответственно на 7,9 и 2,3%. Высокие показатели объема скорой медицинской помощи при низких значениях показателя объема амбулаторной медицинской помощи свидетельствуют о недостаточной эффективности работы первичного звена здравоохранения, в частно­сти - его профилактического направления.

На это также указывает увеличение в 2008 г. на 1,4% показателя средней продолжительности временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего. По сравнению с 2007 г. значения данного показателя увеличились в 46 регионах в пределах от 0,9 до 7,5%. В 45 субъектах Российской Федерации (54,2% от общего количества субъектов Российской Федерации) средняя продолжитель­ность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в рас­чете на одного работающего в 2008 г. имеет уровень выше среднерос­сийского (в пределах от 0,8 до 42,6%).

Из информации, изложенной в Докладах, следует, что медленное снижение показателя объема скорой медицинской помощи связано с низкой доступностью медицинской помощи в сельских районах. При этом число коек в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности в 2008 г. составило 42,4 едини­цы на 10 тыс. населения и сократилось по сравнению с 2007 г. на 6,0%, а число коек в государственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения в городской местности составило 105,4 на 10 тыс. населения и сократилось в 2008 г. на 2% по отношению к предыдущему году.

Комплексный анализ обеспечения населения медицинской помо­щью показал, что в регионах, имеющих низкие показатели объемов амбулаторной, стационарной, скорой и стационарозамещающей меди­цинской помощи или низкие показатели объемов амбулаторной и ста­ционарной медицинской помощи при высоких показателях скорой ме­дицинской помощи, высоки показатели смертности населения. Это может свидетельствовать об ограничении доступности медицинской помощи для населения данных регионов.

Полноценный анализ эффективности обеспечения граждан Рос­сийской Федерации качественной доступной медицинской помощью возможен при сопоставлении показателей объемов медицинской по­мощи с уровнем и динамикой показателей здоровья населения, которые отсутствуют в индикаторах оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ финансового обеспечения единицы объема медицинской помощи показал, что приведенный показатель (без учета районных коэффициентов) стоимости одного койко-дня в 2008 г. в среднем по Российской Федерации составил 123,2% от финансового норматива, утвержденного Программой госгарантий на 2008 г. (935,3 руб. при нор­мативе 758,9 руб.), одного посещения - 117% от норматива (155,9 руб. при нормативе 133,3 руб.). При этом приведенные показатели стоимости единицы объема оказанной медицинской помощи в дневных стациона­рах и единицы объема оказанной скорой медицинской помощи в 2008 г. не достигли норматива соответственно на 7,7% (247,5 руб. при норма­тиве 268,5 руб.) и на 23,6% (927,2 руб. при нормативе 1213,3 руб.).

Фактические и приведенные показатели стоимости единиц объемов медицинской помощи увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. по всем видам медицинской помощи в среднем на 24,8%, однако в боль­шинстве субъектов Российской Федерации они остаются ниже среднего их значения по РФ.

Как следует из Докладов, рост стоимости единицы объема оказан­ной в 2008 г. стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи, а также помощи, оказанной в дневных стациона­рах, объясняется увеличением расходов на оплату труда, ростом цен на медикаменты, продукты питания, расходные материалы, на коммуналь­ные услуги и повышением других затрат, связанных с оказанием меди­цинской помощи населению.

Таким образом, низкие показатели стоимости одного вызова скорой медицинской помощи неизбежно отражаются на качестве предоставле­ния указанного вида медицинской помощи (недостаточность расходов на лекарственное обеспечение вызова скорой медицинской помощи).

Назовем индикаторы эффективности работы отрасли здравоохра­нения и обеспечения доступности для населения медицинской помощи. Это показатели средней продолжительности пребывания пациента на койке в государственных и муниципальных учреждениях здравоохране­ния, среднегодовой занятости койки в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, уровень госпитализации в государствен­ные и муниципальные учреждения здравоохранения. Анализ указанных показателей свидетельствует о недостаточно высокой эффективности работы койки в году и о неэффективности мероприятий, проводимых субъектами Российской Федерации по оптимизации стационарной ме­дицинской помощи и интенсификации работы амбулаторно-поликлинического звена.

Так, в 2008 г. среднегодовая занятость койки в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения была недостаточно вы­сокой и составила в целом по Российской Федерации 323 дня, увели­чившись лишь на 0,9% по сравнению с 2007 г. При этом средняя про­должительность пребывания пациента на койке в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в 2008 г. составила в целом по Российской Федерации 13,0 дней (2007 г. - 13,1 дня).

Уровень госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения остался практически на уровне 2007 г. и в 2008 г. составил 21,7 случая на 100 чел. населения (2007 г. - 21,6 слу­чая на 100 чел. населения). При этом в 58 субъектах Российской Феде­рации (69,9% от общего количества субъектов Российской Федерации) уровень госпитализации в государственные и муниципальные учрежде­ния здравоохранения в 2008 г. был выше среднероссийского (в пределах от 1,8 до 76,0%).

Сравнительный анализ фактически достигнутых в 2008 г. показа­телей уровня госпитализации в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и объема амбулаторной медицинской по­мощи показал, что в 57% случаев регионы с высоким уровнем госпита­лизации в государственные и муниципальные учреждения здравоохра­нения имеют показатели объемов амбулаторной медицинской помощи ниже среднероссийского значения и федерального норматива. Это также свидетельствует о недостаточно эффективной работе амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения по профилактике за­болеваний и об ограничении доступности для населения медицинской помощи на самом востребованном участке.

Таким образом, уровень значений и динамика указанных показа­телей не согласуются с поставленной Минздравсоцразвития России задачей по оптимизации и структурной реорганизации деятельности учреждений здравоохранения в целях повышения качества и доступ­ности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения.

4.4. Один из основных индикаторов, отражающих доступность для населения качественной бесплатной медицинской помощи, - удовлет­воренность населения медицинской помощью. Анализ приведенных в Докладах за 2008 г. данных, касающихся удовлетворенности населения медицинской помощью (в процентах от числа опрошенных), показал, что только в одном из 83 субъектов Российской Федерации (в Чукотском автономном округе) значение данного показателя составляет более 50% - 57,3%. В остальных 82 субъектах Российской Федерации оно со­ставляет менее 50% и варьирует от 17,3 в Калининградской области до 48,3% в Республике Мордовия. В целом по Российской Федерации среднее значение показателя "удовлетворенность населения медицин­ской помощью" составляет 32,7%.

4.5. В целях повышения эффективности функционирования отрас­ли здравоохранения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации предусматривается решить ряд задач:

  • осуществить перевод учреждений здравоохранения, оказываю­щих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь, на оказание медицинской помощи по конечному результату с учетом критериев качества и повысить уровень оплаты труда;
  • внедрить стандарты оказания медицинской помощи и унифици­рованные методы финансирования медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных в соот­ветствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • создать преимущественно одноканальную систему финансиро­вания здравоохранения.

Анализ достигнутых значений указанных показателей показал сле­дующее:

  • количество государственных и муниципальных учреждений здра­воохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование (не менее 70% от общего объема финансиро­вания за счет средств обязательного медицинского страхования) через систему обязательного медицинского страхования, в 2008 г. составило в целом по Российской Федерации 13,5% от общего количества государственных и муниципальных учрежде­ний здравоохранения (10 731 ед.). Только в пяти регионах на преимущественно одноканальное финансирование переведено свыше 80% учреждений;
  • медико-экономические стандарты оказания медицинской по­мощи внедрены в 62,7% государственных и муниципальных медицинских учреждений здравоохранения, причем в 100%-ном объеме - лишь в 11 субъектах Российской Федерации;
  • количество государственных и муниципальных медицинских учреждений, финансирование которых осуществляется по ре­зультатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное население, в целом по Российской Федерации составило 6,6% (710 ед.) от общего количества государственных (муниципальных) учреждений (10 731 ед.), при этом лишь в 11 регионах все амбулаторно-поликлинические учреждения переведены на финансирование по результатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное насе­ление;
  • количество государственных и муниципальных больничных учреждений, финансирование которых осуществляется по ре­зультатам деятельности по законченному случаю в целом по Российской Федерации, составило 30,3% (3250 ед.) от общего количества учреждений (10 731 ед.). Только в 13 субъектах Рос­сийской Федерации все учреждения переведены на финансиро­вание по результатам деятельности по законченному случаю;
  • количество государственных (муниципальных) учреждений здра­воохранения, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, в 2008 г. состави­ло в целом по Российской Федерации 2,5% (2411 ед.) от общего количества учреждений (10 731 ед.). Только в 12 субъектах Рос­сийской Федерации учреждения здравоохранения полностью переведены на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ори­ентированную на результат;
  • только в 22 регионах доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих единые информа­ционные технологии для учета объемов и стоимости оказанной медицинской помощи, составляет более 80%. Таким образом, уровень фактически достигнутых и планируемых на среднесрочный период показателей, характеризующих внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения, свидетель­ствует о низкой эффективности реализации институциональных реформ в отрасли.

4.6. Неотложные меры в здравоохранении не могут быть решены без хорошо подготовленных компетентных работников здравоохранения. Кадровые ресурсы - ключевой фактор, определяющий эффективность функционирования служб здравоохранения.

