Опыт партнерства преподавателей педиатрии нижегородского медицинского базового колледжа и сотрудников детских больниц по подготовке сестринского персонала

5579

Приоритетным направлением Национального проекта в сфере здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Поэтому главной целью среднего специального медицинского образования является подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Основой этой подготовки стал компетентностный подход к образованию, который формирует у студентов не только профессиональные качества, но и собственное, творческое отношение к проблемам здравоохранения, своей будущей деятельности.

Необходимость новых подходов к подготовке специалистов сестринского и лечебного дела подтверждается введением с 2009 года нового Государственного образовательного стандарта и принятием проекта Федерального профессионального стандарта “Сестринское дело”. Заложенный в них модульно-компетентностный подход предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением. Совместная работа преподавателей учебного заведения и сотрудников учреждений здравоохранения способствует реализации деятельностного подхода в обучении будущих специалистов.

Приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 03.08.2007 № 935-в “Об утверждении перечня лечебно-профилактических учреждений в качестве баз производственной (профессиональной) практики медицинских училищ и колледжей” определены 115 ведущих, хорошо оснащенных и укомплектованных больниц, диспансеров, поликлиник, родильных домов, аптек, центров Роспотребнадзора. Руководители учреждений здравоохранения, на которых возложена ответственность за обе- спечение практической подготовки студентов, осознают важность этого приказа, необходимость создания современной и динамичной системы профессионального образования, отвечающего интересам работодателей. Они признают, что для решения задач региона в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных медицинских кадров необходимо объединить усилия педагогического и медицинского сообществ.

Важным звеном в развитии учебно-производственных связей явилось заключение договоров о социальном партнерстве между образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями. Договоры предусматривают обязательства сторон, особые условия, сроки действия, контроль за их исполнением. В частности, руководитель ЛПУ должен предоставить учебную комнату, рабочие места, дать возможность студентам пользоваться медицинской документацией под контролем преподавателей, обе- спечить выполнение согласованных графиков прохождения производственной практики, обучение и выполнение правил охраны труда и техники безопасности, проводить воспитательную работу со студентами, назначать руководителями практики наиболее опытных и компетентных специалистов сестринского дела.

Опыт партнерства преподавателей нашего учебного заведения и сотрудников учреждений здравоохранения по подготовке сестринского и фельдшерского персонала в процессе преподавания (освоения, изучения) клинических дисциплин представлен на примере педиатрии. Базовыми учреждениями НМБК по педиатрии являются МЛПУ “детская городская клиническая больница № 25” (главный врач – А.В. Зиновьев, главная медицинская сестра – И.А. Огородникова) и “детская городская клиническая больница № 27” (главный врач – заслуженный врач РФ Л.Г. Лазарева, главная медицинская сестра – В.А. Проскурякова).

Стационар детской больницы № 25 рассчитан на 150 коек. Он имеет два отделения, в которых лечатся дети от 0 до 18 лет с бронхолегочной, нефрологической, гастроэнтерологической и другой соматической патологией. В стационаре детской больницы № 27, располагающем 171 койкой, функционируют 5 отделений (отделение новорожденных, пульмо-аллергологическое, гастроэнтерологическое, хирургическое и отделение реанимации и интенсивной терапии). Отделение новорожденных является городским центром второго этапа выхаживания недоношенных детей. В отделении реанимации имеются койки для оказания помощи новорожденным, в том числе недоношенным, детям. В состав обеих больниц входят крупные поликлиники с детскими, дошкольно-школьными отделениями и отделениями специализированной помощи детям разного возраста. В поликлинике ДГКБ № 27 работает межрайонный аллергологический центр. Обе больницы обладают современными диагностическими и лечебными базами. В них имеются клинические, био- химические, иммунологические лаборатории, кабинеты зондирования, гастрофибродуоденоскопии, УЗИ, рентгенологической диагностики и др. В больнице № 27 пациенты с рядом заболеваний получают лечение в барокамере.

Необходимо отметить, что с 1999 г. в Нижегородском медицинском базовом колледже используется модульный принцип преподавания, который доказал свои преимущества. Изучение предмета “педиатрия” разделяется на два модуля. Первый модуль – раздел “Здоровый ребенок”, входящий в состав дисциплины второго курса “Здоровый человек и окружающая среда”. Раздел “Здоровый ребенок” изучается по периодам детства. В каждом периоде разбираются не только закономерности физического, нервно-психического развития здоровых детей и особенности процессов жизнедеятельности, но и вопросы организации этапов сестринского процесса в каждой возрастной группе, уделяется внимание уходу, рациональному питанию, физическому воспитанию и закаливанию. Изучая анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка, студенты приходят к осознанному пониманию факторов риска развития патологии в различные периоды детства, принципов формирования групп здоровья.

Знания и умения, полученные на занятиях данного модуля, являются основой подготовки будущих специалистов сестринского и лечебного дела к участию в профилактической работе, в том числе в диспансеризации детского населения. В дальнейшем, во время производственной практики по педиатрии в детских поликлиниках базовых больниц, эти знания и умения закрепляются и дополняются.

Преподаватели педиатрии НМБК в 2004 г. опубликовали учебно-методическое пособие “Этапы развития здорового ребенка”, которое стало результатом их многолетнего труда по совершенствованию преподавания данного раздела. Оно предназначено студентам и преподавателям средних медицинских учебных заведений, начинающим практикам педиатрических служб, медицинским работникам дошкольных образовательных учреждений и школ.

На 3-м курсе организовано модульное изучение таких разделов педиатрии, как “Сестринское дело в педиатрии” и “Сестринское дело в детских инфекциях” для студентов отделения “Сестринское дело” и “Педиатрия с детскими инфекциями” для студентов отделения “Лечебное дело”. После теоретических циклов их освоение осуществляется на семинарско-практических занятиях с использованием методов обучения, развивающих профессиональные компетенции: работа малыми группами, ролевые и деловые игры, клинико-ситуационные задачи, составленные как преподавателями, так и студентами и др.

Работая с данными задачами, студенты выявляют настоящие и потенциальные проблемы ребенка, учатся составлять план по их решению. При этом делается акцент на взаимодействие человека и окружающей среды. Какими должны быть подход и действия фельдшера и медицинской сестры при адаптации пациента к больничной или домашней среде, какие условия необходимо создать для скорейшего выздоровления ребенка и профилактики осложнений – такие проблемы решаются на этих занятиях. Уникальность каждой задачи предполагает различные пути для решения. Задачи могут быть клиническими, лечебно-диагностическими, профилактическими, деонтологическими. Их можно одновременно использовать для усвоения изучаемого материала, для контроля и оценки знаний и умений студентов. Решая задачи, студенты учатся логически и творчески мыслить, анализировать, дифференцировать, строить и опровергать утверждения, выбирать и обосновывать варианты решений, моделировать поведение медицинского персонала. С интересом воспринимаются за- дачи, в которых есть неожиданно возникшие ситуации, скрывающие возможность конфликта. Разбор задач имеет и воспитательное значение, т. к. способствует развитию у обучаемых таких навыков, как сообразительность, оперативность, ответственность, точность. Будущие специалисты сестринского и лечебного дела начинают понимать, что без таких качеств, как взаимопонимание, терпение в их профессии не обойтись.

Особое внимание уделяется усвоению студентами алгоритмов диагностики и медицинской помощи при неотложных состояниях у детей. На занятиях в кабинетах доклинической учебной практики отрабатываются практические манипуляции по уходу за детьми разного возраста с наиболее распространенными острыми и хроническими заболеваниями, которые студентам необходимо выполнять при работе в детском ЛПУ.

Во время учебной практики в детском стационаре студенты под руководством преподавателя и медицинского персонала осваивают навыки сестринского и фельдшерского субъективного и объективного обследования детей разных возрастных групп, учатся выполнять манипуляции по диагностике, уходу и лечению, наблюдать за больным ребенком в динамике и давать оценку эффективности проводимых вмешательств. Заведующие отделениями и лечащие врачи базовых больниц оказывают большую помощь преподавателям педиатрии в подборе пациентов для демонстрации и курации в соответствии с темами занятий, нередко обращая внимание на наиболее интересных и показательных больных.

Производственная практика по педиатрии проводится в течение 2 недель в тех же больницах. На этом этапе подготовки студентов по сестринскому и лечебному делу в педиатрии важную роль играют главные, старшие медицинские сестры и сестринский персонал отделений наших базовых больниц. Они обеспечивают условия освоения и контроль за выполнением студентами сестринских манипуляций в соответствии с квалификационными требованиями. Так, работая в пульмонологических отделениях данных больниц, студенты совершенствуют свои умения в проведении пикфлуометрии и применении современных ингаляционных методов введения лекарственных препаратов детям разного возраста. В отделении реанимации практиканты осваивают методику кормления новорожденных через назогастральный зонд, работу с инфузионным насосом, уход за сосудистым катетером, знакомятся с аппаратурой для отсасывания слизи и искусственной вентиляции легких и др. Прохождение практики во всех отделениях сопровождается закреплением знаний и умений по путям и правилам введения и продажи лекарственных средств, расчету дозы лекарственного вещества для парентерального введения, побочным эффектам, реакциям и осложнениям лекарственной терапии, тактике медицинской сестры при их возникновении.

Наряду с этим студенты проводят самостоятельную работу по курации пациента. Все этапы данной работы отражаются в сестринских, фельдшер- ских учебных историях болезни, которые необходимо защищать на зачете по профильной практике. В период прохождения производственной практики в детских поликлиниках базовых больниц созданы условия для начального этапа освоения функциональных обязанностей патронажной (участковой) медицинской сестры, медицинской сестры прививочного кабинета, углубления знаний по иммунопрофилактике.

Следует подчеркнуть, что в детских больницах студенты знакомятся с профессиональным общением с пациентами, практическим применением медицинской этики и ее особенностями при работе с детьми и их родителями.

Важным этапом в формировании и развитии общих и профессиональных компетенций является производственная преддипломная практика (стажировка). Перед началом стажировки организуются встречи с главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений, на которых обсуждается специфика профиля данных учреждений, рассматриваются возможности дальнейшего трудоустройства выпускников колледжа. Во время данной практики сотрудники больниц создают для стажеров условия, максимально приближенные к самостоятельной работе, позволяющие студентам организовывать собственную деятельность, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в коллективе и др.

По итогам стажировки проводятся конференции, в которых принимают участие студенты, а также общие, непосредственные и методические руководители практики. На подобных конференциях вырабатываются решения по дальнейшему совершенствованию качества преддипломной практики.

В современных условиях одним из аспектов деятельности среднего медицинского персонала является участие в научных исследованиях в области сестринского дела. Поэтому наряду с учебной преподаватели педиатрии НМБК совместно с сотрудниками базовых ЛПУ организуют внеаудиторную работу студентов. В учебных кабинетах колледжа и в больницах работает педиатрический студенческий научный кружок.

Так, по исследованию, проведенному студентами в ДГКБ № 25, подготовлена работа “Проблемы детей из социально неблагополучных семей”, ставшая призером двух конкурсов студенческих работ Приволжского федерального округа. Студенты и преподаватели педиатрии колледжа вместе с сотрудниками ДГКБ № 27 разработали и показали способы проведения терапевтического обучения пациентов с аллергическими заболеваниями органов дыхания и их родителей. Результаты этой работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции “Актуальные проблемы реабилитологии и пути их решения”, опубликованы в центральной печати. Кроме того, для повышения качества подготовки студентов колледжа в области детской аллергологии, а также для проведения занятий с пациентами в аллергошколе больницы № 27 учащимися колледжа и сотрудниками аллергоцентра и пульмоаллергологического отделения этого учреждения здравоохранения снят видеофильм “Аллергические заболевания органов дыхания у детей”. Данная работа в 2007 г. принимала участие в областном смотре технического творчества студентов вузов, посвященном 150-летию со дня рождения К.Э. Циолковского.

При активном участии заведующей отделением реанимации ДГКБ № 27 И.А. Головановой студентами подготовлено видеосопровождение доклинических занятий по выхаживанию недоношенных детей и болезням новорожденных. Совместно с коллективами больниц студенты НМБК создали видеофильмы-презентации, отражающие основные направления работы этих ЛПУ. Эти фильмы демонстрируются на доклинических занятиях модуля третьего курса, а также показываются студентам младших курсов с целью профессиональной ориентации.

Важным этапом повышения творческой активности студентов второго и третьего курсов является их участие в ежегодно проводимой “Неделе педиатрии”. Ее основу составляют студенческие конференции по актуальным проблемам педиатрии, глубокое изучение которых не предусмотрено учебной программой. Например, врожденные и наследственные заболевания органов пищеварения, ряд болезней новорожденных, редкие инфекционные заболевания у детей и другие. При подготовке докладов применяются как индивидуальное, так и коллективное творчество студентов, а их изложение сопровождается презентацией подготовленных докладчиками на компьютере схем, таблиц, рисунков, которые стимулируют мышление студентов. Помимо конференции, в ходе “Недели” организуются выставки творческих работ студентов на темы медицины детства: стендовые доклады, рефераты, памятки для детей и родителей и т. д., что значительно расширяет число участников “Недели педиатрии”.

Обязательным разделом каждой “Недели” является встреча студентов колледжа с врачами или медицинскими сестрами педиатрической службы, которые делятся опытом оказания медицинской помощи детям при той или иной патологии (при детских инфекциях, туберкулезе, заболеваниях новорожденных и др.). Так, в данном учебном году проходила встреча студентов с главным детским акушером-гинекологом Нижегородской области, которая ознакомила учащихся с заболеваниями, вызываемыми вирусом папилломы человека и современными методами их специфической профилактики в детском возрасте.

Студенты колледжа вместе с преподавателями педиатрии посещают городские и областные медицинские конференции, посвященные актуальным вопросам здоровья детей, выставки, демонстрирующие современные достижения здравоохранения, в том числе Международную выставку “Медицина”. Все это способствует повышению уровня информированности будущих специалистов.

Преподаватели педиатрии колледжа участвуют в проведении занятий для сестринского персонала базовых больниц, оказывают методическую помощь медицинским сестрам, получающим сестринское образование повышенного уровня. Студенты нашего учебного заведения работают на субботниках по уборке территорий, прилегающих к больницам, проводят праздничные концертные мероприятия как для маленьких пациентов, так для сотрудников больниц. Участие студентов колледжа в жизни базовых детских ЛПУ способствует укреплению их мотивации к получению профессии медицинского работника и адаптации к последующей работе в учреждениях здравоохранения, в том числе в данных детских больницах.

Ежегодно в нашем медицинском колледже проводится конкурс выпускников “Лучший по профессии”, в состав жюри которого приглашаются специалисты из практического здравоохранения. Так, в этом учебном году на данном конкурсе выпускников отделения “Сестринское дело” комиссию по оценке профессиональных компетенций будущих специалистов возглавляла главная медицинская сестра детской городской кинической больницы № 27 В.А. Проскурякова. Наряду с этим, представители практического здравоохранения входят в состав комиссии итоговой государственной аттестации, во время которой определяется уровень общих и профессиональных компетенций выпускников Нижегородского медицинского базового колледжа.

Таким образом, совместная работа преподавателей медицинского колледжа и сотрудников лечебно-профилактических учреждений по профессиональной подготовке медицинских работников среднего звена является одним из определяющих факторов, обеспечивающих условия для формирования специалистов, способных оказывать качественную медицинскую помощь.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль