Медико-социальная экспертиза: организация, процедура прохождения, опыт, новые решения

19033

Медико-социальная экспертиза в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.

Законодательно-правовая база медико-социальной экспертизы

Правовая база медико-социальной экспертизыВопросы медсоцэкспертизы урегулированы Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (с изм. и доп.).

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти” (с изм. и доп.), постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 423 “О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства” (с изм. и доп.) полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медсоцэкспертиз возложены на ФМБА России.

Несмотря на то, что вопросы осуществления на территории России функций по оказанию медицинской и медико-социальной помощи, организации проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз достаточно подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.

С решением задач в области медсоцэкспертизы тесно связаны проблемы проведения реабилитационных мероприятий для инвалидов с целью восстановления их социального статуса.

К сведению

В России в настоящее время насчитывается 13,2 млн инвалидов, что составляет чуть более 9% населения страны. Всего в 2008 г. было освидетельствовано 4,76 млн чел., из них:

  • впервые – для установления инвалидности, установления степени утраты профессиональной трудоспособности – 1,20 млн чел.;
  • повторное освидетельствование (в т. ч. для установления инвалидности по изменению причины инвалидности, формирования индивидуальной программы реабилитации инвалида) проведено 3,56 млн чел.

В 2008 г. в учреждениях медсоцэкспертизу освидетельствования проходили в среднем 390 тыс. чел. в месяц:

  • в январе 2009 г. данный показатель составил 306 тыс. чел.;
  • феврале – 450 тыс. чел.;
  • марте – более 418 тыс. чел.

Число граждан, которым в 2008 г. инвалидность была установлена впервые , в среднем составило 80,5 тыс. чел. в месяц, повторно – 206 тыс. чел. в месяц; в январе 2009 г. эти показатели составили 68 и 180 тыс. чел., феврале – 98 и 253 тыс. чел., марте – 90,4 и 240 тыс. чел. соответственно.

Права инвалидов

В сентябре 2008 г. Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, предусматривающей создание для инвалидов полноценной среды, обеспечивающей их право на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни.

Ратификация Конвенции предполагает проведение большого объема:

  • законотворческой;
  • организационной;
  • информационной работы.

Прежде всего предстоит разработать и представить на утверждение Правительства РФ план действий по подготовке к ратификации Конвенции. Начать необходимо с уточнения и внедрения для практического применения ряда определений, в т. ч. таких понятий, как:

  1. “инвалид”;
  2. “реабилитация”;
  3. “реабилитант”.

Конвенция ООН о правах инвалидов признает понятие инвалидности как эволюционирующее. Это означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит:

  • лечение;
  • психологическая помощь;
  • выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях.

В случае эффективности реабилитационных мероприятий, компенсации и устранения нарушенных функций группа инвалидности может быть изменена.

Конвенция определяет, что “инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими”.

МедсоцэкспертизаВ настоящее время необходимо перейти от сложившейся в России системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Государственная поддержка инвалидов не может сводиться исключительно к пенсиям и социальным выплатам.

Задачи обеспечения инвалидов

Важнейшей задачей является:

  • обеспечение для инвалидов возможности вести независимый образ жизни;
  • всесторонне участвовать во всех аспектах жизни;
  • наравне с другими гражданами иметь доступ к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Намеченные действия должны позволить России ускорить ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов.

Порядок организации и прохождения медико-социальной экспертизы

Определение группы инвалидности

Порядок организации и прохождения медико-социальной экспертизыПризнание гражданина инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медсоцэкспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма, анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Минздравсоцразвития России, при стойком расстройстве функций организма, обусловленном заболеваниями, последствиями травм или дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. полной или частичной утрате способности к самообслуживанию или, например, ориентированию в пространстве, обучению.

По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке.

К сведению

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2004 № 805 “О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы” к федеральным государственным учреждениям медсоцэкспертизы относятся:

  • находящиеся в ведении ФМБА России Федеральное бюро медсоцэкспертизы;
  • главные бюро медсоцэкспертизы по соответствующему субъекту РФ;
  • имеющие филиалы – бюро медсоцэкспертизы в городах и районах;
  • главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий.

В структуре инвалидности взрослого населения по классам болезней в Российской Федерации в 2008 г. на первом месте стоит:

  1. инвалидность по причине болезней системы кровообращения;
  2. на втором – злокачественных новообразований;
  3. далее идут болезни костно-мышечной системы;
  4. травмы;
  5. болезни глаза;
  6. органов дыхания;
  7. психические расстройства;
  8. болезни нервной системы.

Медсоцэкспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в т. ч. степени ограничения способности к трудовой деятельности). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Одновременно определяется степень ограничения способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения), либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Процедура прохождения МСЭТаким образом, ограничение способности к трудовой деятельности является одним из семи видов ограничений жизнедеятельности. В настоящее время пенсионирование инвалидов в целом определяется степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а не группой инвалидности.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”:

  • инвалидность I группы устанавливается на 2 года;
  • II и III групп – на 1 год.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

  • Категория “ребенок-инвалид” устанавливается на 1 или 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Переосвидетельствование инвалидов

  1. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года;
  2. инвалидов II и III групп – 1 раз в год;
  3. детей-инвалидов – 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория “ребенок-инвалид”.

Из большого количества инвалидов, имеющих показания к труду, лишь малая часть работает. Судя по данным опросов, многих сдерживает опасение, что при трудоустройстве с них снимут инвалидность, а вместе с ней – льготы. Но большинство все-таки стремится пройти реабилитацию и получить профессию, соответствующую имеющимся возможностям. Однако конкурировать на рынке труда со здоровыми людьми инвалидам не под силу.

Работающие инвалиды

В настоящее время число работающих инвалидов составляет порядка 460 тыс. чел. По экспертным оценкам, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации не превышает 15%. Особенно низка она среди инвалидов I и II групп (8%). Низкий уровень занятости инвалидов обусловлен действием ряда факторов.

Среди них:

  1. обострение ситуации на рынке труда в целом;
  2. существующая “привязка” размера ежемесячных денежных выплат к степеням ограничения способности к трудовой деятельности;
  3. несовершенство правового регулирования занятости инвалидов.

Для решения проблем занятости инвалидов представляется целесообразным сочетание мер квотирования рабочих мест для инвалидов, как одной из гарантий их трудовой занятости, с мерами поддержки работодателей, включая субсидирование предприятий, использующих труд инвалидов.

Пенсионирование инвалидов

Пенсионирование инвалидов в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности, а не группы инвалидности, в значительной степени маскирует саму картину состояния инвалидности, степень выраженности ограничений жизнедеятельности. Наиболее ярко это проявляется в отношении к инвалидам по зрению (слепым).

Установление данной категории I группы инвалидности при наличии выраженных ограничений способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, при сохранившейся частичной способности к трудовой деятельности, возможности выполнять труд в специально созданных условиях (II степень ограничения способности к трудовой деятельности) существенно ухудшает социальную недостаточность этих граждан.

Кроме назначения трудовой пенсии инвалиду по зрению, предоставления ему других социальных льгот, таких как получение второй путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица и другие услуги, также напрямую соотнесены со степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а не от группы инвалидности, что значительно ограничивает права этой категории инвалидов.

Совершенствование законодательства в области медико-социальной экспертизы

В последнее время принят ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, в т. ч. постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 247 “О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом” (далее – Постановление № 247), которым определен Перечень заболеваний, дефектов, условий, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно, что исключает необходимость повторного обращения граждан в ЛПУ для оформления направления на медсоцэкспертизу и переосвидетельствования граждан в федеральных учреждениях медико-социальных экспертиз.

Совершенствование законодательства МСЭ

Перечень заболеваний, дефектов, условий, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, адаптирован к МКБ-10, с учетом предложений Всероссийской общественной организации инвалидов.

Определен срок наблюдения за инвалидами федеральными государственными учреждениями медсоцэкспертизы – 2 года, по истечении которого группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования. При основных формах заболеваний этот срок необходим для проведения лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, ослабление последствий болезни, травмы, увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в состоянии больного.

Данная правовая норма, адресованная, прежде всего, федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы, устанавливает предельные сроки наблюдения за инвалидами при принятии решения об установлении инвалидности бессрочно и препятствует необоснованному, несвоевременному принятию решения об установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования, что обеспечит реализацию гражданами прав, связанных с признанием их инвалидами.

К сведению

В Российской Федерации в 2007 г. с мая по декабрь признаны инвалидами (взрослое население) 2 275 929 чел., из них 21,84% установлена бессрочная инвалидность. В 2008 г., после выхода Постановления № 247, за аналогичный период число граждан, признанных инвалидами, составило 2 222 359 чел., из них бессрочно – 711 899 чел., или 32,03% (т. е. почти на 10% больше, чем в 2007 г.).

Постановление 240

С 1 октября 2008 г. введено в действие постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 “О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями” (далее – Постановление № 240).

МСЭ постановление 240В Постановлении № 240 принято новое концептуальное направление по обеспечению инвалидов, ветеранов техническими средствами и услугами за счет средств федерального бюджета, тем самым упрощена процедура обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а отдельных категорий граждан из числа ветеранов – протезами и протезно-ортопедическими изделиями.

  1. Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации распространены на лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория “ребенок-инвалид”.
  2. Определен порядок обеспечения протезами и протезно-ортопедическими изделиями граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами.
  3. Регламентирован порядок работы с заявлением инвалида, ветерана: при рассмотрении заявления о предоставлении инвалидам технических средств реабилитации, а ветеранам – протезов и протезно-ортопедических изделий исполнительный орган Фонда социального страхования РФ формирует дело и одновременно высылает (выдает) направление на получение (изготовление) инвалиду указанного технического средства реабилитации (изделия), а ветерану – протеза, протезно-ортопедического изделия. В случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов.
  4. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида, заключением об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветерана, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам, техническое средство реабилитации, протез и протезно-ортопедическое изделие соответственно инвалид (ветеран) приобрел за собственный счет, компенсация выплачивается в размере стоимости технического средства реабилитации, протеза и протезно-ортопедического изделия.
  5. Определен порядок выплаты компенсации, которая осуществляется в месячный срок с даты принятия соответствующего решения.
  6. Также определен порядок ремонта технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий и предусмотрена компенсация, если инвалид, ветеран самостоятельно произвели ремонт, – ранее эта норма отсутствовала.
  7. Определен порядок и условия замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий.
  8. Исключена необходимость обращения граждан как в ЛПУ, так и в федеральные учреждения медсоцэкспертизы в случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида разработана до достижения гражданином возраста 18 лет, либо бессрочно, и период проведения реабилитационных мероприятий определяется сроком пользования техническим средством реабилитации, протезом, протезно-ортопедическим изделием.

Новые подходы в организации МСЭЗамена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации.

  1. Установлено, что технические средства реабилитации, передаваемые инвалидам (протезы, протезно-ортопедические изделия – ветеранам) бесплатно в безвозмездное пользование, по истечении срока пользования сдаче не подлежат.
  2. Предусмотрена компенсация при самостоятельном решении инвалидом или ветераном вопроса проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей протезами и протезно-ортопедическими изделиями, – ранее эта норма отсутствовала.

В подготовке Постановления № 247 и Постановления № 240 “О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями” активное участие принимали общественные организации инвалидов. Предполагается также их активное участие при подготовке Концепции по реформированию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, которую планируется широко обсудить со всеми заинтересованными институтами гражданского общества.

Новые подходы в организации медико-социальной экспертизы в Российской Федерации

Минздравсоцразвития России дало ФМБА России поручение по разработке концепции модернизации работы службы медсоцэкспертизы.

Социальная политика в отношении инвалидов должна быть:

  1. предупредительной;
  2. социально эффективной;
  3. экономически целесообразной.

Основные инструменты решения проблемы инвалидности 

  1. Развитие и совершенствование нормативной правовой базы;
  2. Эффективное государственное регулирование в социальной сфере;
  3. Применение программно-целевого метода (создание и реализация федеральных и региональных целевых программ);
  4. Внедрение инновационных технологий:
  • социальных;
  • технических;
  • экономических;
  • управленческих и т. п.;
  1. Адресность и экономическая целесообразность принятия решений;
  2. Учет международного опыта в решении данной проблемы.

Несомненно, служба медсоцэкспертизы в настоящее время нуждается в серьезной реорганизации, однако реформирование деятельности должно проходить одновременно с изменением общей концепции инвалидности, реабилитации и социальной (в т. ч. трудовой) интеграции инвалидов в обычные условия жизни.

Служба медсоцэкспертизыОдна только реорганизация службы медсоцэкспертизы может не дать эффекта, если не будет отлажена в целом система реабилитации инвалидов, затрагивающая реформирование деятельности учреждений здравоохранения, социальной сферы и других служб, занятых в этом направлении работы.

На наш взгляд, современная концепция инвалидности должна отойти от привычной схемы “больной – инвалид”, когда больной, без достаточного проведенного лечения (а сроки этого лечения по временной нетрудоспособности – до 10–12 месяцев – при должном подходе позволяют получить более благоприятные результаты) сразу направляется в учреждения медсоцэкспертизы, где в соответствии с действующими критериями ему устанавливается группа инвалидности и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации для проведения соответствующих мероприятий.

Инвалидность нередко устанавливается только для того, чтобы больной гражданин мог получить бесплатно техническое средство реабилитации или диетическое питание, санаторно-курортное лечение; в некоторых случаях – чтобы пройти переподготовку по другой профессии при невозможности работать по прежней специальности. То есть сначала человека признают инвалидом, а затем стараются его реабилитировать, – в то время как во всем цивилизованном мире реабилитация проводится до определения инвалидности.

Капитальный ремонт системы медсоцэкспертизы и реабилитации – единственный, на наш взгляд, вариант, позволяющий устранить существующие в настоящее время недостатки.

С этой целью необходимо в кратчайшие сроки:

  1. Доработать концепцию по совершенствованию реформирования системы комплексной медико-социальной реабилитации инвалидов;
  2. Одновременно предполагается регламентировать и упростить процедуру при направлении граждан на медсоцэкспертизу;
  3. Упростить процедуру освидетельствования;
  4. Сократить маршрут движения инвалида;
  5. Расширить объемы и повысить качество предоставляемых инвалидам медико-социальных и реабилитационных услуг.

В целях дальнейшего совершенствования качества и эффективности деятельности федеральных учреждений медсоцэкспертизы считаем целесообразным в рамках Концепции реформирования федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов предусмотреть:

  • укрепление материально-технической базы федеральных государственных учреждений медсоцэкспертизы;
  • разработать современные модели функционирования учреждений медсоцэкспертиз различного уровня;
  • единую интегрированную информационную систему.

Материально-техническое оснащение, в первую очередь, связано с решением вопроса об обеспечении федеральных государственных учреждений необходимыми помещениями, отвечающими правилам техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, требованиям противопожарной безопасности, условиям комфортного пребывания лиц с ограниченными возможностями, одновременно должен быть обеспечен свободный доступ к ним инвалидов.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время федеральные государственные учреждения медсоцэкспертизы занимают 209 551 кв. м, что составляет чуть более 33% от требуемых норм.

  • Необходимо также решить вопрос о передаче в установленном порядке в федеральную собственность помещений, необходимых для реализации функций федеральных государственных учреждений медсоцэкспертизы.
  • В ряде случаев целесообразно рассмотреть вопрос о приобретении служебных помещений в собственность, учитывая постоянный рост арендной платы. Так, в настоящее время решается вопрос о приобретении зданий в семи субъектах РФ.

Частично вопрос обеспечения площадями федеральных государственных учреждений решается через участие в федеральной целевой программе “Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы”, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 № 832 «О федеральной целевой программе “Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы”» (с изм. и доп.). Предусмотрено строительство здания для федерального государственного учреждения Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области, Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, Ярославской, Смоленской, Рязанской, Тюменской, Брянской областям, Республике Ингушетия (г. Магас).

Для повышения качества предоставления услуг инвалидам и облегчения процедур установления инвалидности и переосвидетельствованя в 2009 г. будет закуплено более 500 единиц специального автотранспорта для учреждений медсоцэкспертизы. Наличие в регионах таких автомобилей даст возможность оперативно оказывать экспертные и реабилитационные услуги инвалидам.

Читайте бесплатно в системе «Главный врач»:

Практика оспаривания решений бюро медико-социальной экспертизы

Вопросы обжалования решений бюро медсоцэкспертизы регулируются постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 “О порядке и условиях признания лица инвалидом”. Законодательством предусмотрено: если гражданин или его законный представитель не согласен с решением филиала бюро медсоцэкспертизы, то он может обжаловать это решение в главное бюро медсоцэкспертизы в своем регионе, а при несогласии с решением главного бюро – в Федеральное бюро медсоцэкспертизы. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

По данным мониторинга Федерального медико-биологического агентства, в 2008 г. в судебном порядке обжаловано 2764 дела, или 0,06% от общего количества освидетельствований (4,76 млн чел.). Удовлетворено 210 судебных исков, что составляет 0,004% от общего количества освидетельствований, или 7,6% от числа обжалованных решений учреждений медсоцэкспертизы.

Нужно отметить, что действующим законодательством не предусмотрено проведение “независимой” медсоцэкспертизы при несогласии гражданина с результатами. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” экспертиза осуществляется только федеральными учреждениями медсоцэкспертизы. Если же, в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, гражданин решит обжаловать в суде решения бюро, главного бюро, Федерального бюро медсоцэкспертизы, то определением суда назначается судебная медсоцэкспертиза, проведение которой возлагается на указанное в определении федеральное государственное учреждение медсоцэкспертизы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×