Численность врачей (физические лица) в государственных и муни­ципальных учреждениях здравоохранения (на конец 2008 г.) в целом по Российской Федерации составила 36,3 чел. на 10 тыс. населения, сред­них медицинских работников - 89,2 чел. на 10 тыс. населения (в странах Евросоюза по итогам 2006 г. обеспеченность врачами на 10 тыс. насе­ления составила 32,0, медицинскими сестрами - 74,5[1]).

Разница в численности врачебных кадров в разных регионах до­ходит до 3,7 раза, а в численности средних медицинских работников - до 2,7. Соотношение численности врачей и численности средних медицин­ских работников в Российской Федерации составляет 1 : 2,5 (на одного врача приходится 2,5 медицинских сестры), тогда как по рекомендации ВОЗ это соотношение должно составлять 1 : 4 (Мюнхенская декларация, июнь, 2000 г.). Эти цифры свидетельствуют о недостатке средних меди­цинских работников в Российской Федерации. Между тем эффектив­ность работы отрасли здравоохранения напрямую зависит от их числен­ности, так как сестринское обслуживание рассматривается как один из наиболее востребованных ресурсов по предоставлению услуг в здраво­охранении. По мнению специалистов Европейского бюро ВОЗ, исполь­зование в большей степени сестринского обслуживания для оказания простых медицинских услуг способствует повышению экономичности системы здравоохранения.

В Российской Федерации по данным проведенного анализа в 2008 г. отмечается уменьшение численности медицинских сестер по сравнению с 2007 г. на 0,78%. В 59 регионах численность данной категории среднего медицинского персонала уменьшилась в среднем на 2,0%. Наибольшее снижение отмечается в Тюменской области (на 19,5%), в Республике Кал­мыкия (на 8,5), в Калининградской (на 5,9) и Псковской (на 4,7%) областях.

Из анализа следует, что численность медицинских сестер сокра­щается из-за невысокой заработной платы, которая по итогам 2008 г. составила в среднем по Российской Федерации 11 982,71 руб. При этом в 57 субъектах Российской Федерации заработная плата среднего ме­дицинского персонала ниже среднего значения по Российской Федера­ции (в пределах от 2,7% в Калужской области до 44,5% в Карачаево-Черкесской Республике).

В 2009-2011 гг. регионами прогнозируется увеличение численности средних медицинских работников в среднем по Российской Федерации на величину, меньшую, чем величина прироста врачебных кадров. Таким образом, в регионах отсутствует единая согласованная кадровая по­литика по устранению несбалансированности кадровых ресурсов, кото­рая могла бы содействовать повышению эффективности деятельности отрасли здравоохранения, обеспечению доступности качественной ме­дицинской помощи.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата вра­чей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 2008 г. составила 20 134,0 руб. В 53 субъектах Российской Федерации (63,9%) ее размер был ниже среднероссийского (в пределах от 0,2 в Республике Бурятия до 49,6% в Чеченской Республике).

4.7. По определению ВОЗ доля расходов на здравоохранение в общем государственном бюджете отражает степень приоритетности вопросов охраны здоровья в распределении государственных ресурсов для полноценного решения таких ключевых стратегических задач, как обеспечение финансовой защиты и равноправного доступа к услугам здравоохранения.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Фе­дерации на здравоохранение в 2008 г. оставались по-прежнему невы­сокими и составляли в среднем 10,9% от общего объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа Докладов установлено, что в 32 регионах доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение ниже среднего значения по Российской Федерации (10,9%).

Наибольшая доля расходов на здравоохранение (без учета средств по подразделу 09 08 "Физическая культура и спорт") в общих расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в 2008 г. отмечается в Ханты-Мансийском АО (17,4%), наименьшая - в Чукотском АО (2,4%).

В структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации расходы на увеличениие стоимости основных средств по итогам 2008 г. составили 20,7%, в части текущих расходов - 65,6%, в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату тру­да - 40% от общих расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение (681 220 002,0 тыс. руб.).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Фе­дерации на здравоохранение в 2008 г. (без учета расходов по подраз­делу 09 08 "Физическая культура и спорт") уменьшились по отношению к 2007 г. на 0,6%, а в сопоставимых ценах - на 16,6%.

Уменьшение расходов на здравоохранение в 2008 г. отмечалось в 48 субъектах Российской Федерации: от 72,4% в Чукотском АО (в сопо­ставимых ценах - 76,8%) до 1,4% - в Пермском крае (в сопоставимых ценах - 17,3%). Расходы консолидированного бюджета Чукотского АО на здравоохранение являются минимальными в Российской Федерации.

Анализ Докладов показал, что в 2009 г. в связи с сокращением в условиях финансового кризиса объемов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации размеры финансирования здравоохранения (с учетом расходов по подразделу 09 08 "Физическая культура и спорт") из консолидированных бюджетов субъектов Россий­ской Федерации уменьшатся по сравнению с 2008 г. на 21,9%.

Наибольшее снижение расходов по подразделу 09 00 в 2009 г., по данным Докладов, отмечается в ЦФО (-51,1%). В УФО уменьшение объемов финансирования здравоохранения в 2009 г. составит -26,9%, в ЮФО - -22,5, в СЗФО - -18,7%. В СФО, напротив, объем расходов на здравоохранение в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации увеличивается на 8,9%, в ДФО - на 4,1, в ПФО - на 2,4%. В региональном разрезе снижение финансирова­ния прогнозируется (по данным Докладов) в 35 субъектах Российской Федерации; в 41 регионе бюджет, напротив, увеличивается.

Таким образом, в региональном аспекте бюджетная стратегия на среднесрочный период имеет разнонаправленный характер.

Разные подходы наблюдаются также в определении структуры бюджетных расходов по отрасли здравоохранения на среднесрочный период в условиях финансового кризиса. В одних регионах планируется уменьшение затрат на приобретение основных средств, сокращение капитальных расходов при увеличении доли финансирования текущих расходов и расходов на оплату труда. При этом предусматривается про­ведение мероприятий по оптимизации и повышению эффективности расходования бюджетных средств посредством приоритетного развития первичного медико-санитарного звена здравоохранения, сокращения коечного фонда и вакантных штатных должностей.

В других регионах (Сахалинская область, Республика Бурятия) предполагается увеличить расходы на укрепление материально-технической базы здравоохранения, на увеличение объемов платных медицинских услуг (Ханты-Мансийский АО).

4.8. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Россий­ской Федерации в расчете на одного жителя в 2008 г. составили по Российской Федерации в среднем 6532,0 руб., что на 31,0% больше, чем в 2007 г., и на 45% выше утвержденного Программой госгарантий фе­дерального норматива в размере 4503 руб. (2207,1 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования, 2295,9 руб. - за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации).

В то же время в 60 субъектах Российской Федерации (72,3% от общего числа регионов) указанные расходы ниже среднероссийского уровня - в пределах от 3% (Республика Алтай) до 70,0% (Республика Ингушетия).

Стоимость территориальных программ обязательного медицинско­го страхования, утвержденных субъектами Российской Федерации, в целом по Российской Федерации составила 412 748 014,8 тыс. руб., что на 26,3% больше, чем в 2007 г. Однако по-прежнему сохраняется существенная дифференциация подушевых показателей финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий -от 1959,1 руб. в Республике Ингушетия до 10 739,1 руб. в Чукотском автономном округе (без учета районных коэффициентов).

4.9. Для оценки метода целевого планирования показателей про­ведено сравнение фактически достигнутых значений со значениями, запланированными субъектами Российской Федерации на 2008 г. в До­кладах 2007 г.

В большинстве регионов плановые значения показателей не до­стигнуты. Процент выполнения субъектами Российской Федерации предусмотренных значений неудовлетворительно низкий или необо­снованно сверхвысокий.

В регионах сохраняется существенная дифференциация достигну­тых значений практически по всем показателям. Так максимальная стоимость одного койко-дня в государственных и муниципальных учреж­дениях здравоохранения (без учета видов расходов, возмещаемых в рамках территориальной программы ОМС) превышает минимальную в 1686,4 раза (от 1,7 руб. во Владимирской области до 2866,9 руб. в Ханты-Мансийском АО).

Отклонения планируемых регионами значений объемов медицин­ской помощи от утвержденных федеральных нормативов не соответ­ствуют основным стратегическим направлениям развития отрасли здравоохранения по повышению эффективности ее деятельности, по обеспечению доступности и повышению качества оказываемых меди­цинских услуг.

4.10. В целях достижения среднесрочных целей развития отрасли в Докладах предусмотрено индикативное планирование целевых по­казателей на среднесрочную перспективу. Индикаторы определяются как параметры границ (минимальные и максимальные), в пределах которых система, включающая организационные механизмы, техноло­гические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться в направлении реализации стратеги­ческих целей.

Анализ свидетельствует о невысоком качестве индикативного пла­нирования регионами целевых показателей на среднесрочную перспек­тиву (без учета фактически достигнутых результатов) и об отсутствии четкой стратегии при определении их значений.

Отклонения фактических значений от плановых показателей, пла­новых значений от утвержденных нормативов свидетельствуют об от­сутствии системности в подходе к формированию исходных значений указанных показателей, о слабой системе прогнозирования в регионах и о серьезных недостатках в системе планирования показателей, а так­же о низкой эффективности организации мероприятий, планируемых в сфере здравоохранения, и об отсутствии четкой, последовательной, единой политики, направленной на реализацию поставленных задач.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль