text
Портал для медицинских работников

Многопрофильный детский санаторий: стратегия развития

  • 10 августа 2012
  • 3675
Многопрофильный детский санаторий: стратегия развития

"Авторами проанализирована стратегия развития государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной детский санаторий “Юность”» с учетом реального состояния санаторно-курортной службы России. Был проведен анализ рынка санаторно-курортных услуг (потребителей и конкурентов), существующей организационной структуры и ресурсов санатория, предлагаемых ими услуг, выделены возможные ключевые факторы успеха.

Сегодня «рынок санаторно-курортных услуг характеризуется рядом специфических особенностей:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

• ограниченное число участников рынка, связанное с наличием достаточно высоких “входных” и “выходных” барьеров;

• низкая вероятность появления альтернативных услуг (“заменителей”);

• значительная “рыночная власть потребителей”, для которых важны репутация санатория;

• выраженная “рыночная власть поставщиков”.

Для потребителей наиболее привлекательны по принадлежности– федеральные, субъектовые (региональные) и ведомственные санатории, а по расположению – климатические (Кавказские Минеральные Воды, Сочи и др.) и местные специализированные санатории.

К менее привлекательным (“пограничным”) группам можно отнести местные пансионаты и негосударственные санатории-профилактории. Продукт деятельности санатория “Юность” – санаторно-курортное лечение детей с организацией развивающего досуга и школьного обучения (во время учебного года).

Насколько сегодня реально увеличение числа конкурентов?

На наш взгляд, появление на рынке новых организаций, оказывающих санаторно-курортные услуги, маловероятно в связи с наличием упоминавшихся высоких “входных барьеров”, а также сложностью получения прибыли при малом объеме услуг с учетом стабильно высоких постоянных затрат.

В то же время высоки и “выходные” барьеры. Это препятствует выходу с рынка менее удачливых участников. Проблема в том, что большинство государственных санаторных комплексов можно отнести к “историческим”, построенным еще во времена СССР. Все они следуют близким стратегиям развития.

Таким образом, отмечаются относительная замкнутость рынка, неравномерность конкуренции – она сильнее в курортных зонах и слабее в регионах.

Насколько велика угроза появления заменителей (субститутов) услуг, предоставляемых санаторием?

На наш взгляд, несмотря на наличие центров здоровья, отделений восстановительного лечения поликлиник и больниц, фитнес-клубов и т. п., их услуги вряд ли можно отнести к комплексной реабилитации как с медицинской точки зрения, так и с позиций организации психолого педагогического процесса. Кроме того, организация полноценных замещающих услуг маловероятна ввиду значительной ресурсоемкости этого процесса».

Конкурентные преимущества государственного санаторно-курортного учреждения – наличие государственного финансирования, постоянно совершенствующаяся материально-техническая база и возможность внедрения современных медицинских технологий.

Еще один важный момент: на конкуренцию санаторно-курортных учреждений сильное влияние оказывает изменяющаяся структура каналов сбыта. Например, специализированные местные каналы сбыта санаторных путевок уступают место универсальным: туристическим фирмам, работающим во всероссийском масштабе. Это может вызвать перераспределение потоков пациентов.

Выход из этой ситуации – та же дифференциация услуг: ввиду близкого расположения к потребителю местные санатории, относящиеся к системе здравоохранения, имеют явное преимущество, так как могут создавать новые каналы сбыта путем налаживания связей с местными стационарами.

В настоящее время конкурентные преимущества санатория – это:

• большее доверие потребителя к государственным медицинским учреждениям;

• высокая репутация;

• крупные размеры организации и большой коечный фонд;

• хорошая оснащенность, использование современных технологий;

• существенная дифференциация услуг;

• налаженные каналы сбыта.

Для увеличения своей доли рынка и масштаба оказания услуг целесообразно расширить коечную мощность санатория.

Для разработки стратегии развития санатория “Юность” важно выделить заинтересованные стороны, влияющие на его деятельность. Это государственные органы (правительство и министерство здравоохранения и социального развития Самарской области), родители с детьми, имеющими хронические заболевания или функциональные отклонения, персонал санатория, поставщики, общественность,конкуренты (другие местные и федеральные санатории аналогичного профиля).

Далее для выбора конкретной стратегии необходимо оценить пригодность возможных вариантов по параметрам соответствия, осуществимости, приемлемости, последовательности, гармоничности, преимуществ (согласно концептуальной модели Джонсона и Скоулза).

При этом следует учесть, что в соответствии с прогнозами Минэкономразвития России, к 2015 г. должны возрасти:

• уровень прожиточного минимума (на душу населения) – на 23%;

• фонд заработной платы – более чем на 20%;

• прибыль по всем видам деятельности – на 18–31%;

• объем платных услуг населению – на 27–31%;

• оборот розничной торговли – на 22–36%.

Таким образом, с высокой долей вероятности можно сделать заключение о том, что потребительский спрос падать не будет. Это касается и спроса на санаторно-курортные услуги, особенно при сохранении стратегического курса Правительства РФ на формирование и поддержание здорового образа жизни населения". 


Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале «Здравоохранение №6 июнь 2012»

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных врачей
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.