Правовое обеспечение гарантий доступности лекарственных средств

3368
Правовое обеспечение гарантий доступности лекарственных средств

«… Формирование целостного представления о системе обеспечения необходимыми медикаментами требует анализа законов и подзаконных актов, принятых различными органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне…

В недавно принятом Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья) отсутствуют положения, прямо закрепляющие права граждан на обеспечение лекарственными препаратами, в том числе бесплатно. Соответствующие нормы “растворены” в статьях закона, посвященных иным вопросам.

Важнейшими являются положения ст. 80 Закона об охране здоровья, где при характеристике содержания Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи устанавливаются и условия обеспечения пациентов лекарственными препаратами. 

Итак, для получения лекарственных препаратов бесплатно необходимо одновременное наличие нескольких обстоятельств, таких как:

  1. оказание медицинской помощи в определенных условиях и формах;
  2. наличие необходимого медицинского препарата в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (далее – Закон о лекарственных средствах);
  3. указание на данный медицинский препарат в стандарте медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 80 Закона об охране здоровья обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется “при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях”. Видно, что формулировка данной нормы не вполне удачна, так как не позволяет однозначно ответить на вопрос, являются ли стационарные условия обязательными для обеспечения бесплатными лекарствами при всех видах медицинской помощи…

Второе условие (наличие препарата в Перечне) носит отсылочный характер и требует анализа положений Закона о лекарственных средствах.

В соответствии с легальным определением, закрепленным в ст. 4 указанного закона, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – это ежегодно утверждаемый Правительством РФ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

Примечательно, что в Законе о лекарственных средствах эта категория вводится только в целях государственного регулирования цен на лекарственные препараты для медицинского применения. Перечень формируется путем отбора лекарственных средств, отвечающих следующим критериям:

  • применение конкретного лекарственного препарата для диагностики, профилактики, лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в России;
  • преимущество конкретного лекарственного препарата по сравнению с другими лекарственными препаратами при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации;
  • терапевтическая эквивалентность конкретного лекарственного препарата лекарственным препаратам со схожим механизмом фармакологического действия.

Третье условие касается стандартов медицинской помощи, содержание которых впервые было раскрыто в ст. 37 Закона об охране здоровья.

Применение условий, определенных этой статьей, требует специальных знаний и четкого понимания категорий законодательства в сфере здравоохранения. Вместе с тем даже при таком подходе трудно истолковать однозначно нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 80 Закона об охране здоровья. В частности, в статье сказано, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

  • назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В связи с этим возникает вопрос: зачем в ч. 2 ст. 80 законодатель ограничивает право на бесплатное получение лекарств лишь случаями оказания медицинской помощи в определенных условиях или форме? Нормы закона оставляют данный вопрос без ответа.

Еще один проблемный аспект касается соотношения перечня ЖНВЛП и стандартов качества медицинской помощи. То, что в законе содержится требование об одновременном включении лекарственного препарата и в перечень, и в стандарт, позволяет предположить, что в каких-то случаях препарат может быть в перечне, но не войдет в стандарт, или наоборот. Однако при отсутствии у пациента возможности приобрести лекарство за собственный счет стандарт не может быть выполнен.

В целом, хотя и с определенно долей условности, можно сделать вывод, что при амбулаторном лечении граждане приобретают лекарства самостоятельно. При этом обеспечение граждан лекарствами может проводиться в общем и в специальном порядке. В последнем случае речь идет о возможности гражданина, страдающего определенным заболеванием или принадлежащего к определенной социальной группе, приобрести лекарственные средства на льготных условиях – бесплатно или со скидкой. Правовое регулирование данных отношений осуществляется субъектами Российской Федерации.

На федеральном уровне льготное лекарственное обеспечение осуществляется, прежде всего, на основании ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”. В ней сказано, что отдельные категории граждан имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

К таким категориям относятся инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т. д.

Эти граждане бесплатно могут получить лишь определенные лекарственные средства, включенные в соответствующий перечень (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665).

Таким образом, бесплатное предоставление лекарственных средств при амбулаторном лечении – мера социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения.

В том случае, если гражданин не относится к таким категориям, он приобретает лекарственные средства самостоятельно.

Чтобы защитить граждан от чрезмерных трат в связи с необоснованно высокими ценами на лекарства, с недавнего времени в Российской Федерации действует механизм контролируемого ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Подобные модели существуют и в других странах, например в Германии3. Вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства посвящено постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 “О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов”.

Данные меры не всегда могут обеспечить приобретение необходимых лекарственных средств – например, если пациент страдает хроническим заболеванием, требующим дорогостоящего лечения. Неслучайно все чаще звучат предложения4 о введении “лекарственного страхования”, однако ввиду сложности и затратности такого механизма реальных действий в этой сфере пока не предпринято.

Можно резюмировать, что российская система гарантий лекарственного обеспечения имеет неоднородный характер, состоит из множества элементов. Необходимость конкретизации основных положений, определяющих права граждан в этой сфере на уровне федерального закона, свидетельствует о недостаточно высоком уровне правового регулирования.

Понятные и четкие законодательные установления позволили бы не только облегчить гражданам задачу, связанную с пониманием объема своих правомочий в области лекарственного обеспечения, но и в целом гарантировать эффективную реализацию конституционного права на медицинскую помощь».

Правовое обеспечение гарантий доступности лекарственных средств


Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ", №7/2012



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль