Организационно-экономические аспекты проведения дополнительной диспансеризации граждан

1564
Организационно-экономические аспекты проведения дополнительной диспансеризации граждан

На фоне негативных тенденций в формировании демографической ситуации, роста общей и первичной заболеваемости населения особого внимания заслуживают опережающие темпы роста смертности лиц трудоспособного возраста. По экспертным оценкам, затраты на лечение в 14 раз превышают затраты на профилактику, поэтому одним из основных направлений приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения стала программа дополнительной диспансеризации работающего населения (далее - ДД).

Программа направлена на раннее выявление и лечение заболеваний, в том числе социально значимых (сахарного диабета, туберкулеза, онкологических, сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата и др.). Измеримым результатом программы диспансеризации должно стать снижение показателей смертности и инвалидизации населения. Как следствие - ожидается снижение экономических потерь за счет восстановления трудового потенциала страны.

Принципиальное значение для успешной реализации программы ДД имеет нормативно-правовое регулирование вопросов оказания медицинской помощи. Для максимально эффективного использования выделяемых финансовых ресурсов необходимо выработать оптимальную организационную технологию, основанную на принципах заинтересованности и взаимодействия всех участников процесса - пациентов, работодателей, врачей и администрации поликлиники, фондов ОМС, органов управления здравоохранением. Кроме того, новые методики массовых медицинских осмотров должны учитывать материально-технические, финансовые и кадровые возможности государственных и муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений.

К сожалению, амбулаторно-поликлинические учреждения испытывают сложности с решением целого ряда проблем, которые были подняты и обсуждены в работах ряда авторов, изучавших процесс проведения ДД. Первая из таких проблем - несвоевременное издание нормативно-правовых документов, регулирующих порядок проведения ДД.

Начиная с 2006 г. перечень включенных в программу ДД специалистов и исследований ежегодно изменяется. При этом сроки принятия документов сдвигаются на второй, а иногда и на третий квартал, что приводит не только к "авральному" режиму работы ЛПУ в конце года, но и к прямым финансовым потерям.

Например, в 2008 г. задержка между изданием приказа Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 № 80н "О проведении в 2008-2009 гг. дополнительной диспансеризации работающих граждан" и соответствующего приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 23.07.2008 № 563 составила пять месяцев. Такая же ситуация сохраняется и сегодня. 31 декабря 2010 г. было издано постановление Правительства РФ № 1228 "О порядке предоставления из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан". Согласно постановлению объем и порядок проведения ДД, а также норматив затрат устанавливаются Минздравсоцразвития России, однако соответствующий приказ до сих пор не доведен до лечебно-профилактических организаций.

Что касается финансовых потерь ЛПУ, связанных с несвоевременностью получения нормативных документов, то здесь есть несколько аспектов.

Московским городским фондом ОМС проводится оплата услуг ДД "по законченному случаю" - при условии приема пациентов всеми специалистами и проведения дополнительных исследований, предусмотренных программой. Поэтому, например, поликлинике № 92 вообще не были оплачены случаи диспансеризации, законченные в январе и феврале 2008 г. в связи с более поздним изменением порядка ДД. Проведение диспансерного осмотра в неполном объеме приводит не только к неполучению оплаты, но и к некомпенсированным фактическим издержкам ЛПУ на выполненные приемы и исследования.

С целью минимизации издержек администрация поликлиники № 92 была вынуждена занять выжидательную позицию до выхода новых нормативных документов. В результате план ДД работающего населения, уточненный приказом Управления здравоохранения ЦАО г. Москвы от 25.09.2008 № 106, пришлось выполнять в течение последнего квартала 2008 г. Это привело к резкой интенсификации работы персонала поликлиники, перегрузкам диагностических служб, отмене части "недиспансерных" приемов населения, что также отразилось на финансовых результатах работы.

Вторая проблема - организация явки пациентов на диспансерный осмотр. Медицинская общественность понимает важность профилактической работы, но большая часть населения не восприняла идею диспансеризации. Это подтверждается результатами проведенного анонимного анкетирования граждан.

Несмотря на проекты по формированию здорового образа жизни, реализуемые Минздравсоцразвития России, усилия по популяризации профилактических медицинских осмотров и разъяснению их пользы (как для конкретного гражданина, так и для работодателя) явно недостаточны. Так, только 23,6% работающего населения информированы о сути ДД. Более того, многочисленные публикации в периодических СМИ и Интернете акцентируют внимание населения на исключительно добровольном характере профилактических осмотров.

В результате многие пациенты не знают о ДД или не видят в ней особого смысла, а многие работодатели отказываются от нее, так как у них отсутствует нормативно закрепленная обязанность (либо иная мотивация) обеспечить проведение диспансеризации работников. Кроме того, качественное проведение диспансеризации требует довольно значительных затрат времени (по данным работы поликлиники № 92 -от 28 до 46 дней).

