Опыт проведения практических занятий по курсу “Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф” в ГОУ СПО “Нижегородский медицинский базовый колледж № 2”

9024

О важности и актуальности предмета, а следовательно, и проведении таких занятий свидетельствует сама жизнь. К сожалению, в наше время стихийные бедствия, техногенные катастрофы с возникающими после них чрезвычайными ситуациями не редкость.

Анализ медицинского обеспечения мероприятий по ликвидации медико- санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), причинами которых стали катастрофы технического, природного характера, локальных военных конфликтов, подтвердил необходимость серьезной подготовки среднего медицинского персонала к работе в любых условиях.

Для оказания медицинской помощи пострадавшим и сохранения здоровья населения возникает необходимость масштабных лечебно- эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. На их осуществление могут быть мобилизованы медицинские работники всех специальностей.

Медицинская обстановка в чрезвычайных ситуациях отягощается возможными разрушениями зданий лечебно-профилактических учреждений и потерями среди врачей, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов. В этих условиях возрастает роль и ответственность медицинских работников среднего звена, которые в условиях чрезвычайной ситуации должны будут самостоятельно принимать решения по оказанию медицинской помощи, проводить медицинскую сортировку пострадавших в очагах бедствия и руководить их эвакуацией.

В 2005 г. в Нижегородском медицинском училище № 2 была создана авторская учебная программа по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф” в соответствии с государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальностям “Лечебное дело”, “Сестринское дело”.

Целью курса “Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф” является усвоение студентами основных симптомов (признаков) наиболее распространенных неотложных состояний, возникающих в результате несчастных случаев, аварий, воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, овладение практическими навыками по оказанию медицинской помощи пострадавшим при любом виде катастроф и обучение основным принципам профилактики угрожающих жизни ситуаций и состояний.

В соответствии с целями курса студент должен овладеть навыками, перечисленными далее.
 1. Оказывать медицинскую помощь в экстремальных ситуациях: проводить медицинскую сортировку; оказывать первую медицинскую помощь; эвакуировать пострадавших из очага поражения (правильно организовать их погрузку и выгрузку, укладывать в соответствии с характером поражения, оказывать медицинскую помощь во время эвакуации).
 2. Организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
 3. Собирать данные основных жизненных показателей у пострадавшего для принятия врачом решения о сортировке.
 4. Пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты.

Важное место в программе отведено рассмотрению следующих вопросов:

  •  медико-тактическая характеристика очагов поражения катастроф различных видов;
  •  основы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженного населения в чрезвычайных ситуациях;
  •  основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях;
  •  принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при технических чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
  •  основы военной службы и обороны государства.

В результате обучения у студентов формируется представление о принципах организации и задачах службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны, их учреждениях, формированиях, органах управления и оснащения.

Студенты специальности “Лечебное дело” (квалификация – фельдшер) кроме вышеперечисленного должны знать принципы организации, объем доврачебной помощи и уметь оказывать доврачебную помощь.

Во время катастрофы ввиду нервного напряжения даже нетравмированному медицинскому работнику иногда трудно исполнять не только многократно возросшие обязанности, но и делать привычную работу. Это состояние может продлиться от нескольких часов до суток, что при нехватке сотрудников еще более усугубляет положение. В связи с этим особую важность приобретает целенаправленная психологическая под- готовка всех звеньев медицинских служб.

При катастрофах людские потери (санитарные и безвозвратные) обычно возникают внезапно, их количество, как правило, превышает возможности местных сил и средств здравоохранения. От того, как и в какие сроки будет оказана первая медицинская, доврачебная помощь и проведены элементарные санитарно-гигиенические и противоэпиде- мические мероприятия, зависит здоровье и даже жизнь пострадавших.

В экстремальных ситуациях от медицинской сестры может потребоваться оказание не только первой медицинской, но и доврачебной по- мощи, а от фельдшера – и элементов первой врачебной помощи.

Обучить медицинских сестер и фельдшеров выполнению этих задач помогают практические занятия, которые желательно проводить в форме учебно-ролевой или деловой игры по модели какой-либо чрезвычайной ситуации. При этом лучше создавать модель чрезвычайной ситуации на основе уже известной, случившейся катастрофы.

Это предоставляет широкие возможности.

Во-первых, можно показать, как будут работать различные структуры и звенья Всероссийской службы медицины катастроф, гражданской обороны и создаваемые на этот период административные структуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (например, комиссии по чрезвычайным ситуациям) и в какой мере их решения будут влиять на организацию лечебно- эвакуационных мероприятий, проводимых в очагах чрезвычайной ситуации.

Во-вторых, можно продемонстрировать, как будут осуществляться перестройка работы медицинских учреждений при данной конкретной чрезвычайной ситуации, а также работать временные, созданные только на период ЧС лечебные учреждения, например “стационары- однодневки” при поражении некоторыми аварийно-химическими опас- ными веществами (АХОВ).

В-третьих, студент, погружаясь в обстановку происходящих событий, участвуя в них (для чего ему даются специальные ситуационные задачи), может представить психологическую обстановку, которая возникает в данной чрезвычайной ситуации, и предсказать пути преодоления неразберихи и хаоса при правильной организации медико-санитарной работы по ликвидации последствий ЧС.

Деловая игра формирует у студентов представление о деятельности медицинской службы в целом и ее отдельных звеньев по ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации, о проведении санитарно-эпидемиологической разведки, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в очаге чрезвычайной ситуации. Учащиеся узнают, в какие организационные структуры Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций следует обращаться за помощью при возникновении затруднений по организации и проведению лечебно-эвакуационных мероприятий. Но самое главное, в результате подобного интерактивного обучения студенты овладевают практическими навыками оказания медицинской помощи пострадавшим в результате воздействия тех или иных поражающих факторов чрезвычайной ситуации, проведения элементарной медицинской сортировки, работы на тех или иных приборах, например приборах радиационной и химической разведки.

Конечно, для проведения такой игры требуется предварительная подготовка. До проведения практических занятий студенты слушают лекции, в качестве внеаудиторной работы выполняют специальные домашние задания.

Чрезвычайно оживляют занятия, делают их интереснее, реалистичнее различные макеты, которые можно изготовить из подручного материала при участии студентов, а также схемы или карты места события. На карте или схеме можно точно указать место, где по условиям игры находится тот или иной участник.

В колледже почти все практические занятия проводятся в форме учебно-ролевой и деловой игры с использованием ситуационных задач. Во время таких занятий имитируется действительность, проигрывается реальная ситуация, где каждому отведена своя роль. Студенты отрабатывают действия на макетах, приборах, друг на друге.

Сначала студент в определенных условиях выполняет мероприятия по проведению медицинской сортировки и оказанию медицинской помощи, а в последующих учебных играх участвует в мероприятиях по организации медицинской помощи.

Критерии оценки действий студента во время учебно-ролевой и деловой игры по оказанию медицинской помощи следующие: в результате оказания медицинской помощи допущено много ошибок и пострадавший условно погиб – “неудовлетворительно”, получил тяжелые осложнения – “удовлетворительно”, легкие осложнения – “хорошо”, все сделано правильно – “отлично”. На первый взгляд, такая шкала оценок шокирующе груба, но с другой стороны, это повышает ответственность студента, делает его работу правдоподобной, учит преодолевать психологический барьер страха и неуверенности при оказании неотложной медицинской помощи.

Во время учебно-ролевой или деловой игры, когда студент участвует в организации медицинской помощи и проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, разрабатываются другие критерии оценки с учетом внеаудиторной работы студента.

На итоговом занятии по модели чрезвычайной ситуации “Пожар в училище” каждому студенту дают четыре ситуационные задачи. В каждой из них фигурирует один условно пострадавший с различными поражениями: ожогами различной степени тяжести, в том числе с угрозой развития или развившимся ожоговым шоком, переломами (открытыми, закрытыми), осложненными венозным или артериальным кровотечениями, травматическим шоком или ранениями, осложненными артериальным кровотечением, а также с комбинированными поражениями, отравлением угарным газом или фосгеном и т. п.

Занятие проводится в спортивном зале. Условно пострадавших ими- тируют студенты учебной бригады по очереди. Выполняющий задание имеет укомплектованную медицинскую войсковую сумку для оказания первой медицинской помощи, если это медсестра, или все необходимое для оказания доврачебной помощи, если это фельдшер. Студент проводит медицинскую сортировку, определяет последовательность оказания медицинской помощи по условиям ситуационных задач. Другой участник помогает ему, выполняя обязанности санитара.

После принятия решения по медицинской сортировке отвечающий выполняет мероприятия по оказанию первой медицинской или доврачебной помощи (предварительно поставив сестринский или врачебный диагноз), используя фантомы для внутримышечных и внутривенных инъекций, шины из подручных средств, бинты и др. При этом учитывается время, затраченное на оказание медицинской помощи. Остановка кровотечения проверяется по пульсу. Затем второй студент по тому же набору ситуационных задач на тех же условно пораженных должен организовать уход за пострадавшими на основе сестринского процесса при задержке эвакуации. Студент осуществляет ревизию жгута, повязок, правильную укладку пострадавших, проводит эвакотранспортную сортировку. Если отвечает фельдшер, то после вышеперечисленного он рассказывает и показывает, как будет проводиться подготовка пострадавших к эвакуации с проведением противошоковых мероприятий.

Тем временем третий участник игры решает задачу по оказанию медицинской помощи при эвакуации. Он организует погрузку условно пострадавшего в автомобиль УАЗ-452 АС, где студенту предстоит решить другую ситуационную задачу: оказать помощь пострадавшему в случае развития у него осложнений – таких как внезапная остановка сердца, отек мозга, отек легких и др. Студент показывает, как будет действовать в такой ситуации.

Подобные занятия помогают студентам получить представление об оказании медицинской помощи в случае массового поступления по- страдавших при чрезвычайных ситуациях и даже о той психологической обстановке, которая при этом возникает.

Такая организация практических занятий в Нижегородском медицин- ском базовом колледже № 2 позволила добиться большого интереса студентов к занятиям и уважения к предмету.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×