Современные подходы к организации процесса уборки в медицинских учреждениях

5239

Общие принципы обработки поверхностей в ЛПУ

Поддержание оптимальной степени микробиологической чистоты больничной среды предотвращает возможность накопления госпитальных штаммов, однако следует учитывать, что необоснованное использование дезинфектантов или их неадекватных концентраций способствует быстрой селекции множественно устойчивых микроорганизмов.

Рекомендуется избегать избыточного увлажнения поверхностей внешней среды стационара, заменяя влажную уборку полувлажной.

Зачастую избыточное применение дезинфектантов вредит экологии больничного учреждения, усиливает сенсибилизацию пациентов и медицинского персонала к препаратам, увеличивает затраты ЛПУ.

Необходимо отметить, что очистка позволяет удалить органические вещества, препятствующие дезинфекции, и снизить микробную нагрузку до 5 log.

Результаты исследований свидетельствуют об эффективности очистки поверхностей помещений ЛПУ только в отсутствие зарегистрированных случаев ВБИ.

Для дезинфекции поверхностей, необходимость проведения которой определяется функциональным назначением конкретного помещения, применяются средства, обладающие следующими свойствами:

  • обеспечение гибели возбудителей ВБИ (бактерий, вирусов, грибов)
  • при комнатной температуре;
  • наличие моющих свойств;
  • относительно низкая токсичность (IV–III класс опасности) и относительная безвредность для окружающей среды;
  • совместимость с различными видами материалов;
  • стабильность, отсутствие огнеопасности, простота в обращении;
  • отсутствие фиксирующего воздействия на органические загрязнения.

Отечественный и зарубежный опыт современной организации уборки в медицинских учреждениях

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Выбор клининговой компании

Сотрудничество с клининговой компанией в значительной степени освобождает медицинское учреждение от забот о подборе и обучении персонала, оплате его труда, поиске замены в случае болезни или отпуска того или иного работника.

Определить экономическую целесообразность заключения контракта с фирмой можно путем сравнения стоимости всех затрат на уборку одного квадратного метра собственными силами ЛПУ с коммерческим предложением клининговой компании.

На практике часто встречается ситуация, когда медицинское учреждение не учитывает всех прямых и косвенных затрат на уборку и делает ошибочный вывод о слишком высокой стоимости услуг клининговой компании …

Ознакомиться с отечественным рынком клининговых услуг можно на специализированных интернет-ресурсах, например на сайте Ассоциации российских уборочных компаний.

Организация собственного сервис-подразделения

Современная организация уборки в медицинских учрежденияхКачество проводимых санитарно-гигиенических мероприятий контролируют ответственные лица (старшая или главная медицинская сестра, сотрудники лаборатории медицинского учреждения) путем применения органолептических методов и/или современных инструментальных методов, в частности, с помощью люминометра*.

Их показания должны быть подтверждены результатами микробиологических тестов, проведенных в лаборатории под контролем госпитального эпидемиолога.

Для контроля качества, организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий, а также принятия управленческих решений в области санитарной безопасности учреждения здравоохранения целесообразно создать комиссию, в состав которой должны войти люди, чьи служебные обязанности так или иначе связаны с санитарной безопасностью учреждения здравоохранения: врач-эпидемиолог и/или его помощник, главная медицинская сестра, врач-хирург (заведующий одним из хирургических отделений), врач анестезиолог-реаниматолог, врач-бактериолог, заведующий аптекой, врач-инфекционист, патологоанатом и другие специалисты.

Председателем комиссии назначается заместитель руководителя ЛПУ по эпидемиологической работе.

Если в учреждении здравоохранения создана комиссия по профилактике ВБИ (инфекционному контролю), ее полномочия могут быть распространены на организацию санитарно-гигиенических мероприятий в подразделениях и службах учреждения здравоохранения. В этом случае нет необходимости создавать отдельную комиссию по санитарной безопасности.

Все технологические процессы, регламентирующие проводимые санитарно-гигиенические мероприятия, должны быть подробно описаны в нормативной документации, согласованы с комиссией и утверждены главным врачом учреждения.

В пакет нормативных документов (сервис-план) входят технологические карты; инструкции и нормативные акты, на основании которых проводятся все работы; маршрутные листы; программа контроля качества; план санитарной обработки медицинского оборудования и инструментов, обслуживания воздухоочистительных установок и проведения других работ.Составление сервис-плана

Сервис-план регламентирует все санитарно-гигиенические мероприятия в помещениях учреждения и на прилегающей территории и содержит полный перечень проводимых работ.

Сервис-план должен включать

  • исходные данные об объекте (общую площадь уборки внутренних помещений здания, площади специализированных помещений, площади по различным видам покрытий, площадь прилегающей территории, в т. ч. пешеходных зон, парковочных площадок и пр.);
  • график работ по основной и поддерживающей уборке всех видов помещений: операционных, процедурных, палат, пищеблоков, офисных помещений и др.;
  • график очистки, дезинфекции и обслуживания медицинского оборудования и инструментов;
  • график проведения генеральной уборки различных помещений;
  • график работ по основной и поддерживающей уборке прилегающей территории;
  • виды, объемы и периодичность работ, включая завершающую дезинфекцию, очистку и дезинфекцию уборочного оборудования и инвентаря.

Документы сервис-плана

  1. поэтажный план объекта с указанием функционального назначения помещений, их площадей и особенностей, материалов покрытий поверхностей;
  2. план зонирования объекта.

Анализ этой информации позволяет правильно рассчитать необходимое количество персонала, определить участки и зоны уборки, разработать технологические карты – руководящие документы сервис-службы или клининговой компании.

Технологическая карта составляется по принципу пошагового проведения работ с указанием времени их начала и окончания. Определяются зоны с одинаковыми методами уборки, в них входят близко расположенные помещения с аналогичными покрытиями и оборудованием (дляофисных помещений – обстановки), которые подразумевают применение одного метода уборки.

Задается определенный метод уборки. В непроизводственных помещениях он определяется по отношению к полу и указывает на то, какого вида уборка будет производиться: механизированная или ручная, сухая или влажная…

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

Правильный выбор оборудования, инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств

Структура затрат на уборку

  1. Основная заработная плату персонала, занятого организацией и выполнением санитарно-гигиенических мероприятий.
  1. Единый социальный налог.
  1. Амортизация оборудования, инвентаря, униформы.
  1. Материалы для уборки, включая протирочные, моющие и дезинфицирующие средства.
  1. Организация и проведение периодических работ (мойку окон, генеральную уборку, проветривание палат, отделений и т. д.).
  1. Материалы для туалетных комнат (бумагу, мыло, пакеты для мусора и т. д.).
  1. Накладные расходы (кадровое, бухгалтерское обслуживание, снабжение и доставку материалов для уборки и т. д.).

Если провести расчет затрат на уборку 1 кв. м, можно убедиться, что основные затраты (до 70%) составляет фонд заработной платы персонала, поэтому реальный путь к сокращению финансовых затрат на уборку – это повышение производительности труда, что достигается путем обучения персонала технологиям профессиональной уборки и технике безопасности при работе с оборудованием, химическими средствами, использованием современной клининговой продукции...».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль