text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

  • 10 августа 2012
  • 7077

Система менеджмента качества Клиник СамГМУ направлена на обеспечение успешной лечебной и образовательной деятельности организации в условиях рыночной экономики. В настоящее время обеспечение менеджмента качества невозможно без оценки качества трудовой жизни главного ресурса – специалистов. Около 70% персонала, участвующего в лечебном процессе, составляют средние и младшие медработники, которые устанавливают тесный эмоциональный контакт с пациентом и формируют удовлетворение от получаемой медицинской услуги, а также мнение о работе ЛПУ в целом. В связи с этим следует подчеркнуть, что качество трудовой жизни (КТЖ) медицинских работников этой категории – важная составляющая в производстве и оказании медицинских услуг.

Наше исследование состояло из двух этапов с интервалом 1 год (результаты первого исследования см.: Главная медицинская сестра 2008, № 10). Объектом исследования стал средний медицинский персонал инфекционных отделений Клиник СамГМУ. Исследование проводилось по методике А.П. Егоршина (2005), которая основана на квалиметрическом методе определения балльных оценок.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В ходе исследования были выделены наиболее важные факторы (критерии), оказывающие влияние на процесс трудовой деятельности. Качественные оценки по каждому критерию (“отлично”, “очень хорошо”, “хорошо” и т. д.) выражаются количественно (в нашем исследовании использована 10-балльная шкала). Экспертным методом определялась значимость критериев, каждый из которых вносил свой вклад в достижение конкретного уровня качества исследуемого явления. На основании этого определяли диапазон балльных оценок качества трудовой жизни. Автор методики выделил семь групп показателей КТЖ: трудовой коллектив, оплата труда, рабочее место, руководство организацией, служебная карьера, социальные гарантии, социальные блага, каждая из которых имеет 10 критериев, ее определяющих. В ходе первого этапа исследования составлено представление о качестве трудовой жизни среднего и младшего медицинского персонала, а также определены ее сильные и слабые стороны.

На втором этапе (2008 г.) было проведено повторное исследование с использованием той же методики. Полученные данные сравнивали с предыдущими по каждому фактору семи групп показателей (таблица).

     Динамика показателей качества трудовой жизни среднего медицинского персонала инфекционных отделений Клиник СамГМУ

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета
Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

Динамика показателей качества трудовой жизни медицинских сестер инфекционных отделений Клиник Самарского государственного медицинского университета

Среди медицинского персонала среднего звена инфекционных отделений Клиник СамГМУ наибольший прирост балльных оценок оказался у показателя “трудовой коллектив”(+10,5 балла). За истекший период произошла смена медсестер-руководителей. На первом этапе исследования руководители сестринских служб (3 чел.) были представлены специалистами с базовым средним профессиональным образованием, имеющими стаж работы по специальности в среднем 36 лет, а стаж работы руководителем – 25 лет. Им на смену пришли выпускники факультета высшего сестринского образования, имеющие стаж работы по специальности не менее 12 лет.

Смена старшей медицинской сестры и проводимая новым руководителем политика рационального подбора персонала по сменам (с учетом возраста и темперамента) способствовала уменьшению конфликтов и профессиональных стрессов на рабочем месте (+3,2). Обсуждение производственных (организационных) вопросов на еженедельных совещаниях медсестер вызывает у специалистов ощущение их участия в управлении (+0,5).

На втором месте оказался показатель “служебная карьера” – прирост баллов составил +10,4. И это тоже не случайно, т. к. новые руководителями сестринского персонала активизировали работу по выявлению лидеров (+1,9) и их продвижению по служебной лестнице (+2,9).

Оценку специалистов по уровню профессиональной компетенции проводили с использованием компьютерной программы, разработанной доктором медицинских наук, профессором кафедры сестринского дела СамГМУ Л.А. Карасевой. По результатам тестирования 3 специалиста были включены в резерв руководителей сестринских служб.

С приходом новых лидеров расширилась возможность обучения персонала на рабочем месте (+2,5), увеличилось количество циклов сертификации для медсестер на 30% по сравнению с 2007 г. На наш взгляд, этот фактор привел к улучшению таких показателей, как сочетание личных целей и целей организации (+2,9) и желание долговременной работы в этой организации (+3,6).

В показателе “руководство организацией” общий прирост баллов составил +4,1. Такой результат был получен благодаря проводимой демократической политике в сфере выборности руководителей (+3,4). На высоком уровне остаются все составляющие данного показателя.

У медицинских сестер отделений заметно улучшился показатель “рабочее место” (общий прирост баллов составил +5,8), при том что оценки 2007 и 2008 г. остаются в диапазоне неудовлетворительных. Проводимый в отделении ремонт с перепланировкой помещений позволил немного улучшить показатель “эргономические и физиологические условия труда” (+0,4). Внедрение системы оценки качества деятельности сестринского персонала, рационализации закупки предметов ухода, оптимизации сестринской документации позволили улучшить такие показатели, как “уровень организации рабочего места” (+1,6), “уровень нормирования труда” (+1,8), “ощущение личной безопасности” (+1,0), “целевое планирование в организации” (+3,7).

Основа любой деятельности – это определение цели и ее планомерное достижение с оперативной корректировкой отклонений от заданного курса (цели). Работа медсестры в инфекционном отделении – это ежедневная разнообразная манипулятивная деятельность. В связи с этим для достижения комплексного результата деятельности каждого специалиста необходимо обучить самоконтролю. Процесс самоконтроля можно разбить на три этапа: первый – контроль за соблюдением должностной инструкции, руководства по работе, графика смен; второй – контроль за грамотным ведением учетно-отчетной документации; третий этап – оценка качества своей работы.

Показатель “оплата труда” остается неудовлетворительным. Несущественный прирост +0,7 баллов свидетельствует об отсутствии ощутимых положительных сдвигов. Возможно, с переходом с 01.12.2008 на новую систему оплаты труда будет возможна корректировка уровня оплаты с учетом применения стимулирующих надбавок.

Ухудшился показатель “социальные гарантии” (-1,4), между тем показатель “социальные блага” в основном благодаря такому фактору, как “выплата материальной помощи к отпуску” (+3,9), получает прирост в 5,6 баллов. Отмечается некоторая тенденция улучшения материального благополучия (+1,5) и ощущения социальной защищенности (+0,1) в среде медицинского персонала среднего звена, хотя эти оценки еще не являются “удовлетворительными”.

Таким образом, обобщенный прирост баллов по всем группам показателей КТЖ в среде медицинского персонала среднего звена инфекционных отделений Клиник составил +35,7 балла. Улучшение качества трудовой жизни произошло не за счет увеличения оплаты труда, социальных гарантий и социальных благ, а в основном по психологическим и организационным показателям.

К сожалению, отсутствие регулярного мониторинга качества трудовой жизни в среде медицинского персонала среднего звена не позволяет произвести оценку такого объемного показателя, как уровень жизни, который определяет привлекательность профессиональной деятельности медицинских сестер.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.