Здравоохранение современной Беларуси

1924
Здравоохранение современной Беларуси

Республика Беларусь находится в Восточной Европе, граничит с Польшей, Литвой, Латвией, Украиной, Российской Федерацией. Столица - г. Минск. Административно Беларусь поделена на шесть областей: Брестскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, Витебскую и Минскую. Минск не входит в состав Минской области, имеет статус самостоятельной административно-территориальной единицы. Около 78% населения республики проживает в городах.

Согласно Конституции Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Возглавляет республику Президент. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет министров; работой Правительства руководит премьер-министр.

Распад Советского Союза негативно повлиял на демографическую ситуацию во всех бывших советских республиках, в т. ч. в Беларуси. Численность населения сократилась с 10,2 млн. чел. в 1990 г. до 9,73 млн. в 2006 г.; рождаемость снизилась с 13,9 на 1 тыс. жителей в 1990 г. до 9,2 в 2005 г., что не было компенсировано миграцией. Общий коэффициент смертности в тот же период времени вырос до 14,5 на 1 тыс. населения. Имеет место отрицательный прирост населения. Заметно прогрессирует процесс старения. В современной Беларуси показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении для мужчин составляет 62,9 года, для женщин - 75,1 года.

В 2005 г. основными причинами смертности были болезни системы кровообращения (691,2 случая на 100 тыс. населения), внешние причины: дорожно-транспортные происшествия, отравления, травмы, убийства и самоубийства (165,6 случая на 100 тыс. населения) и злокачественные новообразования (148 случаев на 100 тыс. населения). Согласно официальным данным, коэффициент младенческой смертности в 2005 г. составил 6,3 случая на 1 тыс. живорожденных, а коэффициент материнской смертности в 2006 г. - 10,3 случая на 100 тыс. живорожденных.

Основные организационные реформы здравоохранения после объявления в 1991 г. независимости Республики Беларусь были направлены на оптимизацию государственной системы здравоохранения. Были предприняты меры по укреплению первичного звена и преодолению различий в обеспеченности медицинской помощью городского и сельского населения. Эти меры включали внедрение общей врачебной практики в сельской местности. Также в сельской местности избыточные коечные мощности стационаров были перепрофилированы и выделены в отделения для оказания медико-социальной помощи. Много внимания уделяется развитию первичной медицинской помощи.

В системе здравоохранения Республики Беларусь административные отношения носят иерархический характер и построены по территориальному принципу. Организация и финансирование услуг первичной и вторичной медицинской помощи производятся на местном уровне (областном, районном). При этом правительство, руководствуясь текущими национальными приоритетами, централизованно устанавливает минимальные стандарты медицинской помощи.

Поскольку здравоохранение является государственной системой, Министерство здравоохранения несет полную ответственность за ее функционирование (несмотря на то, что финансирование первичной и вторичной медицинской помощи передано в ведение органов управления на региональном уровне). Услуги третичной медицинской помощи (высокоспециализированные больницы) финансируются непосредственно Минздравом Республики Беларусь. В системе есть несколько частных поставщиков услуг, но большинство организаций здравоохранения государственные. Центральное правительство совместно с Минздравом принимают решения о перспективах развития здравоохранения и определяют программу реформ.

Президент и парламент утверждают бюджет здравоохранения совместно с Министерством финансов. Кроме того, Министерство финансов отслеживает процесс расходования средств Министерством здравоохранения. Ведомственные медицинские учреждения (МВД, Минобороны и т. д.) финансируются из бюджета соответствующих министерств. Общие расходы на здравоохранение составляют около 6,2% от ВВП, что соответствует 427 долл. США по паритету покупательной способности на душу населения. Большая часть расходов (66%) выделяется на стационарную помощь, 21% - на амбулаторно-поликлиническую помощь, 10% - на капитальные вложения и административные расходы и 3% - на услуги санэпиднадзора.

В стране нет системы обязательного медицинского страхования, а рынок частного добровольного медицинского страхования очень ограничен. Главный источник формирования доходов бюджета - доходы предприятий.

В Беларуси действуют две основные формы оказания первичной медико-социальной помощи (ПМСП). В городах функционирует традиционная сеть поликлиник, а в сельской местности и на окраинах некоторых городов начинается внедрение общей врачебной практики. В отдаленных сельских регионах ПМСП организована на базе фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, где работают врачи общей практики, педиатры, фельдшеры и сестринский персонал.

В некоторых отдаленных сельских районах есть амбулатории с коечным фондом 15-30 мест. Такие учреждения чаще называются участковыми больницами. Некоторые из них были реорганизованы в больницы сестринского ухода, оказывающие долговременную медико-социальную помощь. Кроме того, в стране действует служба скорой помощи, которая обеспечивает значительную часть медицинской помощи в нерабочее время, а также экстренную медицинскую помощь. В общей сложности в республике 2475 ФАПов и 604 сельских амбулаторий.

В областных центрах и в Минске ПМСП оказывают в поликлиниках, при которых есть также женские консультации. В общей сложности в стране насчитывается 374 детских поликлиники и детских поликлинических отделения в составе больниц, 482 поликлиники, обслуживающие взрослое население, 326 женских консультаций. Городские поликлиники имеют значительные районы охвата и обслуживают от 10 тыс. до 100 тыс. жителей и более.

В городских поликлиниках имеются все основные категории узких специалистов, ведущих амбулаторный прием (отоларингологи, хирурги, офтальмологи, неврологи, эндокринологи, кардиологи, гинекологи). Лечебно-профилактические учреждения удовлетворительно оснащены основными аппаратными средствами диагностики (клиническая лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ и эндоскопический кабинет).

Согласно утвержденному нормативу на каждые 1800 чел. прикрепленного к поликлинике взрослого населения должен приходиться один участковый терапевт. В основном эта норма соблюдается. На отдельных территориях из-за недостатка кадров в первичном звене на обслуживании у врача-терапевта может быть прикреплено 2-2,5 тыс. чел.

Специализированная амбулаторная и стационарная помощь организована по территориально-участковому принципу: каждый район или область обслуживает соответствующая больница. В них оказывают как обычные услуги вторичной медицинской помощи (терапия, хирургия, акушерство и гинекология), так и целый ряд специализированных услуг. В более сложных случаях пациента направляют в больницу областного уровня. В каждом районе и в каждой области есть также амбулаторная специализированная поликлиника, которая относится к вторичному звену медицинской помощи.

Третичное звено медицинской помощи представлено узкоспециализированными больницами, научно-исследовательскими институтами и учебными учреждениями, имеющими собственный коечный фонд. Услуги высокоспециализированной медицинской помощи в основном оказываются в Минске, но несколько узкоспециализированных больниц есть также в областных центрах; где оказываются услуги в области охраны материнства и детства, травматологии и ортопедии и др.

В системе здравоохранения нет взаиморасчетов при направлении пациентов из первичного звена в специализированное, так как система здравоохранения является государственной. У всех работников здравоохранения единый наниматель - государство в лице исполнительных комитетов, а врачи (ПМСП и сектора специализированной помощи) получают зарплату из средств бюджета соответствующего района или области. Финансирование больниц производится на основании численности обслуживаемого населения.

Экстренная медицинская помощь организована на базе системы скорой помощи, которая включает также оказание первичной медико-санитарной помощи населению в нерабочее время. Услугами скорой помощи ежегодно пользуется почти треть населения. В стране насчитывается 178 подстанций; при этом 113 подстанций являются специализированно-реабилитационными (кардиологическими, педиатрическими, неврологическими и психиатрическими). Ежедневно на вызовы выезжают примерно 786 бригад, из них 346 врачебных, остальные - фельдшерские.

Некоторые авторы высказывают мнение о том, что иногда население злоупотребляет услугами скорой помощи, вызывая бригаду в случаях, не требующих экстренного медицинского вмешательства. При этом авторы ссылаются на факт, что при 3,66 млн. вызовов в год уровень госпитализации составил всего 16%. Однако эту цифру можно интерпретировать и иначе - уровень оказания помощи бригадами скорой помощи достаточно высок, и в результате во многих случаях госпитализация оказывается ненужной. Это, скорее, говорит об уровне профессиональной квалификации медицинских работников скорой помощи. Подобный опыт заслуживает изучения и обобщения.

В стране два вида аптек: государственные и частные. Государственные аптеки могут как продавать лекарства больным за полную стоимость, так и отпускать их льготникам по рецептам бесплатно или по льготным ценам. Психотропные средства распространяются только через государственные аптеки, частные аптеки не имеют права торговать ими, они занимаются только продажей лекарств за полную стоимость. В Беларуси имеется собственная, хотя и ограниченная, национальная сеть предприятий фармацевтической промышленности. Министерство здравоохранения стремится расширять собственные производственные мощности, с тем чтобы сократить расходы бюджета, однако около 70% потребляемых в стране лекарственных средств поступает по импорту.

Стоматологические услуги и зубопротезирование не считаются элементом государственной программы бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Конституцией. Лица, не относящиеся к особо уязвимым группам населения, частично оплачивают эти услуги. Размеры соплатежей населения определяются Минздравом Республики Беларусь. Негосударственные стоматологические учреждения являются частными поставщиками услуг, но их деятельность подвергается строгому регулированию, цены на их услуги устанавливаются Министерством здравоохранения и строго контролируются местными органами государственного управления. Такой опыт заслуживает не только одобрения, но и подражания.

По данным Министерства здравоохранения республики, в стране в секторе здравоохранения в 2006 г. работало 41 043 врача, 116 337 медицинских сестер, 4647 стоматологов, 3683 педиатра, 1757 эпидемиологов и гигиенистов. Управленческий персонал здравоохранения составляет около 2 тыс. чел. Базовая подготовка врачебных кадров осуществляется в четырех медицинских университетах страны, выпускающих 2585 чел. в год. Подготовка медицинских сестер и фельдшеров производится в 17 медицинских колледжах.

В Республике Беларусь удалось сохранить такую систему оказания медицинской помощи, которая обеспечивает полный комплекс услуг здравоохранения всему населению страны, большей частью - бесплатно.

Состояние здоровья населения, несколько ухудшившееся за последние 15 лет, вызывает серьезную озабоченность. Государство проявляет постоянную заботу о повышении качества медицинской помощи. За последние годы по ряду ключевых показателей положение значительно изменилось к лучшему. Самое важное достижение - снижение материнской и младенческой смертности. Опросы населения о состоянии здравоохранения в стране демонстрируют, что большая часть населения в целом удовлетворена действующей системой.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×