Здравоохранение

Взаимодействие территориальных фондов ОМС Северо-Западного федерального округа при создании систем управления качеством медицинской помощи

  • 10 августа 2012
  • 2716

Активно участвуя в работах по созданию в Санкт-Петербурге единой системы управления качеством медицинской помощи (далее – КМП) в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 № 730 “О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге”, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) Санкт-Петербурга приобрел уникальный опыт, который был по достоинству оценен руководителями лечебно-профилактических учреждений и территориальных фондов ОМС регионов Северо-Западного федерального округа.

В резолюции совещания исполнительных директоров территориальных фондов ОМС Северо-Западного федерального округа, посвященного развитию системы управления качеством медицинской помощи в данном округе (состоялось 25 марта 2008 г. в Санкт-Петербурге), было указано на целесообразность распространения в регионах округа опыта Санкт-Петербурга в части решения социально значимых задач по созданию и развитию единой системы управления КМП.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Для выполнения таких масштабных работ потребовался механизм их координации на межрегиональном уровне. Для этого в период с июня по август 2008 г. Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга заключил соглашения о сотрудничестве в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи с территориальны ми фондами ОМС всех регионов Северо-Западного федерального округа. В рамках совместных работ по обеспечению КМП одной из задач для сотрудничества определено использование территориальными фондами ОМС Северо-Запада опыта Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга при создании и развитии систем контроля КМП.

В августе 2008 г. при поддержке Федерального фонда ОМС и органов исполнительной власти регионов Северо-Западного федерального округа был создан Межрегиональный координационный совет (далее – Совет), в который вошли исполнительные директора территориальных фондов ОМС регионов данного округа. Председателем Совета является представитель Федерального фонда ОМС в Северо-Западном федеральном округе, исполнительный директор Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга.

После того как были сформированы необходимые условия для организации совместных работ, территориальные фонды ОМС приступили к внедрению единых подходов к экспертизе и управлению КМП в регионах. В целях регулирования, координирования и прогнозирования результатов совместной работы регионов по данному направлению сотрудничества Советом был утвержден план совместных мероприятий территориальных фондов ОМС Северо-Запада на 2009 г.

К основным задачам, решение которых направлено на внедрение в Северо-Западном федеральном округе согласованных подходов к управлению КМП, отнесены:

 • совершенствование нормативного регулирования деятельности по экспертизе и управлению КМП с учетом опыта Санкт-Петербурга;
 • подготовка экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым программам обучения;
 • внедрение в регионах единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП;
 • обмен опытом по вопросам создания и развития систем управления КМП в регионах.

Совершенствование нормативного регулирования деятельности по экспертизе и управлению качеством медицинской помощи

По данным, представленным регионами Северо-Западного федерального округа, было установлено, что к моменту начала совместных работ в части регионов имелись документы, регулирующие деятельность по контролю объемов и экспертизе КМП в условиях ОМС (города Калининград, Великий Новгород, Вологда и др.), тем не менее во всех регионах отсутствовали положения о регистрах внештатных экспертов КМП и положения о службах КМП в страховых медицинских организациях (далее – СМО). Отсутствие необходимого нормативного и договорного регулирования является существенным препятствием для организации совместных работ регионов в части управления КМП, в связи с чем решение данной задачи имело первоочередное значение.

Было очевидным, что для выполнения поставленной задачи территориальные фонды ОМС нуждаются в поддержке и активном участии органов законодательной и исполнительной власти регионов, которые определяют политику в области организации контроля и управления КМП. Подавляющее большинство территориальных фондов ОМС в короткие сроки доказали, что такое взаимодействие существует. В период с IV квартала 2008 г. по I квартал 2009 г. были внесены следующие изменения в нормативно-правовую базу:

 • в Республике Коми разработаны Основные направления создания единой системы управления КМП в Республике Коми (утверждены распоряжением Правительства), в Вологодской и Ленинградской областях аналогичные документы находятся на рассмотрении Правительства;
 • во всех регионах внесены изменения в действующие нормативные документы и/или утверждены новые документы, регулирующие деятельность по экспертизе КМП в системе ОМС;
 • в 4 регионах (Вологда, Республика Карелия, Республика Коми, Ненецкий округ) утверждены положения о регистре внештатных экспертов КМП в системе ОМС, в других регионах аналогичный документ планируется к утверждению в 2009 г.;
 • в 4 регионах (Великий Новгород, Вологда, Мурманск, Республика Карелия) утверждены положения о службе КМП в СМО, в других регионах утверждение данного документа запланировано на 2009 г.

Таким образом, в регионах Северо-Западного федерального округа, с учетом опыта Санкт-Петербурга, проводится работа по нормативному, методическому и договорному регулированию в целях формирования условий для осуществления совместных работ по управлению КМП.

Подготовка экспертов и организаторов экспертизы качества медицинской помощи по единым программам обучения

При создании системы управления КМП необходимым условием является наличие групп специалистов, владеющих общими знаниями и практическими навыками организации, проведения, статистического анализа результатов экспертизы КМП, подготовки проектов управленческих решений по улучшению КМП. Из числа этих специалистов формируются службы КМП в медицинских учреждениях и в СМО, регистры экспертов КМП.

В Санкт-Петербурге по единым программам обучения с привлечением Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова к концу 2008 г. подготовлено около 900 экспертов КМП и более 200 организаторов экспертизы КМП. Во всех СМО имеются обученные организаторы экспертизы КМП.

В 4 регионах (Великий Новгород, Вологда, Мурманск, Республика Коми) начата работа по подготовке экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым с Санкт-Петербургом программам обучения (табл. 1). В 2008 г. 77 специалистов территориальных фондов ОМС, СМО, органов управления и учреждений здравоохранения регионов прошли обучение по основам экспертизы КМП, из них дополнительную подготовку по организации экспертизы КМП получили 20 специалистов.

В целях систематизации сведений о внештатных экспертах КМП, осуществляющих деятельность в регионах и включенных в территориальные регистры внештатных экспертов КМП, а также проведения совместных работ по изучению КМП в регионах в 2009 г. планируется работа по формированию Единого регистра внештатных экспертов КМП Северо-Западного федерального округа.Сведения о подготовке экспертов и организаторов экспертизы качества медицинской помощи в регионах по единым программам обучения. Таблица 1
Взаимодействие территориальных фондов ОМС Северо-Западного федерального округа при создании систем управления качеством медицинской помощи

Внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы качества медицинской помощи

По данным Федерального фонда ОМС, в настоящее время проведение экспертизы КМП в Российской Федерации осуществляется с применением различных методов, наиболее распространенными из которых являются Автоматизированная технология экспертизы КМП (далее – АТЭ КМП), расчет уровня качества лечения, сравнение со стандартами. В Санкт-Петербурге АТЭ КМП является основным методом проведения экспертизы КМП в системах здравоохранения и ОМС, она была введена к концу 2008 г. в Комитете по здравоохранению, Территориальном фонде ОМС, отделах здравоохранения администрации районов, 177 поликлиниках, 16 стационарах, 11 СМО.

В 2008 г. к внедрению общей с Санкт-Петербургом информационно-аналитической технологии экспертизы и управления КМП в работу территориальных фондов ОМС, СМО, медицинских учреждений приступили 4 региона: Новгородская область, Мурманск, Псков, Республика Коми, в других регионах аналогичную работу планируется осуществить в 2009 г.

Внедрение единого метода экспертизы КМП, обеспечивающего сбор и обобщение данных о КМП в едином информационном формате, получение сопоставимых показателей КМП позволит регионам Северо-Западного федерального округа приступить к проведению совместных межрегиональных исследований КМП для выявления типичных ошибок в оказании медицинской помощи и разработки системных мер по их предупреждению.

Обмен опытом по вопросам создания и развития систем управления качеством медицинской помощи

Обмен опытом регионов Северо-Западного федерального округа по вопросам создания и развития систем управления КМП осуществляется путем проведения совещаний, рабочих встреч, семинаров. Сведения о мероприятиях, организованных Территориальным фондом ОМС Санкт-Петербурга в 2008 г., представлены в табл. 2.

Для представителей 6 регионов сотрудниками Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга были организованы семинары, включающие, в т. ч., посещение СМО, медицинских учреждений, администрации районов Санкт-Петербурга для обмена опытом по созданию служб КМП. Аналогичная работа с другими регионами запланирована в 2009 г.

Сведения о проведении совещаний, семинаров по вопросам создания и развития систем управления качеством медицинской помощи.  Таблица 2

Взаимодействие территориальных фондов ОМС Северо-Западного федерального округа при создании систем управления качеством медицинской помощи

В 2008 г. в Санкт-Петербурге проведены двусторонние совещания руководителей органов исполнительной власти, территориальных фондов ОМС, СМО Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Вологды. В ходе этих совещаний обсуждались актуальные вопросы, касающиеся организации межведомственного и межрегионального взаимодействия по обеспечению КМП, принимались решения о дальнейших направлениях сотрудничества.

Таким образом, создание Межрегионального координационного совета в Северо-Западном федеральном округе обеспечило формирование условий для активного взаимодействия территориальных фондов ОМС, органов законодательной и исполнительной власти регионов по созданию систем управления КМП на основе опыта Санкт-Петербурга. В рамках совместных работ регионов планируется формирование в СМО регионов служб КМП, создание единого регистра внештатных экспертов КМП Северо-Западного федерального округа, внедрение единой технологии экспертизы КМП, осуществление межрегиональных тематических экспертиз КМП для получения информации о КМП и разработки мер по его улучшению.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.