Анализ контингента, прошедшего ДД в поликлинике № 92 в 2008 г., показал, что большинство из подлежавших диспансеризации составляли сотрудники организаций, расположенных в районе поликлиники (63,1%), а в 2009 г. основной контингент составило работающее население, прикрепленное к поликлинике (52,7%).

Только в отдельных случаях руководитель, понимающий возможность снижения издержек, связанных с нездоровьем своих сотрудников, принимает меры по организации прохождения осмотров. В силу роста правового самосознания граждан и их информированности о законном праве на отказ от медицинского вмешательства эти меры носят, как правило, стимулирующий характер (например, материальное поощрение, предоставление времени на посещение поликлиники в течение рабочего дня).

Для лечебно-профилактических учреждений выполнение программы ДД является обязанностью, а также играет определенную роль в финансировании учреждения. Управлениями здравоохранения административных округов г. Москвы сформулированы обязательные планы по количеству законченных случаев ДД для каждого амбулаторно-поликлинического учреждения. Так, для городской поликлиники № 92 г. Москвы план на 2010 г. составлял первоначально 1 тыс. чел., а после проведенной Управлением здравоохранения корректировки - 1600 чел. По причинам, описанным выше, в 2010 г. было всего 1175 законченных случаев ДД.

Понятно, что вопросы мотивации пациентов и работодателей на прохождение ДД не могут быть решены исключительно силами ЛПУ и требуют комплексного мотивационного подхода со стороны государства. Эффективность таких усилий может быть оценена гораздо быстрее и точнее, чем по многим другим профилактическим мероприятиям, а значит, быстрее можно принять меры по повышению мотивации.

Третья проблема связана со своевременностью получения ЛПУ информации о статусе обследуемого. Письмом Минздравсоцразвития России от 07.10.2008 № 7694-ВС разъясняется, что каждый работающий гражданин может пройти ежегодную ДД лишь один раз.

В 2010 г. из 1175 законченных случаев ДД неоплаченными остались 104 случая. Причинами стали отсутствие данных о пациенте в Едином регистре застрахованных (21 случай), а также дублирование диспансерного обследования в других ЛПУ (83 случая).

Повторные случаи проведения ДД обусловлены отсутствием доступа у амбулаторно-поликлинических учреждений к базе Московского городского фонда ОМС, проводящего окончательную экспертизу поданной информации. Таким образом, только по законченным, но не оплаченным случаям ДД финансовые потери поликлиники составили 108 368 руб. (9,7% от общего объема финансирования по ДД за 2010 г.). Считаем, что доступ ЛПУ к единой базе лиц, прошедших ДД, позволил бы избежать этих издержек.

Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 1042 руб., установленный в 2008 г. и сохранившийся в 2009-2010 гг., нуждается в ежегодной корректировке, а также в дифференциации (в зависимости от пола и возраста пациента). Сегодня доходы от проведения ДД не компенсируют затрат ЛПУ на эти цели. Фактическое превышение финансовых затрат на случай ДД у женщин старше 45 лет составило 233,7 руб., а у мужчин - 141,8 руб.

И, наконец, дополнительные финансовые и трудовые затраты возникают в связи со значительным увеличением документооборота по ДД. Ежегодное усложнение учетно-отчетных форм требует не только большего времени на их заполнение (по данным хронометража продолжительность приема отдельных специалистов увеличилась в 1,4-1,8 раза), но и дополнительных расходов при приобретении новых бланков.

Считаем, что в целях улучшения организации ДД работающего населения необходимо установить единый стандартный порядок проведения этой работы в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

Важность и результативность возобновленной программы диспансеризации очевидна. Несмотря на то, что большинство осмотренных субъективно оценивают свое здоровье как хорошее, только около 24% вошли в группу практически здоровых и группу риска (I и II группы), а 75,8% были отнесены к III группе. Были впервые выявлены онкологические заболевания (два случая), сахарный диабет (два случая), гипертоническая болезнь (13 случаев), ишемическая болезнь сердца (один случай).

Распределение граждан, прошедших ДД в поликлинике № 92 в 2010 г., по группам здоровья, определенным приказом Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н "О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан", представлено в таблице.

Распределение работающих граждан, прошедших ДД в 2010 г., по группам здоровья

Группа здоровья

Критерии отнесения граждан к группе здоровья

Число граждан

I

Практически здоровые. Не нуждаются в диспансерном наблюдении. Проводится профилактическая беседа, даются рекомендации по здоровому образу жизни, по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения

283

II

Риск развития заболевания. Нуждаются в проведении профилактических мероприятий. Оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний

225

III

Нуждаются в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждаются в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление)

563

IV

Нуждаются в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Направляются на плановую госпитализацию

0

V

Граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Медицинская документация гражданина направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи

0

Еще раз подчеркнем, что возобновление диспансеризации как эффективного метода профилактической работы требует коррекции нормативно-правового регулирования, создания максимально эффективных организационных мероприятий и ресурсного обеспечения деятельности поликлинического учреждения.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×