text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Основные показатели работы и перспективы развития службы охраны материнства и младенчества в Российской Федерации

  • 7 декабря 2010
  • 1372
Основные показатели работы и перспективы развития службы охраны материнства и младенчества в Российской Федерации

В условиях депопуляции, характеризующей современное общество в России, профилактика и снижение репродук­тивных потерь - важнейшие задачи государства. Такие показатели репродуктивного здоровья, как материнская и младенче­ская смертность, в современных условиях рассматриваются в качестве ведущих критериев социально-экономического благополучия населе­ния. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, поставлена цель - снижение смертности, в том числе материнской и младенческой, не менее чем в 2 раза.

По данным на 1 января 2010 г., численность женского населения в Российской Федерации составила 76,27 млн (53,7% от общей числен­ности населения России), численность женщин репродуктивного воз­раста - 37,56 млн. Анализ гинекологической заболеваемости у женщин в возрасте от 18 лет и старше показал, что в 2009 г. возросла частота нарушений перименопаузального периода (на 5,4% к уровню 2008 г.), эндометриоза (на 2,1%), расстройств менструации (на 2,0%), женского бесплодия (на 1,6%). В то же время наблюдается снижение заболевае­мости сальпингитами и оофоритами (на 7,5% у женщин в возрасте старше 18 лет и на 6,6% - в возрастной группе 15-17 лет).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Сохраняется рост частоты онкологических заболеваний репродук­тивной системы у женщин, в том числе рака тела матки (на 4,0% к уровню 2008 г.), молочной железы (на 3,9%), яичников (на 3,0%), шейки матки (на 1,2%). В 2009 г. впервые установлен диагноз рака молочной железы 52 157 больным, рака тела матки - 18 523, шейки матки - 13 867, яичника - 12 034. При профилактических осмотрах увеличилась выявляемость злокачественных новообразований молочной железы (с 23,0% в 2008 г. до 25,0% в 2009 г.) и рака тела матки (с 11,5 до 12,1% соот­ветственно). Этому в определенной степени способствовало проведение с 2006 г. в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Вместе с тем крайне низкой остается выявляемость при профилак­тических осмотрах рака яичников (9,2% в 2008 и 2009 гг.), отмечается уменьшение выявляемости рака шейки матки (с 28,9% в 2008 г. до 28,2% в 2009 г.).

Анализ причин, приводящих к возникновению гинекологических заболеваний у женщин, к нарушению репродуктивной функции и бес­плодию, свидетельствует, что один из ведущих факторов - аборты. Минздравсоцразвития России проводится планомерная работа, направ­ленная на снижение числа абортов: сокращен перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности (приказ Минздравсоцразвития России от 03.12.2007 № 736); утвержден рекомен­дуемый образец информированного добровольного согласия на про­ведение искусственного прерывания беременности при сроке до 12 не­дель (приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2007 № 335), по­зволяющий унифицировать разъяснительную работу с беременными женщинами; в женских консультациях предусмотрено введение долж­ностей социальных работников и психологов для оказания медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам (приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2007 № 389).

Мониторинг реализации приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2007 № 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях" показал, что число жен­ских консультаций, имеющих в штате социальных работников, увеличи­лось с 211 (12,7% от общего числа женских консультаций) в 2007 г. до 333 (20,3%) в 2009 г. Число женских консультаций, в составе которых организованы кабинеты медико-социальной помощи, увеличилось в Приволжском федеральном округе с 84 (28,2%) в 2007 г. до 119 (38,9%) в 2009 г., в Сибирском федеральном округе - с 53 (19,6%) до 92 (34,3%) соответственно, в Уральском - с 23 (15,6%) до 32 (22,1%). В то же время в Южном федеральном округе только 7,3% (19) женских консультаций в 2009 г. имели в штате социальных работников, в Центральном феде­ральном округе - 7,7% (32), в Северо-Западном - 15,2% (25), в Дальне­восточном - 17,5% (14).

Число женских консультаций с наличием в штате психологов воз­росло с 439 (26,3%) в 2007 г. до 546 (33,4%) в 2009 г. Наибольшее число женских консультаций, обеспеченных психологами, зарегистрировано в Приволжском (139 консультаций, т. е. 45,4% в 2009 г.), Сибирском (121, т. е. 45,1%), Уральском (57, т. е. 39,3%) и Дальневосточном (30, т. е. 37,5%) федеральных округах. В Южном федеральном округе только 14% (43) женских консультаций в 2007 г. и 18,5% (49) в 2009 г. имели в шта­те психолога. В 19 субъектах Российской Федерации в 2009 г. ни одна женская консультация не имела психологов в штате.

Результат деятельности социальных работников и психологов - пре­жде всего, снижение числа абортов. В частности, в субъектах Российской Федерации, в которых более 15% женских консультаций имели кабине­ты медико-социальной помощи (29 субъектов), общее число абортов за 2006-2009 гг. сократилось на 21,2%, а в регионах, где отсутствовали кабинеты медико-социальной помощи или доля женских консульта­ций, обеспеченных социальными работниками, составила менее 15% (54 субъекта), сократилось на 15,1%. Показатель абортов на 1 тыс. женщин фертильного возраста уменьшился соответственно на 18,5 и на 11,9%, а в возрастной группе 15-19 лет - на 28,7 и на 22,5%.

Для того чтобы привлечь внимание общественности к проблеме абортов в Российской Федерации, объединить усилия органов управле­ния здравоохранением, медицинских, общественных и религиозных организаций в профилактике и снижении числа абортов, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации со­вместно с Фондом социально-культурных инициатив в 2009 и в 2010 гг. во всех субъектах Российской Федерации проведена акция "Подари мне жизнь!".

В результате проводимой работы общее число абортов в Россий­ской Федерации за последние пять лет сократилось на 22,6% (с 1501,6 тыс. в 2005 г. до 1161,7 тыс. в 2009 г.). Показатель абортов на 1 тыс. женщин фертильного возраста уменьшился на 20,2% (с 38,2 в 2005 г. до 30,5 в 2009 г.), а показатель абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми -на 36,7% (со 105,4 до 66,7 соответственно). Снизилось абсолютное число абортов у первобеременных (со 161 485 в 2005 г. до 118 853 в 2009 г.), в сроки беременности 22-27 недель (с 21 294 до 17 493 соот­ветственно), абортов по медицинским (с 42 703 до 30 003) и по социаль­ным (с 2683 до 534) показаниям, неуточненных (с 72 722 до 60 001) и криминальных (с 1477 до 1132) абортов. Увеличивается удельный вес медикаментозных абортов (с 0,77% от общего числа абортов в 2005 г. до 3,02% в 2009 г.). За последние пять лет абсолютное число прерыва­ний беременности у девочек до 14 лет снизилось на 29,8% (с 966 в 2005 г. до 678 в 2009 г.), у девушек 15-17 лет - на 40,2% (с 41 091 в 2006 г. до 24 594 в 2009 г.).

Оказание акушерско-гинекологической помощи в Российской Фе­дерации обеспечивается развитой многопрофильной сетью лечебно-профилактических учреждений. По данным отраслевой статистической отчетности за 2009 г., структура учреждений службы родовспоможения страны представлена родильными домами (184), перинатальными цен­трами (48), женскими консультациями (1637, из них 43 - самостоятель­ные), акушерско-гинекологическими кабинетами (3815), центрами планирования семьи и репродукции (312).

По оперативным данным субъектов Российской Федерации, полу­ченным в ходе паспортизации учреждений акушерско-гинекологического профиля в 2009 г., общее число учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, составило 2191, из них 1944 (88,7%) являются структурными подразделениями многопрофильных муниципальных и государственных учреждений, в основном, центральных районных больниц, и 247 (11,3%) -самостоятельными юридическими лицами.

В структуре акушерских стационаров в Российской Федерации преобладают маломощные (менее 30 коек) родильные отделения – 1473 (67,2%). На долю учреждений родовспоможения с коечной мощностью от 30 до 49 коек приходится 11,4% (249), от 50 до 99 коек - 9,9% (216), от 100 до 199 коек - 9,5% (208), более 200 коек - 2,0% (45).

В субъектах Российской Федерации продолжается реструктуриза­ция коечного фонда учреждений родовспоможения. В целом за 2005­2009 гг. число акушерских коек в Российской Федерации сократилось на 1,6% (с 80 886 в 2005 г. до 79 570 в 2009 г.). При этом сокращение коечного фонда произошло в основном за счет уменьшения числа коек для беременных и рожениц на 4,8% (с 44 120 в 2005 г. до 42 023 в 2009 г.). В то же время число коек патологии беременности увеличилось на 2,1% (с 36 766 до 37 547 соответственно); доля коек патологии беременности в общем числе акушерских коек возросла с 45,5% в 2005 г. до 47,2% в 2009 г. Показатель обеспеченности койками для беременных и рожениц в стране уменьшился с 11,3 на 10 тыс. женщин фертильного возраста в 2005 г. до 11,0 в 2009 г., обеспеченность койками патологии беремен­ности возросла с 9,4 до 9,9 соответственно.

Число врачей акушеров-гинекологов в 2009 г. составило 39 432 (в 2005 г. - 38 961), обеспеченность - 5,2 на 10 тыс. женского населения (в 2005 г. - 5,1); число акушерок - 63 615 (в 2005 г. - 65 159), обеспечен­ность - 8,3 на 10 тыс. женского населения (в 2005 г. - 8,6).

Улучшение материально-технической базы учреждений родовспо­можения за счет реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", подпрограммы "Здоровое поколение" федеральной целевой программы "Дети России", привлечения средств резервного фонда Пре­зидента Российской Федерации, а также региональных целевых про­грамм существенно расширило возможности диагностики осложнений беременности и родов, оценки состояния плода. Повысилось качество диспансерного наблюдения беременных женщин, медицинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным. Только за счет средств родовых сертификатов за 2006-2009 гг. приобретено более 12,5 тыс. единиц дорогостоящего ме­дицинского оборудования.

По данным отраслевой статистической отчетности, удельный вес беременных, поступивших под наблюдение в женские консультации при сроке беременности до 12 недель, увеличился с 75,3% в 2005 г. до 82,1% в 2009 г. Врачи-терапевты провели осмотр 96,8% женщин, закончивших беременность. В 2009 г. трехкратное ультразвуковое исследование плода проведено 82,9% беременным, у 62,5% проведен биохимический скрининг.

Отмечены положительные тенденции в улучшении здоровья бере­менных женщин: снизилась частота анемии (с 41,5% от числа закон­чивших беременность в 2005 г. до 35,3% в 2009 г.); болезней мочепо­ловой системы (с 21,2 до 19,2% соответственно); отеков, протеинурии, гипертензивных расстройств (с 22,3 до 17,8%), в том числе преэкламп-сии, эклампсии (с 2,1 до 1,5%). В то же время отмечается значительный рост частоты сахарного диабета (с 0,16% в 2005 г. до 0,27% в 2009 г.) и венозных осложнений во время беременности (с 3,9 до 4,4% соот­ветственно).

Улучшение качества диспансерного наблюдения беременных жен­щин способствовало увеличению в 2009 г. доли нормальных родов до 37,5%. За последние пять лет частота кровотечений в последовом и послеродовом периоде уменьшилась на 17,8% (с 15,7 на 1 тыс. родов в 2005 г. до 12,9 в 2009 г.), кровотечений в связи с преждевременной отслойкой плаценты - на 8,7% (с 9,2 до 8,4 соответственно), преэклампсии и эклампсии - на 28,9% (с 38,1 до 27,1), разрывов промежности III-IV степени - на 52,9% (с 0,34 до 0,16).

Вместе с тем в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечен рост нару­шений родовой деятельности на 5,7% (со 110,2 на 1 тыс. родов в 2008 г. до 116,5 в 2009 г.), а также послеродовой инфекции - на 89,7% (с 0,58 до 1,10 на 1 тыс. родов). Это может быть обусловлено тем, что с 2009 г. в статистической форме № 32 "Сведения о медицинской помощи бере­менным, роженицам и родильницам" начал учитываться послеродовый эндометрит.

Показатель материнской смертности в Российской Федерации, по данным Росстата, в 2009 г. составил 22,0 на 100 тыс. родившихся жи­выми. Зарегистрировано 388 случаев материнской смерти, из них 157 -среди жительниц сельской местности и 231 - среди жительниц городских поселений. Показатель материнской смертности среди сельского на­селения составил 30,0 на 100 тыс. родившихся живыми, среди город­ского - 18,7.

В структуре материнской смертности в 2009 г. преобладали экстрагенитальные заболевания (42,8%). Уменьшился показатель материнской смертности от внематочной беременности (с 0,99 на 100 тыс. родивших­ся живыми в 2008 г. до 0,57 в 2009 г., или на 42,4%); отеков, протеинурии и гипертензивных расстройств во время беременности (с 2,51 до 1,65 соответственно, или на 34,3%); кровотечений в родах и в послеродовом периоде (с 1,22 до 1,02; на 16,4%); осложнений анестезии (с 0,76 до 0,45; на 40,8%); сепсиса во время родов и в послеродовом периоде (с 0,99 до 0,34; на 65,7%); акушерской эмболии (с 2,98 до 2,50; на 16,1%).

В то же время более чем в 2 раза возрос показатель материнской смертности от экстрагенитальных заболеваний (с 3,97 на 100 тыс. ро­дившихся живыми в 2008 г. до 9,42 в 2009 г.; т. е. на 137,3%). Увеличил­ся показатель материнской смертности после медицинского аборта (с 0,29 до 0,34; на 17,2%); аборта, начатого вне лечебного учреждения (с 1,57 до 1,99; на 26,8%), а также от кровотечений в связи с отслойкой и предлежанием плаценты (с 1,63 до 1,70; на 4,3%).

Результат внедрения современных медицинских технологий в учреждениях родовспоможения - устойчивая динамика снижения пери­натальной смертности в Российской Федерации. Показатель перина­тальной смертности снизился с 8,3 на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми в 2008 г. до 7,8 в 2009 г. (на 6,0%), в том числе ранней неонатальной - с 3,3 на 1 тыс. родившихся живыми до 3,1 (на 6,1%) соответ­ственно, мертворождаемости - с 5,0 на 1 тыс. родившихся живыми и мертвыми до 4,7 (на 6,0%).

Анализ показателей материнской и младенческой смертности в разрезе субъектов Российской Федерации показал следующее. В регионах, где отсутствуют областные (краевые, республиканские) учреж­дения родовспоможения (15 субъектов), показатель материнской смерт­ности статистически значимо (p<0,05) превышал аналогичный показа­тель в субъектах, где функционируют учреждения родовспоможения III уровня (70 субъектов) и составил соответственно 34,35 и 24,97 на 100 тыс. родившихся живыми. Кроме того, в регионах, где областные родильные дома и перинатальные центры являлись самостоятельными учреждениями здравоохранения и были изолированы от многопрофиль­ных лечебно-профилактических учреждений (31 субъект), показатель материнской смертности превышал аналогичный показатель в субъек­тах (39), где учреждения родовспоможения III уровня входили в структу­ру многопрофильных учреждений здравоохранения (28,92 против 21,97 на 100 тыс. родившихся живыми, p<0,05), в том числе смертности от экстрагенитальных заболеваний (7,33 против 4,83; p<0,05) и сепсиса (5,45 против 3,14; p<0,05).

Показатель младенческой смертности в субъектах, где функциони­руют областные (краевые, республиканские) перинатальные центры со II этапом выхаживания или федеральные научно-исследовательские институты (29 субъектов), на 4,9% ниже среднероссийского (7,7 против 8,1 на 1 тыс. родившихся живыми, 2009 г.) и на 9,4% ниже аналогичного показателя в субъектах, не имеющих областных перинатальных центров со II этапом выхаживания (54 субъекта, 7,7 против 8,5 на 1 тыс. родив­шихся соответственно).

Таким образом, наличие региональных перинатальных центров способствует повышению качества медицинской помощи женщинам и детям, снижению материнской и младенческой смертности. Эффектив­ность деятельности перинатальных центров прослеживается прежде всего в тех субъектах Российской Федерации, где учреждения родо­вспоможения III уровня интегрированы в структуру многопрофильных лечебных учреждений.

В 2011-2013 гг. с целью дальнейшего снижения перинатальной, младенческой и материнской заболеваемости и смертности в стране планируется осуществление комплекса мероприятий: поэтапное вне­дрение пренатальной диагностики в субъектах Российской Федерации; создание обучающих симуляционных центров (их основная задача - со­вершенствование мануальных навыков медицинских работников учреж­дений родовспоможения и детства); развитие имеющихся и создание новых отделений неонатальной хирургии; создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Один из резервов сохранения параметров рождаемости -увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской по­мощи по лечению бесплодия в браке с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий.

Комплекс мер, реализуемых с 2006 г. в Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, направлен на улучшение состояния здоровья. Он ориентирован, в том числе, на повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям. Эффективные составляющие этого проекта - программа "Родовый сертификат"; строительство в 22 субъектах Россий­ской Федерации современных перинатальных центров; неонатальный и аудиологический скрининг; развитие медико-генетической службы; углубленная диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в труд­ной жизненной ситуации.

В 2010 г. стартовал пилотный проект по комплексной пренатальной диагностике нарушений развития ребенка. Ежегодно увеличивается объем оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи жен­щинам. В 2009 г. высокотехнологичную медицинскую помощь по про­филю "акушерство и гинекология" получили 8553 больных, из них 3768 -с использованием метода экстракорпорального оплодотворения.

Реализация указанных мероприятий обусловила позитивные трен­ды демографических показателей. За 2005-2009 гг. показатель рож­даемости увеличился на 21,6% (с 10,2 на 1 тыс. населения в 2005 г. до 12,4 - в 2009 г.), показатель младенческой смертности снизился на 26,4% (с 11,0 на 1 тыс. родившихся живыми в 2005 г. до 8,1 - в 2009 г.), по­казатель материнской смертности - на 13,4% (с 25,4 на 100 тыс. родив­шихся живыми в 2005 г. до 22,0 - в 2009 г.).

Цели модернизации системы оказания медицинской помощи акушерско-гинекологического профиля на 2011-2012 гг. - повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам во время бе­ременности, родов, в послеродовом периоде, гинекологическим больным и новорожденным; предупреждение и снижение материнской, перина­тальной и младенческой смертности.

Основные задачи органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации - совершенствование системы оказания меди­цинской помощи женщинам во время беременности, родов, в послеро­довом периоде, а также новорожденным на основе формирования многоуровневой системы оказания медицинской помощи и выполнения стандартов медицинской помощи; внедрение современных информаци­онных технологий, телемедицины, системы контроля качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным на различных уровнях.

В рамках программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации планируется проведение паспортизации всех организаций, оказывающих медицинскую помощь акушерско-гинекологического профиля, с отнесением их к группам, определенным приказом Минздравсоцразвития России от 02.10.2009 № 808н "Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи"; создание территориального регистра медицинских работников с учетом информации о квалификации каждого врача; создание трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи с определени­ем дифференцированного объема оказания помощи на каждом этапе. При условии рационального формирования потока пациентов это будет способствовать, с одной стороны, эффективному использованию ресур­сов, а с другой - улучшению качества диагностики и лечения.

Необходим комплекс мер по преодолению акушерской изолирован­ности, в том числе - реструктуризация акушерских стационаров (путем включения их в состав многопрофильных больниц, а женских консуль­таций - в состав многопрофильных поликлиник либо путем организации функциональных связей с многопрофильными медицинскими органи­зациями). Цель - создать условия для участия смежных специалистов в оказании помощи беременным, роженицам и родильницам.

Организация эффективной системы взаимодействия между лечеб­ными учреждениями в пределах региона позволит экстренно транспор­тировать беременных, рожениц, родильниц, новорожденных или согла­совать тактику ведения на месте в случае отсутствия условий для транспортировки. Для этого необходимы активное внедрение современ­ных информационных технологий, развитие дистанционных форм ока­зания медицинской помощи - создание дистанционных консультативных центров с выездными акушерскими и неонатальными анестезиолого-реанимационными бригадами, оснащенными мобильными кювезами, диагностическим и реанимационным оборудованием. Ведущим звеном в системе взаимодействия при оказании помощи беременным, рожени­цам, родильницам и новорожденным должен стать региональный пери­натальный центр.

Материально-техническое состояние и штатное расписание меди­цинского персонала организаций, оказывающих медицинскую помощь акушерско-гинекологического профиля, необходимо привести в соот­ветствие с требованиями стандартов оснащения и штатными нормати­вами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 02.10.2009 № 808н.

Большое значение имеет внедрение в деятельность всех учрежде­ний родовспоможения эффективных перинатальных технологий (деме-дикализация родов, партнерские роды, совместное пребывание матери и ребенка, раннее прикладывание к груди, приоритет грудного вскарм­ливания, ранняя выписка из стационара).

Модернизация системы оказания медицинской помощи акушерско-гинекологического профиля позволит оптимизировать сеть учреждений родовспоможения и привести структуру коечного фонда в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи; укрепить мате­риально-техническую базу учреждений здравоохранения; внедрить теле­медицинские технологии и системы электронного документооборота. Она также позволит осуществить поэтапный переход к оказанию меди­цинской помощи в соответствии со стандартами, устанавливаемыми Минздравсоцразвития России, и таким образом повысить эффектив­ность использования ресурсов здравоохранения, создать условия для равного доступа женщин к качественной 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.