Городская клиническая больница № 1 г. Чебоксары (далее – ГКБ № 1) – одна из крупнейших городских больниц Чувашии... Она имеет два многопрофильных стационара на 644 койки, два акушерских стационара на 272 койки, три амбулаторно-поликлинических учреждения на 1260 посещений в смену, женскую консультацию на 240 посещений в смену и четыре офиса общей врачебной (семейной) практики.
Цели создания офисов общей врачебной (семейной) практики…
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
· совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению;
· ранняя диагностика скрытых заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;
· организация и ведение школ здоровья;
· профилактика заболеваний и осложнений;
· повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи;
· внедрение и широкое использование современных медицинских технологий;
· формирование здорового образа жизни и т. д.
Роль медицинской сестры в работе офисов общей врачебной (семейной) практики
Согласно модели организации медицинской помощи по принципу врача общей практики медицинской сестре отведена гораздо более значительная роль, нежели ранее...
Расширение функциональных обязанностей и самостоятельности медицинских сестер общей врачебной (семейной) практики ГКБ № 1 происходит в нескольких направлениях:
· развитие стационарозамещающих методов оказания медицинской помощи, в которых медицинской сестре отводится ведущая роль (патронаж больных и стационар на дому);
· осуществление медицинскими сестрами общей врачебной (семейной) практики предварительного осмотра пациента и сбора анамнеза;
· проведение медицинскими сестрами общей врачебной (семейной) практики занятий с пациентами в форме “школ” (артериальная гипертензия, бронхиальная астма, сахарный диабет, активное долголетие и др.).
Стационарозамещающие методы оказания медицинской помощи
Медицинские сестры проводят активный патронаж с диспансерными больными, беременными, родильницами, инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, инвалидами и приравненными к ним контингентами населения. При патронаже медицинская сестра осуществляет:
· наблюдение за динамикой состояния пациента, соблюдением им диеты и режима, правильностью приема лекарств;
· обучение пациента самоконтролю над своим состоянием;
· обучение членов семьи приемам и правилам ухода, выполнению несложных манипуляций, оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния, несложным приемам массажа.
Стационар на дому организуется для тех пациентов, чье состояние позволяет обеспечить лечение на дому и не требует круглосуточного наблюдения. Медицинская сестра общей врачебной (семейной) практики осуществляет:
· сбор анамнеза и предварительный осмотр пациента;
· ежедневное измерение пульса, артериального давления и внесение полученных данных в историю болезни;
· ежедневное измерение температуры тела пациента и построение графика температурной кривой;
· выполнение медицинских манипуляций по назначению врача (различные виды инъекций, забор биоматериала на исследование, снятие электрокардиограммы, определение глюкозы крови на экспресс-анализаторе);
· при необходимости обучение родственников пациентов методам ухода за больными, разъяснение плана ухода по профилактике пролежней в соответствии с приказом Минздрава России от 17.04.2002 № 123 «Об утверждении отраслевого стандарта “Протокол ведения больных. Пролежни”» и ведение карты сестринского наблюдения и ухода.
Работа доврачебного кабинета и организация школ здоровья
В доврачебном кабинете ГКБ № 1 медицинские сестры общей врачебной (семейной) практики осуществляют самостоятельный прием, который включает:
· первичный прием пациента (осмотр, измерение роста и веса пациента, измерение артериального давления, температуры тела, остроты зрения, заполнение анкет по выявлению факторов риска и т. д.) с оформлением сестринского листа осмотра амбулаторно-поликлинической службы (приложение 2);
· оформление направлений на лабораторные и диагностические исследования;
· разъяснение пациентам порядка подготовки к инструментальным, аппаратным и лабораторным исследованиям;
· отслеживание сроков прохождения пациентами флюорографии органов грудной клетки, посещения смотрового кабинета;
· оформление направлений на консультации, статистических талонов, выписок из медицинских карт и др.;
· определение содержания глюкозы на экспресс-анализаторе;
· снятие электрокардиограммы (при необходимости);
· внесение полученных данных в персональный компьютер;
· оказание доврачебной помощи (при необходимости).
Одной из функций медицинской сестры общей врачебной (семейной) практики является самостоятельное ведение школ для пациентов. В этих школах пациенты получают знания, необходимые им для осуществления самостоятельного контроля над своим состоянием...Обязанности старшей медицинской сестры отделения общей врачебной (семейной) практики
В обязанности старшей медицинской сестры отделения общей врачебной (семейной практики) входит:
· организация работы по кадровому планированию, рациональной расстановке и использованию сестринского и младшего медицинского персонала;
· организация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке и оценке квалификации сестринского персонала;
· организация обучения, контроля знаний и выполнения работниками отделения инструкций по производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране, деятельности медицинского учреждения в экстренных условиях;
· содействие созданию в трудовом коллективе деловой, творческой обстановки;
· осуществление контроля над трудовой дисциплиной медицинского персонала, соблюдением морально-правовых норм профессионального общения;
· организация и контроль деятельности сестринского и младшего медицинского персонала в области профилактики, лечения, ухода, восстановительного лечения и реабилитации пациентов;
· осуществление контроля над своевременным и качественным ведением медицинской документации сестринским персоналом отделения;
· ведение необходимой учетно-отчетной документации;
· участие в работе совета медицинских сестер больницы и научно-практических конференций сестринского персонала;
· оказание пациентам доврачебной помощи при неотложных состояниях;
· контроль над выполнением медицинским персоналом правил внутреннего трудового распорядка и установленного режима работы отделения;
· своевременное ознакомление сотрудников отделения с приказами, распоряжениями администрации, а также методическими рекомендациями и другими официальными документами, касающимися непосредственно их.
Система экспертной оценки качества сестринской помощи
…Для определения качества работы медицинской сестры общей врачебной (семейной) практики на основании приказа Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 326… в ГКБ № 1 создана система экспертной оценки. Показателями результативности деятельности медицинской сестры общей врачебной (семейной) практики являются:
· снижение необоснованных вызовов бригады скорой медицинской помощи в часы работы поликлиники (не более 35 вызовов на 1000 жителей в год);
· участие в организации стационаров на дому (три стационара в месяц)
· путем обеспечения регистрации и выполнения назначений врача;
· обеспечение не менее 95% охвата флюороосмотрами;
· обеспечение 100-процентной явки диспансерных больных;
· обеспечение 100-процентного охвата населения вакцинопрофилактикой;
· не менее двух активных визитов с послеродовым патронажем и активного патронажа в час работы на участке;
· ежемесячное обучение больных с хроническими заболеваниями в школах здоровья;
· отсутствие осложнений при выполнении сестринских манипуляций и процедур;
· качественное ведение медицинской документации.
Определение удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи
Для определения удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи в октябре 2011 г. было проведено анкетирование среди пациентов амбулаторно-поликлинического звена.
…Удовлетворены качеством обслуживания 72,6% … При этом удовлетворены качеством работы… медицинских сестер соответственно – 88,1% опрошенных пациентов.
Респонденты отметили значительные изменения в работе амбулаторно-поликлинического звена, появилось больше информационных стендов для пациентов, открыт центр “Здоровье”. Многие опрошенные пациенты отметили приветливость и вежливость медицинского персонала, а также возможность выбора врача при записи на прием».
Статья приведена с сокращениями,