Портфолио как основа индивидуального маршрута обучения

6179

В рамках новой образовательной парадигмы ведется разработка и внедрение инновационных технологий обучения, направленных на развитие специальных и ключевых компетенций выпускников. Одним из способов оценивания компетентности учащихся является учебный портфель (портфолио). Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает студенту возможность работать в собственном темпе. Портфолио нужно для развития навыков рефлексивной деятельности, а также для формирования умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и дополняет традиционные средства контроля обучения.Функции портфолио. Учебный портфель – это набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем, проектом, учебным исследованием, при подготовке к экзамену, а также своеобразная «копилка» достижений – грамот, сертификатов, отзывов с баз практики. Кроме накопительной, портфолио выполняет модульную функцию, отражая динамику развития учащегося, результатов достижения цели обучения, его самореализацию, а также демонстрируя стиль учения и показывая особенности его общей и профессиональной культуры, интеллекта. Портфолио помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями, готовить обоснования будущей исследовательской работы.Конечная цель учебного портфолио заключается в доказательстве результата обучения. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В зависимости от содержания можно выделить следующие виды портфолио:

  • портфолио достижений (результаты работы учащегося по конкретному модулю, теме учебного материала);
  • рефлексивный портфолио (материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов учебной работы; а также по анализу особенностей работы с различными источниками информации);
  • проблемно-ориентированный портфолио (все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы);
  • тематический портфолио (материалы, отражающие работу в рамках той или иной темы или модуля).

Рассмотрим пример использования портфолио в преподавании дисциплины «акушерство». Тематический вид портфолио является наиболее приемлемым, т. к. работа над ним не растянута во времени, что позволяет сохранить интерес студента к работе и поддержать познавательную активность на достаточно высоком уровне.Алгоритм запуска портфолио в общем виде может быть представлен следующим образом.

Начинать работу следует с мотивации: каждому студенту должно быть понятно, зачем нужен портфолио, что он позволит ему получить. Затем совместно со студентами выбирается вид портфолио, устанавливаются сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы или домашней подготовки. Определяется общее количество рубрик, из них часть – обязательные, часть – по выбору. Критерии оценки можно вынести на обсуждение, однако некоторые критерии, такие как наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п., являются обязательными и не подлежащими обсуждению.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Общепринятой является структура портфолио, включающая четыре основных раздела. В разделе «Портрет» студенты представляют себя любым доступным способом: фотографиями, резюме, эссе и др. Раздел «Коллектор» включает информацию, связанную с тематикой, но не являющуюся продуктом деятельности автора: глоссарий, приказы и инструкции, бланки анализов, бланки истории родов, диспансерной карты, индивидуальной карты беременной, информационные материалы, полученные от преподавателя, алгоритмы манипуляций, алгоритмы решения ситуационных задач, стандарты деятельности акушерки, любой иллюстративный материал и др. «Рабочие материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована студентом в процессе подготовки и выполнения заданий: опорные конспекты, рисунки, решения задач, дневники наблюдения за беременными, роженицами, родильницами в роддоме, оформленные учебные истории родов, планы ведения родов, дневники работы в различных подразделениях роддома, графические материалы (таблицы, партограммы, графики, схемы, лото, домино, кроссворды и др.), тексты сообщений и докладов, бесед с пациентами, творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности и др. Этот раздел представляет собой «копилку» работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения. Раздел «Мои достижения» содержит работы, демонстрирующие успехи студента, его прогресс в обучении. Это могут быть результаты контрольных и самостоятельных работ, отзывы акушерок,  аккредитованых врачей стоматологии и лечебно-профилактических учреждений, пациентов, сертификаты, грамоты научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и др. Приветствуется наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела.

Можно использовать модель портфолио, которая наряду с блоком, обеспечивающим достижение образовательного стандарта, включает рубрики, содержащие индивидуально значимую информацию. Такая модель портфолио включает обязательную и вариативную части.

В обязательную часть портфолио студент помещает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, практические работы в соответствии с требованиями ГОС по дисциплине. Вариативная часть предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля и рассчитана на высокую познавательную активность студентов. Здесь наряду с заданиями повышенной сложности могут быть предложены работы исследовательского характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые студент предлагает сам.

Использование такой модели позволяет учащимся самостоятельно конструировать структуру и содержание портфолио, поэтому создаются условия для разноуровневого освоения учебного содержания модуля, выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов. За счет этого реализуется индивидуальный маршрут обучения.

Оценивается портфолио по всем разделам и рубрикам по заранее определенным критериям. На итоговом занятии проводится презентация портфолио с использованием мультимедийной техники.

Таким образом, в процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, учащимся представилась возможность самостоятельно планировать свою работу, работать в собственном темпе, иметь свободу выбора маршрута обучения, что позволяет значительно повысить познавательную, творческую активность студентов и обеспечить компетентность студентов по предмету.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×