Особенности размещения государственного и муниципального заказа на поставку лекарственных средств

2466
Особенности размещения государственного и муниципального заказа на поставку лекарственных средств

На совещании "О стратегии развития фармацевтической промышленности", состоявшемся в октябре 2009 г. в г. Зеленограде, Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин заявил, что необходимо менять политику государственных закупок, установить четкие, прозрачные правила игры на рынке, исключить лазейки и различные манипуляции для обхода конкурсных процедур. "Когда конкурсы проходят честно - цены снижаются в десятки раз", - сказал он. К настоящему времени Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и ФАС России уже предприняты значительные меры для реализации поставленной задачи - обеспечения прозрачности процесса размещения заказов на поставку лекарственных средств.

Сегодня государство - не только регулятор, но и крупнейший участник фармацевтического рынка России, особенно в сегменте дорогостоящих лекарственных средств. Так, бюджетные расходы Минздравсоцразвития России (по данным Минфина России) на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также перенесших трансплантацию органов и (или) тканей, по состоянию на 1 октября 2010 г. составили более 41 млрд руб.

От эффективности расходования бюджетных средств будет во многом зависеть динамика роста цен во всей отрасли. Уже сейчас, по данным Росздравнадзора, наблюдается разрыв более чем в 5 процентных пунктов в динамике роста цен на лекарственные средства в розничных аптеках и в госпитальном сегменте в пользу последнего, что свидетельствует о неэффективности и недобросовестной конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок лекарственных средств.

Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России и ФАС России разрабатывает законопроект, устанавливающий четкие правила осуществления государственных и муниципальных закупок лекарственных средств. Пока правоприменительная практика опиралась лишь на разъяснения органов власти, что, конечно, неприемлемо. Основная цель разрабатываемого законопроекта - установить порядок формирования лотов на поставку лекарственных средств путем введения соответствующих норм в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

В рамках законопроекта можно выделить две первостепенные задачи: во-первых, необходимо установить универсальный порядок указания на предмет размещения заказа, т. е. на лекарственные средства. Это, с одной стороны, позволит заказчикам получать именно тот лекарственный препарат (с точки зрения фармакологических свойств), который им необходим, а с другой - не приведет к ограничению количества участников размещения заказа. Во-вторых, необходимо установить ограничения на объединение в рамках одного лота различных лекарственных средств, повышающее риск недобросовестной конкуренции и коррупционных проявлений.

Универсальный порядок формирования лота

В ходе решения первой задачи прежде всего было необходимо определить, каким образом следует обозначать в документации предмет размещения заказа. Проблема в том, что лекарственные средства не обладают какими-либо измеряемыми техническими характеристиками, которые можно было бы указать в документации о торгах. Лекарственное средство каждого торгового наименования обладает своими особенностями (дозировка, действующее вещество и другие характеристики), что позволяет недобросовестным заказчикам ограничивать количество участников размещения заказов, допуская к торгам только аффилированные с заказчиком фирмы.

Требовалось установить единый, объективный критерий взаимозаменяемости лекарственных средств. Таким критерием было решено считать международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства.

МНН - это рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения уникальное название фармацевтической субстанции (активного фармацевтического ингредиента). Эта уникальная характеристика придает МНН статус универсального международного информационного стандарта, использование которого позволяет медицинским работникам и потребителям ориентироваться в сотнях тысяч торговых наименований лекарств и безошибочно идентифицировать любое из них в любой стране мира.

Приведем в качестве примера известный препарат, имеющий МНН "парацетамол" (Paracetamol). Его торговые наименования таковы: в Великобритании он имеет название (British Approved Name, BAN) Paracetamol, в США (United States Adopted Name, USAN) – Acetaminophen; названия дженериковых препаратов – N-acetyl-p-aminophenol, APAP, p-Acetamidophenol, Acetamol; торговые наименования (бренды) – Тайленол®, Панадол®, Panamax®, Perdolan®, Calpol®, Doliprane®, Tachipirina®, ben-u-ron® и др.

Как видим, несмотря на уникальное МНН - "парацетамол", данное лекарственное средство обращается на рынке под множеством различных торговых наименований, производители и дистрибьюторы которых при условии конкурентных торгов могли бы существенно снизить цену государственного или муниципального контракта на поставку указанного лекарственного средства. Установление четкого порядка формирования лотов по МНН позволит допустить к государственному заказу всех поставщиков взаимозаменяемых лекарственных средств.

На уровне субъектов РФ уже предпринимались шаги в данном направлении. Примером этому, в частности, может служить распоряжение департамента здравоохранения г. Москвы от 05.05.2009 № 543-р "Об утверждении порядка осуществления замены торговых наименований лекарственных средств в рамках одного международного непатентованного названия, являющегося предметом открытого аукциона". Это распоряжение, однако, предусматривает возможность замены торговых наименований лишь в особых случаях, в то время как законопроектом, разрабатываемым Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и ФАС России, предполагается законодательно закрепить порядок формирования лотов (при любом способе размещения заказа) исключительно путем указания МНН лекарственного средства. При этом данную норму предполагается прописать отдельно для каждого способа размещения заказа, включая конкурс.

В связи с этим может возникнуть справедливый вопрос: не означает ли это, что заказчикам позволят осуществлять закупку лекарственных средств через процедуру открытого конкурса? А если нет, то зачем дополнительно прописывать эту норму в ст. 22 Закона № 94-ФЗ о конкурсной документации - ведь лекарственные средства входят в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р) (далее - Перечень).

На самом деле противоречий нет - положения Закона № 94-ФЗ не содержат ограничений на способ размещения заказа на конкретные товары, работы, услуги, а выбор способа размещения заказа осуществляется исходя из Перечня. Таким образом, порядок формирования лотов на поставки лекарственных средств должен быть прописан в т. ч. в положениях Закона № 94-ФЗ, касающихся размещения заказа путем проведения конкурса, - на случай, если лекарственные средства по той или иной причине будут исключены из аукционного Перечня.

В итоге законодательное закрепление указанного порядка формирования лотов позволит исключить из практики размещение государственными и муниципальными заказчиками заказов по торговым наименованиям лекарственных средств. Такой порядок приводил к ограничению числа участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Ограничение на объединение лекарственных средств в составе одного лота

Другая проблема, которую предполагается решить в рамках готовящегося законопроекта, - это, как уже говорилось выше, объединение в составе одного лота различных лекарственных средств, повышающее риск недобросовестной конкуренции и коррупционных проявлений.

Недобросовестные заказчики, пользуясь пробелами в законодательстве, имеют возможность включать в состав укрупненного лота лекарственные средства различных групп, а также лекарственные препараты, поставляемые узким кругом компаний. Это автоматически ведет к ограничению конкуренции и, как следствие, к победе на торгах заранее известного поставщика, исполняющего контракт по его начальной цене.

На первый взгляд решение данной проблемы лежит на поверхности - необходимо лишь установить запрет на объединение в рамках одного лота лекарственных средств с различными МНН. Другими словами, порядок формирования лотов должен основываться на принципе: "1 лот = 1 МНН".

Вместе с тем если исследовать проблему глубже, то станет очевидно, что указанный подход очень сложно реализовать на практике, поскольку чрезмерное дробление лотов ведет к резкому увеличению количества процедур размещения заказа, которые должен проводить заказчик.

Так, в соответствии с планами департамента здравоохранения г. Москвы при действующей с 1 июля 2010 г. системе размещения заказа на лекарственные средства (лоты формируются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи"; "1 лот = 1 аукцион") количество торгов на их закупку только в IV квартале 2010 г. должно было составить 560 (см. таблицу). Это уже стало причиной возникновения проблем с проведением торгов в связи с резким увеличением трудозатрат при оформлении необходимой сопроводительной документации и проектов государственных контрактов для передачи поставщикам.

По прогнозам департамента здравоохранения г. Москвы, в случае внесения изменений в порядок формирования лотов, предусмотренных законопроектом, ситуация может еще больше осложниться. С введением предлагаемого порядка формирования лотов количество плановых процедур в 2010 г. по отрасли "Здравоохранение" по лекарственным средствам в г. Москве превысит 4200.

Другая проблема, связанная с принципом формирования лотов "1 лот = 1 МНН", - риск возникновения дефицита поставщиков в случае осуществления закупок лекарственных средств в небольших объемах. Данная проблема может стать актуальной в отдаленных регионах и населенных пунктах. Там ввиду небольшой численности населения потребность в лекарственных средствах не столь велика. В этом случае дробление лотов приведет к отсутствию конкуренции среди поставщиков и, следовательно, к минимизации экономии бюджетных средств.

Учитывая вышеизложенные проблемы, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и ФАС России пришли к выводу о необходимости введения определенного порога, начиная с которого будет действовать принцип "1 лот = 1 МНН". В текущей редакции законопроекта эта пороговая сумма составляет 500 тыс. руб. Она аналогична ограничению, установленному для осуществления закупок путем проведения запроса котировок, и, с одной стороны, обеспечивает возможность объединения в составе одного лота небольших объемов лекарственных средств с различными МНН, а с другой - не позволяет крупным государственным заказчикам включать в состав укрупненного лота лекарственные средства различных групп, создавая тем самым условия для недобросовестной конкуренции.

Как уже отмечалось, государство является крупнейшим конъюнктурообразующим участником в данной отрасли. Описанные изменения, вносимые в порядок осуществления закупок лекарственных средств, можно считать первым, но очень важным шагом на пути к облегчению доступа к госзаказу отечественных фармацевтических предприятий и к развитию конкурентной фармацевтической отрасли в целом.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×